Программа "Удивительный мир природы".
рабочая программа по окружающему миру по теме
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» предназначен для 1- 4 кл. четырехлетней начальной школы и рассчитан на 135 занятия (1 час в неделю).
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» имеет экологическую направленность, который разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otradny.doc | 457 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
внеурочной деятельности
«Удивительный мир природы»
Направление экологическое
1-4 класс
Возраст обучающихся – 7 - 10 лет
Срок реализации – 4 года
Количество часов – 135 часов
Кем утверждена рецензия : Заведующий кафедрой технологий развивающего обучения ГОУ СИПКРО, кандидат педагогических наук , доцент Л.П.Нестеренко
Составитель: Лукьянова Е.В.
учитель начальных классов.
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………….…...3
2. Основные содержательные линии, цели обучения…........................................................................................4
3.Обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения…………….5
4. Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков………………………6
5. Направление программы………………………………………………………………………………………..7
6.базовые национальные ценности…..……………..………………………………..…………………….……...7
6. Формы подведения итогов реализации программы…….….…………………………………………….……8
8.Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………9
9.Содержание программы класса……………………………………………………………………………….13
7. Результаты обучения ………………………………………………………………………………..………..23
8. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………………………………..28
10.Место учебного предмета, курса в учебном плане……………………………………………………………28
11.Результаты внеурочной деятельности школьников…………………………………………………………29
11. Примерное тематическое планирование интегрированного курса…………………………………..…...30
12. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………71
13.Список литературы для учителя ………………………………………………………………………………..72
14. Список литературы для учителя обучающих и родителей……………………………………………………..74
Пояснительная записка.
Изменения, происходящие в настоящее время в жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения. Вместе с тем, следует отметить, что в имеющихся методических пособиях и рекомендациях для учителей не находят отражения современные проблемы, разрабатываемые в дидактике и методиках преподавания различных учебных дисциплин.
Актуальность
Последнее время интерес к экологическому воспитанию резко возрос. С каждым днем растет необходимость экологического воспитания и обучения учащихся Земли. Человек – часть природы. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на Земле. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин, в частности, природоведения. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний о природе и обществе. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» предназначен для 1- 4 кл. четырехлетней начальной школы и рассчитан на 135 занятия (1 час в неделю).
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» имеет экологическую направленность, который разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Цели:
- раскрытие учащимся тем, идей, областей знаний;
- выявление, развитие способностей, которые впоследствии могут привести к самостоятельному исследованию и определению выбора дальнейшего пути;
- формирования представлений, понятий и правильного отношения к окружающей природной среде,
- познакомить с редкими животными, птицами, с морскими обитателями.
Задачи :
- создавать у ребенка достаточно широкого, яркого представления о мире, в котором он живет, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой и наукой, культурой и искусством;
- развивать творческие качества, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность;
- формировать у школьников коммуникативные качества, нравственные ценности;
- развивать личностные качества: доброта, чуткость, умения сопереживать, самоуважения.
- воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- формировать опыт экологически и этически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения:
- Возможность изучения материала по разным предметам как единого целого.
- Широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников.
- Развивается умственная деятельность.
- Появляется желание учиться, формируются положительные нравственные качества.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий имеют определённые функциональные назначения. Интегрированный курс «Удивительный мир природы» требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает активный поиск эффективных методов его проведения. Развитие способностей педагога в построении учебного процесса выражается в умении находить точки соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.
Интегрированный курс «Удивительный мир природы» дает детям естественнонаучную основу, объективную картину мира, то эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.
Темы имеют широкое общечеловеческое значение. Интеграция совершается на основе широкого охвата жизненных явлений. Точками соприкосновения разных учебных предметов становятся важные нравственные положения, которые помогают формированию мировоззрения ученика, его отношения к окружающему миру, природе, обществу, самому себе. Темы конкретны, образны, значительны и серьезны.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных занятий:
- определение системы таких занятий на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого занятия, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания занятий, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов
Программа может реализоваться в учебное время с применением традиционных и нетрадиционных форм и методов работы.
Направление программы «Удивительный мир природы»:
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, обязанностям человека.
Базовые национальные ценности
- Патриотизм
- Гражданственность
- Труд и творчество
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки поделок из природных материалов;
- фотовыставки;
- учебно-исследовательские конференции;
- соревнования, КВН;
- демонстрация презентаций, экологических представлений;
- участие в конкурсах и олимпиадах.
- интегрированная контрольная работа.
У обучающихся в результате занятий данным видом деятельности могут быть развиты качества личности;
- аккуратность
- доброта,
- жизнерадостность,
- искренность,
- упорство,
- честность,
- чуткость
- трудолюбие.
Учебно - тематический план.
1 класс
Тема | Теоретические | Практические | Всего |
| 3 | 2 | 5 |
| 3 | 4 | 7 |
| 3 | 4 | 7 |
| 2 | 3 | 5 |
| 2 | 2 | 4 |
| 2 ч. | 3ч. | 5 |
Всего | 15 ч. | 18 ч. | 33ч. |
2 класс
Тема | Теоретические | Практические | Всего |
| 2 | 2 | 4 |
| 4 | 5 | 9 |
| 3 | 4 | 7 |
| 2 | 3 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 3 | 3 | 6 |
Всего | 15 ч. | 19 ч. | 34 ч. |
3 класс
Тема | Теоретические | Практические | Всего |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 2 | 3 | 5 |
| 4 | 4 | 8 |
| 1 | 2 | 3 |
| 2 | 2 | 4 |
| 4 | 4 | 8 |
Всего | 15 ч. | 19 ч. | 34 ч. |
4 класс
Тема | Теоретические | Практические | Всего |
| 1 | 2 | 3 |
| 4 | 4 | 8 |
| 4 | 5 | 9 |
| 1 | 1 | 2 |
| 2 | 3 | 5 |
| 1 | 1 | 2 |
| 2 | 3 | 5 |
Всего | 15 ч. | 19 ч. | 34ч. |
Содержание программы
1 класса - 33ч.
- Введение в экологию.(5ч.)
Что такое природа? Понятие «экология». Сущность и значение экологии. Природа в опасности. Охрана природы.
- «Жалобная книга» природы. (7 ч.)
Обитатели леса и луга. Домашние животные. Дикие животные. «Красная книга» растений и животных края. Растения – «Живые барометры». Животные – синоптики. Лес – многоэтажный дом, где нет «полезных» и «вредных».
- Учись быть здоровым. (7 ч.)
Окружающая среда и здоровье человека. Что такое здоровье? Правила личной гигиены. Укрепление здоровья. Зеленая аптека, как вырастить «аптеку на грядке». Медицинская аптечка, ее состав и правила пользования. Полезные свойства лука.
- «Молчаливые соседи». (5 ч.)
Общение с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами. Кошки. Собаки. Как ухаживать за кошкой и собакой.
- «Пернатые друзья». (4 ч.)
Кто такие птицы? Жизнь птиц. «Птицы – наши друзья». Праздник птиц.
- О чем шепчут деревья?( 5ч.)
Деревья - краса земли. Почему желтеют листья, почему опадают листья и, вообще, зачем дереву листья? Лес Деревья нашего двора. «Деревья. Сосна и ель – это хвойные деревья»
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
* взаимосвязи между природой и человеком (правила личного поведения в природе, меры по охране природы);
* живая и неживая природа.
* основы здорового образа жизни, правила гигиены, значении тренировки и закаливания для общего оздоровления организма.
Учащиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
выполнять правила личного поведения в природе;
выполнять правила личной гигиены;
бережное отношение к воде;
приводить примеры животных и растений Красной книги.
Содержание программы
2 класса - 34 ч.
Введение в экологию ( 4 ч.)
Экология в нашем доме. Экология нашего города. Злые причуды природы. Обсуждаем экологические катастрофы.
В мире растений (9 ч.)
Экологическая катастрофа – листопад. Растения - наш доктор Айболит. Можно ли питаться сорняками. Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона. Растения - потребители отходов. Растения-математики. Растения-путешественники. Paстения - биологические часы. Как растение передают информацию. На что еще способны растения.
В мире животных(7 ч.)
Животные, содержащие в уголке природы. Домашние животные, их виды. Уход за домашними животными. «Муравьиные дела». «Роль животных в природе». «Охрана природы животного мира». Интегрированная контрольная работа.
Что могут рыбы? (5 ч.)
Как дышат рыбы? Электрические рыбы? Могут ли рыбы жить без воды? Знакомство с обитателями аквариума. Живые обитатели морских глубин.
Значение воды в природе. (3 ч.)
Обычная вода, но это интересно! Вода источник жизни на земле. Чистая вода Байкала.
Учись быть здоровым. (6 ч.)
Почему мы движемся, почему бегаем, прыгаем, как мы играем, плаваем, ездим на велосипеде.
Что умеют новорожденные. Человек — часть природы, поэтому он состоит из всех веществ, которые в ней есть. Почему мы не падаем. Какие нагрузки может выдержать скелет человека. Что может человек, что я могу?
Учащиеся 2 классов должны знать и уметь:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
- выполнять правила личного поведения в природе; функции семьи, общее и различное в разных типах семей;
- знать положительные качества человека, различать приемлемое и неприемлемое поведение человека, знать приемы владения неприятными эмоциям;
- перечислять предметы, необходимые для поддержания здорового образа жизни, знать профессии, обеспечивающие здоровье человека; услуги, которые могут оказать специалисты по здоровью;
- должен знать, почему необходимо посещать врача, как важно всегда посещать уроки физической культуры, живописи, музыки и др;
- должен понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха учебы;
- понимать, почему движение, закаливание, правильное питание способствуют хорошему состоянию, настроению, здоровью своему и окружающих людей;
- твердо усвоить и понять, какие привычки вредны для здоровья.
По окончанию второго года обучения ребёнок должен получить следующие понятия:
- сведения о лекарствах, составе пищи, режиме питания;
- роль растительной и животной пищи в жизни организма как источник энергии для обеспечения работы и игры,
- должен знать роль режима приема пищи;
- необходимость отказа от приема вредных веществ (алкоголя, кофеина, никотина и др.);
- должен уметь обеспечить личную безопасность и оказать посильную помощь другим,
- правовые законы общества, направленные на сохранение здоровья, окружающей среды и предупреждение нарушения равновесия в природе;
- бережное отношение к воде.
Содержание программы
3 класса - 34 ч.
Введение в экологию. ( 3ч.)
Экологические связи в живой природе. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Все для гурманов есть в природе. (3 ч.)
Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Рецепты кофе в разных странах.
По великому чайному пути.
Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Чайный путь. Сорта чая. Редкие типы чая. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Травяные чаи и их рецепты.
Учись быть здоровым ( 5 ч.)
А мир прекрасен, если… Кровь — это "живая вода", из чего она состоит. Сердце — насос для перекачки крови.
Почему река "Вена" течет в гору. Мое здоровье, кто помогает мне его сохранить.
«Пернатые друзья».( 8ч.)
Зерноядные. Насекомоядные. Хищные птицы. Водоплавающие. Рыбоядные. Птицы – нектарницы всеядные.
Птицы – наши друзья. Праздник птиц.
Объекты неживой природы.( 3ч.) Пассаты – ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Сказочная красота камней. Мир пещер и их красота.
Подводный мир. ( 4ч.)
Жизнь в океанах и морях. Кораллы. Хищники морских глубин. Айсберги – плавающие ледяные горы.
Экологические катастрофы. (8 ч.)
Что такое экологическая катастрофа. Экологические связи в живой природе. Отходы и свалки. Глобальное потепление климата, в чем причина и чем это грозит человечеству. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.
К концу 3 класса учащиеся должны знать
- взаимосвязи между природой и человеком (правила личного поведения в природе, меры по охране природы);
живая и неживая природа.
- основы здорового образа жизни, правила гигиены, значении тренировки и закаливания для общего оздоровления организма.
- некоторые современные экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
- выполнять правила личного поведения в природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- бережное отношение к воде;
- приводить примеры животных и растений Красной книги.
Содержание программы
4 класс – 34 ч.
- Что такое экология (3ч.)
Роль экологии в сохранении природы. Меры по охране природы. Мой край - природа и люди.
- В мире растений (9 ч.)
Лес - наше богатство. Хвойные растения. Комнатные растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Растения из Красной книги. Экзотические растения.
- В мире животных. (9 ч.)
Зоологическая страничка. Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Подводный мир. Хищные рыбы. Обитатели двух миров (Амфибии). Властители воздуха (птицы). Путешествия по заповедникам.
4. Природные богатства. (2 ч.)
Минерал аметист – ценная разновидность кварца. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве.
5. Экологические катастрофы (4 ч.)
Влияние нефти на обитателей моря и побережья. «Как защитить океан от загрязнения?» Радиоактивное загрязнение (авария на Чернобыльской АЭС). Важнейшие экологические проблемы современности и разумное природопользование. Экологическая безопасность.
6. Значение воды в природе.(2 ч.)
Берегите воду. "Аквариум - маленькая искусственная экосистема".
7. Здоровье и безопасность. (5 ч.)
Здоровье человека – важнейшее богатство. Личная гигиена. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- взаимосвязи между природой и человеком (правила личного поведения в природе, меры по охране природы);
- живая и неживая природа.
- основы здорового образа жизни, правила гигиены, значении тренировки и закаливания для общего оздоровления организма.
- некоторые современные экологические проблемы.
Учащиеся должны уметь:
- различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- выполнять правила личного поведения в природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- бережное отношение к воде;
- приводить примеры животных и растений Красной книги.
Результаты обучения
Интеграция – это не самоцель, а определенная система деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.
В чём я его вижу:
- В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
- В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установления естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
- В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
- В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
- Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Я считаю, что данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребенка. Подтверждение своему выводу я нашла в работе И. С. Якиманской. Она подчеркивает, что «...построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично»
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Данный подход к интегрированному обучению в начальной школе не требует глобального пересмотра подготовки учителя, а основан на способности учителя, варьировать учебным материалом в рамках начального образования. Необходимо обратить внимание и на следующий момент: рассматриваемая система позволяет за счёт увеличения плотности подачи изучаемого материала освободить некоторое количество часов, используемое в дальнейшем для детальной проработки отдельных вопросов либо для факультативных занятий с младшими школьниками.
Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состояний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и на уроках чтения, русского языка, математики. Достижением цели интегрированного урока является последовательное формирование в сознании младших школьников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям природы и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Эти умения и знания позволяют в конечном итоге стимулировать у учащихся стремление к самостоятельному пополнению знаний, а значит, являются важнейшим звеном компетентностно - ориентированного обучения.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты.
1.Понимание особой роли России с мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2.Уважительное отношение к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
4.Освоение доступных способов изучения природы и общества.
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Правила безопасного поведения в лесу.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека
Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение интегрированного курса «Удивительный мир природы» в каждом классе начальной школе отводится 1 ч. в неделю. Курс рассчитан на 135 ч. в 1 классе - 33 ч. – (33 учебные недели), по 34 ч. во 2 -4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Результаты внеурочной деятельности школьников
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Примерное тематическое планирование интегрированного курса «Удивительный мир природы»
1 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД | |
Что такое экология (5ч.) | |||||||
Что такое природа? Рисование по представлению живой и неживой природы. | познавательная, художественное творчество; интегрирован. | Знать: что такое природа? Уметь отличать предметы живой и неживой природы. | Личностные: Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: формирование умения общаться (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми. | ||||
Понятие «экология». Чтение рассказа Л.Н.Толстого « Солнце – тепло». «На что нужны мыши». Экскурсия. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать об экологии как науке. | |||||
Изменение в природе под влиянием человека. Рисование с натуры объектов природы по выбору учащихся. | художественное творчество; интегрирован. | Знать: об изменении в природе под влиянием человека. | |||||
Природа в опасности. Рисование по представлению плаката «Природа в опасности». | художественное творчество; интегрирован. | Знать об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; | |||||
Охрана природы. Ориентирование: что сначала? что потом? | игровая, интегрирован. | Знать, как младшие школьники могут охранять природу; уметь оценивать поступки человека по отношению к природе. | |||||
«Жалобная книга» природы.( 7ч.) |
| ||||||
Интегрированный урок. Обитатели леса и луга. Решение задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: о растениях как живых организмах, об их условиях жизни. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и культуры. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…). | ||||
Интегрированный урок. Домашние животные. Работа с пластилином. (Лепка домашних животных). | техническое творчество; интегрирован. | Знать: домашних животных. Уметь их различать. | |||||
Интегрированный урок. Дикие животные. Работа с пластилином. (Лепка диких животных). | техническое творчество; интегрирован. | Знать: диких животных. Уметь их различать. | |||||
Интегрированный урок. Животные – синоптики. «Числа от 1 до 10.» | познавательная, интегрирован. | Знать интересные факты о животных – синоптиках. | |||||
Интегрированный урок. Лес – многоэтажный дом, где нет «полезных» и «вредных». Рисование по представлению леса. | художественное творчество; интегрирован. | Знать о разнообразии природы нашей страны; Уметь показать красоту родной природы. | |||||
Интегрированный урок. «Красная книга» растений и животных края. Решение задач | познавательная , интегрирован. | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. | |||||
. Растения – «Живые барометры». «Числа от 1 до 10.» | Познавательная, интегрирован. | Знать: о растениях –барометрах. | |||||
Учись быть здоровым. (7 ч.) | |||||||
Окружающая среда и здоровье человека. Экскурсия. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: о человеке как части природы. Знать о значении закаливания для организма. | Личностные: формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей. Регулятивные: умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. | ||||
Что такое здоровье? Коллективное панно. | техническое творчество; интегрирован. | Знать правила здорового и безопасного образа жизни . | |||||
Правила личной гигиены. Творческое иллюстрирование. | техническое творчество; интегрирован. | Знать: о правилах личной гигиены, их значении для охраны здоровья. | |||||
Укрепление здоровья. «Числа от 1 до 10.» | интегрирован. игровая | Знать правила здорового и безопасного образа жизни. Уметь укреплять здоровье. | |||||
Зеленая аптека, как вырастить «аптеку на грядке». Лепка овощей. | техническое творчество, интегрирован. | Знать: способы выращивания овощей. | |||||
Медицинская аптечка, ее состав и правила пользования. Решение задач. | игровая, интегрирован. | Знать: правила пользования медицинской аптечки. | |||||
Полезные свойства лука. Выращивание лука в комнатных условиях. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать о полезных свойствах лука. | |||||
«Молчаливые соседи». (5ч.) | |||||||
Общение с братьями меньшими. Парная согласная на конце слова. | интегрирован. игровая | Знать: с правилах ухода за кошками и собаками; | Регулятивные: формирование умения заботится (как?). Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с животными. | ||||
Наблюдения за домашними питомцами. Безударная гласная в корне слова. | игровая интегрирован. | Знать: о чувствах ответственности за дом. живот.; Уметь: сочувствовать бездомным животным. | |||||
Кошки. Работа с пластилином. | техническое творчество; интегрирован. | Уметь различать основные породы кошек. Знать правила ухода за ними. | |||||
Собаки. Работа с пластилином. | техническое творчество; интегрирован. | Уметь различать некоторые породы собак. Знать основные правила ухода за ними. | |||||
«Как ухаживать за кошкой и собакой». Рисование по представлению кошки или собаки. | художественное творчество; интегрирован. | Уметь: ухаживать за кошкой и собакой. | |||||
«Пернатые друзья»-4ч. | |||||||
Кто такие птицы? Безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: о роли птиц в истреблении вредителей. |
Познавательные: осмысление понятий, связанных с темой «Пернатые друзья»; Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия в природе. | ||||
Жизнь птиц. Числа 11 до 20. Нумерация | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: некоторые виды птиц. | |||||
«Птицы – наши друзья». Рисование по представлению птиц. | художественное творчество; интегрирован. | Знать: о роли птиц в жизни людей. | |||||
Праздник птиц. Вырезание жаворонка из бумаги, художественный орнамент. | техническое творчество; интегрирован. | Уметь: из бумаги вырезать жаворонка из бумаги | |||||
О чем шепчут деревья?(5ч.) | |||||||
Деревья - краса земли. Чудо дерево. (Работа с пластилином) | техническое творчество; интегрирован. | Уметь: работать с текстом; | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи природы человека и природы. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром . | ||||
Почему желтеют листья, почему опадают листья и, вообще, зачем дереву листья? В.Я. Брюсов "Сухие листья" | Знать причины листопада; Уметь различать вечнозеленые хвойные растения | ||||||
Лес. М.Пришвин «Деревья в лесу.» | Уметь создавать и ценить красоту. | ||||||
Деревья нашего двора. Сергей Есенин «Береза». Рисование по представлению березы. | Уметь различать часто встречающиеся растения города. Знать, чем различаются лиственные и хвойные деревья. | ||||||
«Деревья. Сосна и ель – это хвойные деревья». Рисование по представлению хвойного дерева. | Уметь различать вечнозеленые хвойные растения |
Примерное тематическое планирование интегрированного курса «Удивительный мир природы».
2 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
Введение в экологию ( 4 ч.) | ||||||
Экология в нашем доме. Рисование на тему «Мой дом». | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать понятие об экологии, о необходимости охраны природы; | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир». Регулятивные: формирование умения общаться; Определять цель выполнения во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: осмысление процесса, форм и способов общения; осмысление общения как способа получения и передачи информации. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
Экология нашего города. Решение задач. Рисование на тему «Мой город». | познавательная интегрирован. | Знать: экологические проблемы; | ||||
Злые причуды природы. Рисование плаката « Мы изменим Мир!» | художественное творчество; интегрирован. | Знать об угрозах в природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; уметь оценивать поступки человека по отношению к природе. | ||||
Обсуждаем экологические катастрофы. Парные согласные в корне слова. | игровая, интегрирован. | Знать об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; знать, как младшие школьники могут охранять природу; уметь оценивать поступки человека по отношению к природе. | ||||
В мире растений (9 ч.) | ||||||
Экологическая катастрофа – листопад. Осенний пейзаж. | художественное творчество; интегрирован. | Знать причины листопада. Уметь различать вечнозеленые хвойные растения | Личностные: Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Познавательные: Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
Растения - наш доктор Айболит. Изготовление книжки малышки «Мой доктор». | техническое творчество; интегрирован. | Знать: некоторые виды лекарственных растений. Уметь их отличать. | ||||
Можно ли питаться сорняками. Решение задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать особенности сорняков. | ||||
Лучше вдыхать аромат роз, чем пары ацетона. Решение экологических задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать о вреде ацетона. | ||||
Растения - потребители отходов. Безударная гласная в корне слова. | познавательная интегрирован. | Знать: растения – потребители отходов. | ||||
Растения-математики. Решение экологических задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать растения -математики. | ||||
Растения-путешественники. Рисование по представлению растений. | художественное творчество; интегрирован. | Знать растения -путешественники. | ||||
Растения - биологические часы. Решение экологических задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: растения - биологические часы. | ||||
Как растение передают информацию. На что еще способны растения. Безударная гласная в корне слова. | познавательная интегрирован. | Знать: как растение передают информацию. На что еще способны растения. | ||||
В мире животных(7 ч.) | ||||||
Животные, содержащие в уголке природы. Рассказы Е.Чарушина о животных | познавательная интегрирован. | Знать: правила ухода за животными из живого уголка. | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». Регулятивные: Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Познавательные: Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию. Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | |||
Домашние животные, их виды. Рисование по представлению домашнего животного. | художественное творчество; интегрирован. | Знать разные виды домашних животных | ||||
Уход за домашними животными. Главные члены предложения. | познавательная интегрирован. | Знать: правила ухода за домашними животными | ||||
«Муравьиные дела». Деление текста. Стихи про насекомые. | познавательная, интегрирован. | Знать о пользе муравьев. | ||||
«Роль животных в природе». Решение задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Уметь соблюдать правила поведения в природе. | ||||
«Охрана природы животного мира». Рисование плаката «Охраняй природу!» | художественное творчество; интегрирован. | Уметь соблюдать правила поведения в природе. | ||||
Интегрированная контрольная работа. | познавательная интегрирован. | Проверить уровень усвоения материала | ||||
Что могут рыбы? (5 ч.) | ||||||
Как дышат рыбы? Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. | познавательная интегрирован. художественное творчество; интегрирован. | Знать особенности рыб. | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков общечеловеческих норм. Регулятивные: Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные: Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе. | |||
Электрические рыбы. Рисование по представлению. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать об электрических рыбах | ||||
Могут ли рыбы жить без воды? Решение задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать особенности рыб. | ||||
Знакомство с обитателями аквариума. Мозаическое панно. | техническое творчество; интегрирован. | Знать некоторые виды обитателей аквариума. Уметь за ними ухаживать. | ||||
Живые обитатели морских глубин. Рисование по представлению подводного мира. | художественное творчество; интегрирован. | Знать о живых обитателях морских глубин. | ||||
Значение воды в природе. (3ч.) | ||||||
Обычная вода, но это интересно! Упражнение в составлении предложений. обозначающих признак предмета. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: о интересных фактах воды в жизни человека. | Личностные: формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы, культуры, окружающих людей. Регулятивные: умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. | |||
Вода источник жизни на земле. Закрепление знаний о словах, | познавательная интегрирован. | Знать о воде источнике жизни. | ||||
Чистая вода Байкала. Решение задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: о самом большом озере Байкал. | ||||
Учись быть здоровым. (6 ч.) | ||||||
Почему мы движемся, почему бегаем, прыгаем, как мы играем, плаваем, ездим на велосипеде. | познавательная, интегрирован. | Знать и уметь вести здоровый образ жизни. | Личностные: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям. Регулятивные: приобретение умения выражать своё позитивное отношение к семье и семейным ценностям Познавательные: осознание своей роли в природе. Коммуникативные: знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье | |||
Что умеют новорожденные? Написание сложных слов. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать: об умении новорожденных. | ||||
Человек — часть природы, поэтому он состоит из всех веществ, которые в ней есть. Написание корня в однокоренных словах. | познавательная интегрирован. | Знать о том, что человек — часть природы. | ||||
Почему мы не падаем? | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать особенности человека. | ||||
Какие нагрузки может выдержать скелет человека? Что может человек, что я могу? Рисование человека . | проблемно-ценностное общение; художественное творчество; интегрирован. | Знать о строении тела человека. | ||||
Интегрированная контрольная работа. | познавательная, интегрирован. | Проверить уровень усвоения материала |
Примерное тематическое планирование интегрированного курса «Удивительный мир природы».
3 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
. | Введение в экологию. ( 3ч.) | |||||
Экологические связи в живой природе. Рисование экологической пирамиды. | художественное творчество; интегрирован. | Знать правила личной экологической безопасности в живой природе, | Личностные: Ценить и принимать базовые ценности. Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Решение экологических задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы | ||||
«Защитные приспособления у растений и животных» (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.). | познавательная, семинар интегрирован. | Знать о «защитных приспособлениях у растений и животных» | ||||
Все для гурманов есть в природе. (3 ч.) | ||||||
Кофейное дерево можно выращивать на окне. Каков вкус спелых плодов кофе? Откуда он к нам приехал? Книжка малышка: «Рецепты кофе в разных странах». | техническое творчество; интегрирован. | Знать некоторые интересные факты о кофе. | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. Познавательные: Извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | |||
По великому чайному пути. Коротко о чае. Из истории чайной торговли. Упражнение в распознавании частей речи. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать лечебные свойства чая. | ||||
Чайный путь. Лечебные свойства чая. Способы заварки чая. Книжка малышка: «Травяные чаи и их рецепты». Поле чудес. Рисование на тему « Прекрасный мир». | техническое творчество; интегрирован. | Знать некоторые сорта чая, способы заварки чая. Уметь заваривать. | ||||
Учись быть здоровым ( 5ч.) | ||||||
А мир прекрасен, если… | художественное | Уметь вести | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, Регулятивные: Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
Кровь — это "живая вода", из чего она состоит. Упражнение в проверке безударных гласных. | познавательная, интегрирован. | Знать из чего состоит кровь. | ||||
Сердце — насос для перекачки крови. Непроизносимые согласные. | игровая , интегрирован. | Знать о насосе для перекачки крови. | ||||
Мое здоровье, кто помогает мне его сохранить. Слова, сходные по звучанию. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Уметь соблюдать санитарно-гигиенические нормы хранения продуктов. | ||||
Мое здоровье, кто помогает мне его сохранить. Правописание слов с двумя безударными в корне. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Уметь составлять рацион и придерживаться режима питания. | ||||
«Пернатые друзья»..( 8ч.) | ||||||
Зерноядные. Закрепление письменных приёмов вычисления в пределах 1000. | познавательная, интегрирован. | Знать о разновидности птиц края, мира. Уметь отличать. . | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «мир», «справедливость». Регулятивные: Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные: Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого . | |||
Насекомоядные. «Как рисовать дятла?» | художественное творчество; интегрирован. | Знать о разновидности птиц края, мира. | ||||
Хищные птицы. Решение задач. | интегрирован. познавательная | Знать хищные птицы. Уметь их отличать. | ||||
Водоплавающие. Написание сложных слов. | игровая , интегрирован. | Знать водоплавающих птиц. Уметь их отличать | ||||
Рыбоядные. Состав слова. | познавательная интегрирован. | Знать рыбоядных птиц. Уметь их отличать | ||||
Птицы – нектарницы всеядные. Рисование на тему: «Сказочная птица». | художественное творчество; интегрирован. | Знать всеядных птиц. Уметь их отличать | ||||
Птицы – наши друзья. Игра-соревнование «Кто назовёт больше птиц». Ознакомление с поэтапным рисованием птиц. | игровая. интегрирован. | Знать о разновидности птиц края, мира. Уметь отличать. | ||||
Праздник птиц. Вырезание жаворонка из бумаги, художественный орнамент). | техническое творчество; интегрирован. | Знать о разновидности птиц края, мира. Уметь отличать. | ||||
Объекты неживой природы.(3ч.) | Личностные: Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Регулятивные: Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого . | |||||
Пассаты – ветры дующие всегда. Защита проекта. | познавательная | Знать необходимое о ветрах пассаты. | ||||
Красота и гармония гор. Сказочная красота камней. Защита проекта. | познавательная, интегрирован. | Знать название гор. Уметь находить на карте.. | ||||
Мир пещер и их красота. Рисование по представлению пещеры. | художественное творчество; интегрирован. | Знать особенности факты о пещер. | ||||
Подводный мир. ( 4ч.) | ||||||
Жизнь в океанах и морях. Творческая коллективная работа «Подводный замок» | техническое творчество; интегрирован. | Иметь представление о подводном мире. | Личностные: Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации . Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
Кораллы. . Рисование по представлению кораллов. | художественное творчество; интегрирован. | Иметь представление о кораллах. | ||||
Хищники морских глубин. Работа с пластилином и гофрированной бумагой. | техническое творчество; интегрирован. | Иметь представление о хищниках морских глубин. | ||||
Айсберги – плавающие ледяные горы. Рисование по представлению айсбергов. | художественное творчество; интегрирован. | Иметь представление о айсбергах. | ||||
Экологические катастрофы. (8 ч.) | ||||||
Что такое экологическая катастрофа? Текст-рассуждение. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | Личностные: Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. Регулятивные: Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. Познавательные: Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Коммуникативные: Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | |||
Экологические связи в живой природе. Решение экологических задач. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | ||||
Отходы и свалки. Защита проекта. | интегрирован. познавательная | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | ||||
Глобальное потепление климата, в чем причина и чем это грозит человечеству. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать о Глобальное потепление климата, в чем причина и чем это грозит человечеству. | ||||
Аральская экологическая катастрофа. Нитратные катастрофы. | познавательная, интегрирован. | Знать о Аральской экологической катастрофе. | ||||
Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Синонимы, антонимы. | интегрирован. познавательная | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | ||||
Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Сложные слова. | проблемно-ценностное общение; интегрирован. | Знать о радиоактивных загрязнениях окружающей среды | ||||
Интегрированная контрольная работа. | познавательная интегрирован. | Проверить уровень усвоения материала |
Примерное тематическое планирование интегрированного курса «Удивительный мир природы».
4 класс
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Вид деятельности, формы работы | Планируемые результаты освоения системы знаний обучающимися | УУД |
Что такое экология (3ч.) | ||||||
Роль экологии в сохранении природы. Рисование с натуры объектов природы по выбору учащихся. (деревья) | интегрирован. художественное творчество; | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», « «мир». Регулятивные: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, Познавательные: определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
Меры по охране природы. Рассказ М.Пришвина «Зеркало человека» | интегрирован. | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | ||||
Мой край - природа и люди. Рисование по представлению предметов живой и неживой природы. | интегрирован. художественное творчество; | Знать экологические правила в природе. Уметь их применять. | ||||
В мире растений (8 ч.) | ||||||
Лес - наше богатство. И.Соколов-Микитов «Русский лес». Безударные гласные в корне слова. | интегрирован. познавательная | Знать о вреде, который наносит человек природе. Знать правила поведения в лесу. | Личностные: Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Регулятивные: Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
Хвойные растения. Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением. | интегрирован. познавательная | Знать разновидности хвойных растений.. | ||||
Комнатные растения. Рисование по представлению комнатного растения. | интегрирован. художественное творчество; познавательная | Знать разные виды комнатных растений | ||||
Царство грибов. Работа с пластилином и гофр. бумагой. | интегрирован. техническое творчество; | Знать разные виды грибов. | ||||
Съедобные и несъедобные грибы. Склонение имен существительных. | интегрирован. познавательная | Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. | ||||
Роль грибов в природе и жизни человека. Рисование гриба вместе с деревом. | интегрирован. художественное творчество; | Знать роль грибов в природе и жизни человека. Уметь различать грибы. | ||||
Экзотические растения. Решение задач. Работа с бумагой и картоном. Водяная лилия. | интегрирован. техническое творчество | Знать некоторые экзотические растения. | ||||
Растения из Красной книги. Изготовление книжки – самоделки «Моя Красная книга». | интегрирован. техническое творчество; | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, | ||||
В мире животных. (9 ч.) | ||||||
Зоологическая страничка. Решение задач. | интегрирован. проблемно-ценностное общение; | Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги. | Личностные: Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Регулятивные: Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные: Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |||
Животные из Красной книги. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. | интегрирован. познавательная | Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры . | ||||
Животные - рекордсмены. Решение задач на сравнение чисел. | интегрирован. проблемно-ценностное общение; | Познакомить с некоторыми животными рекордсменами. | ||||
Подводный мир. Рисование по представлению подводного царства. | интегрирован. художественное творчество; | Познакомить с некоторыми рыбами подводного мира. | ||||
Хищные рыбы. Л.Н.Толстой. «Акула». Энциклапедия. | интегрирован. познавательная | Знать хищных рыб. Уметь их отличать. | ||||
Обитатели двух миров (Амфибии). Правописание непроизносимых согласных. Чтение статей из энциклопедии. | интегрирован. познавательная | Познакомить с некоторыми обитателями двух миров. | ||||
Властители воздуха (птицы). Решение задач. Складывание фигуры лебедя из бумаги. | интегрирован. техническое творчество; | Познакомить с некоторыми редкими птицами. | ||||
Путешествия по заповедникам. Решение задач. Статьи из энциклопедии. | интегрирован. проблемно-ценностное общение; | Знать заповедники расположенные на территории России. | ||||
Интегрированная контрольная работа. | интегрирован. | Проверить уровень усвоения материала | ||||
Природные богатства. (2 ч.) | ||||||
Минерал аметист – ценная разновидность кварца. Лечебные свойства аметиста. | интегрирован. Защита проекта. | Знать магические и лечебные свойства аметиста.
| Личностные: Оценка жизненных ситуаций, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Регулятивные: Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
Алмаз, его применение в ювелирном искусстве. | интегрирован. Защита проекта. | Знать о применении алмаза в ювелирном искусстве. | ||||
Экологические катастрофы (5ч) | ||||||
Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Решение экологических задач. | интегрирован. проблемно-ценностное общение; | Знать некоторые современные экологические проблемы. | Личностные: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», « «мир», «справедливость», Регулятивные: Использовать при выполнения задания различные средства: Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации . Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
«Как защитить океан от загрязнения?» Рассказ И.Никитин «Куда девается вода из моря». | интегрирован. познавательная | Знать некоторые современные экологические проблемы. | ||||
Радиоактивное загрязнение (авария на Чернобыльской АЭС). Сложные слова. Состав слова. | интегрирован. познавательная | Знать о проблемах Чернобыльской АЭС. | ||||
Важнейшие экологические проблемы. Изготовление плаката- «Судьба природы наша судьба». | интегрирован. художественное творчество; | Знать о экологических проблемах. | ||||
Экологическая безопасность. Решение задач. | интегрирован. проблемно-ценностное общение; | Знать о экологических проблемах. | ||||
Значение воды в природе.(2 ч.) | ||||||
Берегите воду. Окончание имен существительных. Рисование плаката «Берегите воду!» | интегрирован. художественное творчество; Защита проекта. | Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека. Показать необходимость способы их охраны. | Личностные: Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. Регулятивные: Использовать при выполнения задания различные средства. Познавательные: Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Коммуникативные: Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | |||
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. «Оригами. Коллективное панно «Аквариум с рыбками»" | интегрирован. техническое творчество; | Знать об искусственной экосистемы на примере аквариума. | ||||
Здоровье и безопасность. (5 ч.) | ||||||
Здоровье человека – важнейшее богатство. Изготовление фигуру человека из проволоки. | интегрирован. техническое творчество; | Знать гигиенические навыки ухода за кожей. Уметь ухаживать за кожей. | Личностные: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого» Регулятивные: Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы Познавательные: Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Коммуникативные: Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. | |||
Личная гигиена. Рисование фигуры человека в движении. | интегрирован. художественное творчество; | Знать о личной гигиене. Уметь ухаживать за собой. | ||||
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Рисование плакатов «Мы, против курения!» | интегрирован. художественное творчество; Защита проекта. | Знать о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье человека. | ||||
Здоровый образ жизни. Рисование на тему «Мы за спорт». А.Л. Барто «Зарядка». | интегрирован. художественное творчество; | Знать о значении тренировки и закаливания для общего оздоровления организма. | ||||
Интегрированная контрольная работа. | интегрирован. | Проверить уровень усвоения материала |
Материально- техническое обеспечение
образовательного процесса
Технические средства обучения
Классная доска
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор .
Компьютер.
Экранно-звуковые пособия
Детская энциклопедия о животных.
Сборник 1000000 рефератов на DVD
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Список литературы для учителя
- Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе.- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. – 104 с.
- Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы.- М.: ЦДЮТур, 1996. – 144 с.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1983. – 273 с.
- Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО – 1994 – вып. 3-4 – С. 3-7.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
- Баргин К.В. «Азбука туризма», М., Просвещение 2007.
- Владышевский Д.В. «Экология и мы», К., Соло, 2006.
- Горышина Т.К. «Экология растений», М., 2007.
- Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.
- Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
- Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.
- Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
- П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
- Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994.
- . Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).
- Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.
- Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в нач. школе. – М.: Педагогика, 1983.
- Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
- Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Нач. школа. – 1999. - № 8.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996.
- Мельченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет //
- Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами – Минск, 1995.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Альфа, 1998.
- Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003
- Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1
- Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...