Внеурочная деятельность программа Удивительный мир слов Школа 21 век
рабочая программа (2 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности составлена с учетом ФГОС по Школе 21 век 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_slov_programma_sdelala_na_kruzhok.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Вейделевского района Белгородской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Малакеевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Малакеевская СОШ»
/В.Е.Федурина/ __________
« » ________________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
1 год обучения
Возраст обучающихся 7 – 8 лет
Учитель начальных классов:
Солдатова Галина Ивановна
Малакеево, 2012
Программа внеурочной деятельности: «Удивительный мир слов», общеинтеллектуальное направление
Автор программы: __Солдатова Галина Ивановна__
Фамилия Имя Отчество
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20 г., протокол № ____
Председатель ____________ _________
подпись Ф.И.О
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- Программа «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, 2011 г;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
✓ осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
✓ знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
✓ овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
✓ развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
✓ формирование представлений о языке как универсальной ценности;
✓ изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
✓ развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
✓ формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
✓ развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
✓ включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Во 2-4 классах всего 35 часов в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Содержание программы
Планируемые результаты изучения курса.
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
2 класс.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971
Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
по плану | фактически | |||
1 | 06.09. | Мир полон звуков | Звуки вокруг нас. | |
2 | 13.09 | Фабрика речи. | ||
3 | 20.09 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | ||
4 | 27.09 | Полоса препятствий. | ||
5 | 04.10 | Рисуем звуками. | ||
6 | 11.10 | Трудности словесного ударения. | ||
7 | 18.10 | Азбука, прошедшая сквозь века. | Буквы старые и новые. | |
8 | 25.10 | Так считали наши предки. | ||
9 | 01.11 | Страницы древних книг. | ||
10 | 15.11 | Живая и весёлая буква алфавита. | ||
11 | 22.11 | Загадки русской графики. | ||
12 | 29.11 | Всему название дано. | Рождение языка. | |
13 | 06.12 | Сколько слов в языке? | ||
14 | 13.12 | Имена, имена, имена… | ||
15 | 20.12 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | ||
16 | 27.12 | Словари – сокровищница языка. | ||
17 | 11.01 | Как делаются слова. | «Дальние родственники» | |
18 | 18.01 | Слова «готовые» и «сделанные». | ||
19 | 25.01 | Есть «родители» у слов? | ||
20 | 01.01 | Внимание, корень! | ||
21 | 14.01 | Такие разные суффиксы. | ||
22 | 21.01 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | ||
23 | 28.01 | Что нам стоит слово построить? | ||
24 | 07.03 | Секреты правильной речи. | Словарное богатство русского языка. | |
25 | 21.03 | Вместе и врозь. | ||
26 | 04.04. | Выбираем точное слово. | ||
27 | 11.04 | Одно или много? | ||
28 | 18.04 | Когда у слов много общего? | ||
29 | 25.04 | Когда значения спорят? | ||
30 | 02.05 | Слова одинаковые, но разные. | ||
31 | 04.05 | «Местные жители» и «иностранцы» | ||
32 | 16.05 | «Местные жители» и «иностранцы» | ||
33 | 20.05 | Как рождаются фразеологизмы? | ||
34 | 23.05 | Выбор фразеологизма в речи. | ||
35 | 30.05 | Выбор фразеологизма в речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век
Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...
Программа внеурочной деятельности "Звуки,буквы и слова"
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Задачи:упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Удивительный мир слов» для 4 класса...
Программа внеурочной деятельности курса "Удивительный мир слов"
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях с...