Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Куликова Ирина Геннадьевна

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  урока

Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна

Школа:    № 124  г.Н.Новгород

Класс:    

Предмет: русский язык

Программа:  развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –    

                         В.В.Давыдова

Тема урока: «Анализ возможных ошибок при определении родственных  

                         слов и  выделении  корня  слова»

Задача урока:   Создать памятку, на что надо обращать внимание при

                             определении  родственных слов и выделении корня

Цели:

Образовательные: в ходе исследовательской работы  сделать анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня

Развивающие:  ребята создают памятку, в которой указывают способ избежать возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня.

Воспитательные:  должны понять, что знания приносят пользу только тогда, когда их применяют на практике; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.

                                               Ход урока

                   

1. Создание ситуации успеха

- Ребята, давайте  улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Какую тему мы проходим на уроках русского языка?

(Что такое родственные слова?)

- Перед вами рассказ. Давайте прочитаем.

(Слайд 1)

  В роще под березой вырос гриб-великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растет еще один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился березовый лист, и из-под него показался грибочек малыш. Улыбнулся гриб-великан: « Все на меня похожи...» Но тут послышались веселые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!

- Какие задания вы могли бы предложить к этому тексту по нашей  теме. (Выписать родственные слова, дополнить ряд родственных слов своими словами)

- Как во время взаимопроверки доказать своему соседу по парте, что у вас все сделано правильно? (Надо выделить окончание и основу слов, чтобы увидеть, что здесь нет изменений одного и того же слова, выделить общую часть – корень и доказать, что значение корня у всех слов одинаковое.)

- Что можно оценить при выполнении этого задания?  (Правильность)

(Фиксирую на доске)

      2.

      3.         =      ,          =

      4.     П.

-  Пожалуйста, делаем.

- Сделали взаимопроверку. Оценили работу.

- Поднимите руки, кто справился с работой. (Молодцы!)

2. Постановка учебной задачи

- Сегодня в гости к нам пришел  Знайка  и принес   для  изучения  слово ПОРОША. (Слайд 2)

- Кому то из вас оно уже знакомо.  Где можно узнать значение незнакомого нам слова?  (В толковом словаре)

-  Знайка уже написал, что такое пороша.  Прочитаем. (Дети читают)

(Слайд 3)

- Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил.

- Из данного предложения Знайка просит выписать родственные слова и выделить в них корень. Задание знакомое. Желаю успеха.

- Какие родственные слова вы здесь нашли? ( Пороша, запорошил, порошок )

 ( В классе найдутся ребята,  которые слово порошок  не посчитают родственным, объяснив это тем, что порошок  к снегу отношения не имеет.   Решаем эту проблему через объяснение смысла слов и с помощью этимологического словаря.)

- Посмотрите, как хорошо мы выполнили первое задание, а во втором, таком же допустили ошибки.  Значит,  не совсем хорошо мы усвоили эту тему. Почему мы смогли допустить  ошибку. (  Были невнимательные, поторопились,  не все знания применили,  наших знаний пока не хватает, …)

- Вот видите, как необдуманные действия могут привести к ошибкам.

- А мы можем помочь себе, другим ребятам справляться с такими заданиями и не допускать  ошибок в подборе родственных слов? (Можем)

- Что в наших силах для этого сделать?  (Не торопиться;  хорошо выучить порядок (алгоритм) подбора  родственных слов;  потренироваться;   мы  после контрольных работ составляем справочник ошибок, потом над этими ошибками работаем, можно попробовать составить такой справочник; а можно составить памятку, на что надо обращать внимание при подборе родственных слов)

- Какая интересная идея про памятку (или про справочник).  А что мы туда запишем?

(Какие ошибки  могут делать ребята при подборе родственных слов и выделении корня;  чтобы они были внимательными;  на что надо обращать внимание, чтобы не делать ошибок при подборе родственных слов и выделении корня; что надо проверять при подборе родственных слов и выделении корня, чтобы не сделать ошибок)

-А когда вы предлагаете этим заняться? (Сегодня на уроке)

- Значит, что мы сегодня делаем на занятии? (составляем памятку, в которой указываем, что надо проверять, чтобы не сделать ошибки при определении родственных слов и выделении корня)

3. Анализ условий решения задачи

- Как лучше выполнять это задание?  ( В группе)

- Так как у нас ограничено время урока, то сегодня я приготовила задание, которое поможет сделать анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня, а в памятку записать, на что надо обращать внимание, чтобы таких ошибок не допускать. Вы согласны воспользоваться моей помощью?

                           

       Игра:   « Третий лишний»

Дожди,  дождевик,  дождь.

Гореть, горе, пригорюниться

Дом,  здание, домашний.

Смех,  смешать,  смешить.

- Давайте составим план работы в группе.

1. Читаем задание и  выполняем его.

2. Объясняем возможные ошибки.

3. Делаем вывод. (На что надо обратить внимание…)

4. Моделирование открытого способа

Работа в группах.

                            П А М Я Т К А

При определении родственных слов и выделении корня  обрати внимание на:

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывешиваются на доску решения групп. Ответственные выходят и объясняют, что они предлагают записать в памятку по каждому пункту задания..

В результате обсуждения, получается запись, которая появляется на слайде. Ребята видят, что общими усилиями они создали памятку.  Она распечатывается и раздается детям.

            При определении  родственных слов обрати внимание на:

изменения одного и того же слова (дождь  - дожди)

Для этого выдели  в словах основу и окончание, если есть слова с одинаковыми основами, то это изменение одного и того же слова, а не

родственные слова.

слова с корнями – омонимами  (гореть - горе )

 Для этого надо пояснить смысл  слов. Если слова объясняются с помощью разных слов, то они не родственные.

слова с корнями – синонимами  (дом - здание)

Такие слова могут называть одно и то же, но звучат по-разному.

У них нет общей части, поэтому они не родственные.

непозиционное  чередование звуков.  (смех, смешить)

 Для правильного выделения корня надо подобрать еще родственные слова.

4. Рефлексия.

     - Что мы решили создать сегодня на уроке?

- Получилось у нас?

- Зачем нам эта памятка? 

- Раз у нас памятка есть, то уж теперь мы точно ошибок при подборе родственных слов делать не будем.  Вы согласны с моим утверждением? (Нет.)

- Получается, что мы не можем идти дальше? (Не можем)

- Тогда чем займемся на следующих уроках? ( С помощью этой памятки отработаем умение находить  родственные слова.)

- Вы согласны?

-  А можем мы её предложить ребятам из другого класса, чтобы они тоже могли без ошибок подбирать родственные слова?

-  Какое домашнее задание вы придумали бы для себя?

(Придумать задания нахождения родственных слов  с ловушками)

- Вам было интересно сегодня на уроке.

- И мне было сегодня очень интересно с вами сотрудничать. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ

Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...

Разработка проекта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"

ПедагогическиецелиСпособствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласнымив корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударным...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"

Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" построен по технологии деятельностного метода обучения. Работа на уроке направлена на формирование предметных и ме...

конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».

Урок русского языка  2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...

презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».

Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....