Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание памятки определения родственных слов и выделении корня | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Учитель: Куликова Ирина Геннадьевна
Школа: № 124 г.Н.Новгород
Класс: 2А
Предмет: русский язык
Программа: развивающее обучение по программе Д.Б.Эльконина –
В.В.Давыдова
Тема урока: «Анализ возможных ошибок при определении родственных
слов и выделении корня слова»
Задача урока: Создать памятку, на что надо обращать внимание при
определении родственных слов и выделении корня
Цели:
Образовательные: в ходе исследовательской работы сделать анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня
Развивающие: ребята создают памятку, в которой указывают способ избежать возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня.
Воспитательные: должны понять, что знания приносят пользу только тогда, когда их применяют на практике; воспитывать в ребятах дух сотрудничества, сплоченности.
Ход урока
1. Создание ситуации успеха
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Какую тему мы проходим на уроках русского языка?
(Что такое родственные слова?)
- Перед вами рассказ. Давайте прочитаем.
(Слайд 1)
В роще под березой вырос гриб-великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растет еще один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился березовый лист, и из-под него показался грибочек малыш. Улыбнулся гриб-великан: « Все на меня похожи...» Но тут послышались веселые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!
- Какие задания вы могли бы предложить к этому тексту по нашей теме. (Выписать родственные слова, дополнить ряд родственных слов своими словами)
- Как во время взаимопроверки доказать своему соседу по парте, что у вас все сделано правильно? (Надо выделить окончание и основу слов, чтобы увидеть, что здесь нет изменений одного и того же слова, выделить общую часть – корень и доказать, что значение корня у всех слов одинаковое.)
- Что можно оценить при выполнении этого задания? (Правильность)
(Фиксирую на доске)
2.
3. = , =
4. П.
- Пожалуйста, делаем.
- Сделали взаимопроверку. Оценили работу.
- Поднимите руки, кто справился с работой. (Молодцы!)
2. Постановка учебной задачи
- Сегодня в гости к нам пришел Знайка и принес для изучения слово ПОРОША. (Слайд 2)
- Кому то из вас оно уже знакомо. Где можно узнать значение незнакомого нам слова? (В толковом словаре)
- Знайка уже написал, что такое пороша. Прочитаем. (Дети читают)
(Слайд 3)
- Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется пороша, потому что снег, как белый порошок, все поле запорошил.
- Из данного предложения Знайка просит выписать родственные слова и выделить в них корень. Задание знакомое. Желаю успеха.
- Какие родственные слова вы здесь нашли? ( Пороша, запорошил, порошок )
( В классе найдутся ребята, которые слово порошок не посчитают родственным, объяснив это тем, что порошок к снегу отношения не имеет. Решаем эту проблему через объяснение смысла слов и с помощью этимологического словаря.)
- Посмотрите, как хорошо мы выполнили первое задание, а во втором, таком же допустили ошибки. Значит, не совсем хорошо мы усвоили эту тему. Почему мы смогли допустить ошибку. ( Были невнимательные, поторопились, не все знания применили, наших знаний пока не хватает, …)
- Вот видите, как необдуманные действия могут привести к ошибкам.
- А мы можем помочь себе, другим ребятам справляться с такими заданиями и не допускать ошибок в подборе родственных слов? (Можем)
- Что в наших силах для этого сделать? (Не торопиться; хорошо выучить порядок (алгоритм) подбора родственных слов; потренироваться; мы после контрольных работ составляем справочник ошибок, потом над этими ошибками работаем, можно попробовать составить такой справочник; а можно составить памятку, на что надо обращать внимание при подборе родственных слов)
- Какая интересная идея про памятку (или про справочник). А что мы туда запишем?
(Какие ошибки могут делать ребята при подборе родственных слов и выделении корня; чтобы они были внимательными; на что надо обращать внимание, чтобы не делать ошибок при подборе родственных слов и выделении корня; что надо проверять при подборе родственных слов и выделении корня, чтобы не сделать ошибок)
-А когда вы предлагаете этим заняться? (Сегодня на уроке)
- Значит, что мы сегодня делаем на занятии? (составляем памятку, в которой указываем, что надо проверять, чтобы не сделать ошибки при определении родственных слов и выделении корня)
3. Анализ условий решения задачи
- Как лучше выполнять это задание? ( В группе)
- Так как у нас ограничено время урока, то сегодня я приготовила задание, которое поможет сделать анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня, а в памятку записать, на что надо обращать внимание, чтобы таких ошибок не допускать. Вы согласны воспользоваться моей помощью?
Игра: « Третий лишний»
Дожди, дождевик, дождь.
Гореть, горе, пригорюниться
Дом, здание, домашний.
Смех, смешать, смешить.
- Давайте составим план работы в группе.
1. Читаем задание и выполняем его.
2. Объясняем возможные ошибки.
3. Делаем вывод. (На что надо обратить внимание…)
4. Моделирование открытого способа
Работа в группах.
П А М Я Т К А
При определении родственных слов и выделении корня обрати внимание на:
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывешиваются на доску решения групп. Ответственные выходят и объясняют, что они предлагают записать в памятку по каждому пункту задания..
В результате обсуждения, получается запись, которая появляется на слайде. Ребята видят, что общими усилиями они создали памятку. Она распечатывается и раздается детям.
При определении родственных слов обрати внимание на:
изменения одного и того же слова (дождь - дожди)
Для этого выдели в словах основу и окончание, если есть слова с одинаковыми основами, то это изменение одного и того же слова, а не
родственные слова.
слова с корнями – омонимами (гореть - горе )
Для этого надо пояснить смысл слов. Если слова объясняются с помощью разных слов, то они не родственные.
слова с корнями – синонимами (дом - здание)
Такие слова могут называть одно и то же, но звучат по-разному.
У них нет общей части, поэтому они не родственные.
непозиционное чередование звуков. (смех, смешить)
Для правильного выделения корня надо подобрать еще родственные слова.
4. Рефлексия.
- Что мы решили создать сегодня на уроке?
- Получилось у нас?
- Зачем нам эта памятка?
- Раз у нас памятка есть, то уж теперь мы точно ошибок при подборе родственных слов делать не будем. Вы согласны с моим утверждением? (Нет.)
- Получается, что мы не можем идти дальше? (Не можем)
- Тогда чем займемся на следующих уроках? ( С помощью этой памятки отработаем умение находить родственные слова.)
- Вы согласны?
- А можем мы её предложить ребятам из другого класса, чтобы они тоже могли без ошибок подбирать родственные слова?
- Какое домашнее задание вы придумали бы для себя?
(Придумать задания нахождения родственных слов с ловушками)
- Вам было интересно сегодня на уроке.
- И мне было сегодня очень интересно с вами сотрудничать. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Родственные слова" УМК "Перспективная начальная школа"
Урок русского языка во 2 классе, на котором дети закрепляют знания о формах слова и знакомятся с корнем слова...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" ПНШ
Место данного урока в теме: урок является составной частью темы «Слово и формы этого слова. Родственные слова», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и все...
Разработка проекта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне"
ПедагогическиецелиСпособствовать развитию умений определять и писать слова с проверяемыми и непроверяемыми гласнымив корне, подбирать проверочные слова для слов с одной и двумя проверяемыми безударным...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"
Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова" построен по технологии деятельностного метода обучения. Работа на уроке направлена на формирование предметных и ме...
конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме: «Родственные слова и формы слова».
Урок русского языка 2 класс по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова». УМК «Перспективная начальная школа»...
презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова».
Презентация к уроку русского языка по теме: «Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»....