Памятка "Спряжение глагола"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Ковалёва Татьяна Николаевна

Материал презентации помогает правильно определять спряжение глаголов, а следовательно, писать безударные окончания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilo_o_glagole.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Имеет окончания  -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ. Глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа.

Чаще всего они имеют суффикс  -ТЬ, -ТИ ( везти, писать).

Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на –ЧЬ, беречь, стеречь- это не суффикс, а часть корня.

Спряжение глаголов

Лицо              I спряжение                      II спряжение

                       ед. ч.      мн. ч.                   ед. ч.       мн. ч.

1л.                -у(-ю)      - ем                     -у(-ю)        -им

2л.                -ешь        - ете                    -ишь         -ите

3л.                 -ет           -ут (-ют)            -ит            -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения

1. Необходимо поставить глагол в неопределённую форму.

2. Если глагол на – ИТЬ, то он относится ко II спряжению (кроме брить, стелить)

3. Если глагол относится к исключениям

(смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, и зависеть, и вертеть) - значит это глагол II спряжения.

4. Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

2-ой способ определения спряжения

 (по 3 лицу мн.ч.)

Для глаголов с ударной гласной перед – ТЬ

1. Поставить в 3 лицо мн.ч. (ОНИ).

2. Если глагол оканчивается на – УТ, - ЮТ – I спряжение.

3. Если глагол оканчивается на – АТ, - ЯТ – II спряжение.

СТИШОК

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
- ИТЬ,
Исключая
брить, стелить. (I спряжение)
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на
Е спрягать нельзя.

Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Имеет окончания  -ТЬ, -ТИ, -ЧЬ. Глаголы в неопределённой форме не имеют ни времени, ни числа.

Чаще всего они имеют суффикс  -ТЬ, -ТИ ( везти, писать).

Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на –ЧЬ, беречь, стеречь- это не суффикс, а часть корня.

Спряжение глаголов

Лицо              I спряжение                      II спряжение

                       ед. ч.      мн. ч.                   ед. ч.       мн. ч.

1л.                -у(-ю)      - ем                     -у(-ю)        -им

2л.                -ешь        - ете                    -ишь         -ите

3л.                 -ет           -ут (-ют)            -ит            -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения

1. Необходимо поставить глагол в неопределённую форму.

2. Если глагол на – ИТЬ, то он относится ко II спряжению (кроме брить, стелить)

3. Если глагол относится к исключениям

(смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, и зависеть, и вертеть) - значит это глагол II спряжения.

4. Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

2-ой способ определения спряжения

 (по 3 лицу мн.ч.)

Для глаголов с ударной гласной перед – ТЬ

1. Поставить в 3 лицо мн.ч. (ОНИ).

2. Если глагол оканчивается на – УТ, - ЮТ – I спряжение.

3. Если глагол оканчивается на – АТ, - ЯТ – II спряжение.

СТИШОК

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
- ИТЬ,
Исключая
брить, стелить. (I спряжение)
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на
Е спрягать нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

"Глаголы. Время и число глаголов"

Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....