№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД |
1 | Организационный момент.
| – Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. – Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными. | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
|
2 | Минутка чистописания.
| - В начале урока давайте проведём Минутку чистописания: -Запишите парную согласную буквы Ф -Запишите букву, которая в алфавите стоит перед буквой П - Запишите букву, которая обозначает согласный всегда твердый звонкий звук (ВОЖ) - Продолжите писать буквы до конца строки. |
В О Ж | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
| Кроссворд. Кроссворд поможет определить тему не только этого урока, но и последующих. Замените каждое предложение одним словом. 1. Школьная комната. 2. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. 3. Срок в 30 суток или диск Луны. 4. Цвет золота. 5. Полукустарниковое растение с красными ягодами, варенье из которых помогает при простуде. 6. Пожелание при прощании. 1. к | л | а | с | с |
|
|
|
|
|
|
| 2. к | о | л | л | е | к | т | и | в |
| 3.м | е | с | я | ц |
| 4.ж | ё | л | т | ы | й |
| 5.м | а | л | и | н | а |
| 6.д | о |
| с | в | и | д | а | н | и | я |
По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. -Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали. (Состав числа, состав поезда, состав лекарства) Что обозначает это слово? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев, речь - из предложений, предложения из слов. Слова тоже сделаны из «строительного материала». Каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». А какие это кирпичики мы узнаем на стр.94 в учебнике. - откройте учебник стр.94. Работа с диалогом с. 94 Слово делится на части Как на дольки апельсин. И у каждой части слова есть своё название. Выполняют упр.157 в учебнике (отвечаем на вопросы). - Так без чего же не поедет поезд? - как вы думаете, а что же в слове является локомотивом? – Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! Сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах, и учиться выделять корень в словах. |
Класс Коллектив Месяц Жёлтый Малина До свидания
Состав
Без локомотива
корень | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
4 | Физ. минутка | -Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку. Все встали -Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой. -Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими. -Нарисуйте суффикс в воздухе носом. -Двумя руками одновременно нарисуйте окончание. | выполняют | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. |
5 | Актуализация знаний.
| – Итак, Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте, я расскажу вам одну историю. Много-много лет назад появилось на свете слово сад. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово сад и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова сад. Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. -Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? – А какой вывод из сказки мы можем сделать? – Правильно! Слов без корня не бывает. Корень- это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова. – Корень выделяется значком. - Как одним словом можно назвать все эти слова? Наблюдение над однокоренными словами. -в тетради с красной строки запишите через запятую все слова, которые выросли от слова сад. Разберите слово по составу. - как называют слова, у которых одинаковый корень? Поднимите зеленые кружки кто легко справился с заданием, желтые кто испытывал небольшие затруднения, красные - кто совсем не понял как работать с однокоренными словами. |
Мороз, морозец, морозный.
Они однокоренные У них общее значение, общая часть - корень
Садовод, садовый, рассада, садовник, садик, посадки.
Однокоренные, родственные | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации. |
6 | Первичная проверка понимания
| 1.Работа со стихотворением. Прочитайте стихотворение. Шёл я как - то мимо речки. Вижу: рыбаки сидят на берегу, Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку. И решил я: рыбачкам сейчас я помогу. В рыбный суп почищу я картошку. Выкипает в котелке вода. Где же ты рыбацкая удача? Не клюёт сегодня рыба, вот беда!
Самостоятельно выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные? Назовите корень. Как вы думаете, что такое корень? Проверьте по учебнику на странице 95, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом) 2. Драматизация Послушайте одну историю - Вы кто такие? - Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята. -А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница! (по С. Иванову) – Есть ли здесь однокоренные слова? Назовите. – А слово гусеница? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово? Поднимите зел. и красные кружки - кто за, кто против. Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Сейчас вы это узнаете. внимание на экран. Запишите однокоренные слова, которые нам встретились в этой истории. Выделите корень. Подберите однокоренные слова к слову «гусеница». Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень? 3.Упражнение в нахождении лишнего слова. работа в парах. Прочитайте задание на карточке. Что вы будете делать? Карточка №1. Нос, носильщик, носатый, носик. Смелость, смелый, храбрый, осмелел. Назовите лишнее слово в первой строчке. Докажите своё мнение. Мы попали в царство однокоренных слов. Нас встречает самая главная часть слова - Корень. Не зря в народе говорят «Смотри в корень», т.е. выдели самое главное.
|
Рыбаки Рыбу Рыбёшку Рыбачкам Рыбный Рыбацкая
Корень - это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их значение.
Зачеркнём лишнее слово
В первой строчке лишнее слово - носильщик т.к. у него другое значение, а во второй строчке - храбрый, т.к. у него другой корень.
Гусеница, гусеничка, гусеничный. подобрать однокоренные слова | Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.
|
7 | Физ. минутка | - Игра «Царь».
«Царь» предлагает нам поиграть в игру. Прошу выйти к доске «Царя». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова) Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «царь». Докажите что все слова однокоренные. Прошу выйти к доске ученика со словом «Кипятильник». А теперь однокоренные слова к данному слову. (Кипячёный, кипяток, вскипеть.) Назовите корень в этих словах. Так же продолжается работа со словами «Сахар», «Лук » «Парус».
|
(Выходят дети, у которых карточки со словами: «царица», «царевна, царевич, царский, царство, царствовать.(7 слов) | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, Личностные УУД: -формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;
|
8 | Первичное закрепление.
| Работа с деформированным текстом. В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.
Разделите текст на предложения. Запишите в тетрадь текст. В родственных словах выделите корень. Выполняют упр.158 в учебнике. |
Кедр Кедровник Кедровые Кедровка
| Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания. |
9 | Подведение итогов урока
| Молодцы! Теперь подведём итог урока. Над какой темой работали на уроке? -Что нового узнали? Чему научились?
|
| Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его. |
10 | Рефлексия | Поднимите соответствующий кружок. Слайд.
|
| Метапредметные УУД: -объективно оценивать свой уровень усвоения знаний.
|
11 | Домашнее задание
| -Выполнить упр.159 (с.95) в учебнике, выучить «Узелки на память»
| Записывают. | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |