Урок Русского языка на тему "Упражнения в подборе слов признаков"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цели: совершенствовать умение подбирать слова признаки и точно употреблять их в устной и письменной речи; способствовать обогащению словарного запаса; развивать орфографическую зоркость и мыслительную деятельность на уроках русского языка; воспитывать положительные качества личности на примере портретных характеристик героев литературных произведений; приобщать к чтению.
Тип урока: урок систематизации знаний и умений (урок практикум).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения в подборе слов признаков
II класс
Цели: совершенствовать умение подбирать слова признаки и точно употреблять их в устной и письменной речи; способствовать обогащению словарного запаса; развивать орфографическую зоркость и мыслительную деятельность на уроках русского языка; воспитывать положительные качества личности на примере портретных характеристик героев литературных произведений; приобщать к чтению.
Тип урока: урок систематизации знаний и умений (урок практикум).
Оборудование: дидактический материал; опорные схемы, иллюстрация к сказке А. Милна «Винни"Пух и все"все"все»; мяч; карточки для дифференцированной работы, работы в парах, сигнальные кружки; отрывки из сказок А.Н. Толстого, Ш. Перро, Н. Носова, Э. Успенского, А. Линдгрен и др.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Разминка для глаз и рук.
— Покажите, как идет дождь. Вот упали первые капельки. Сильнее, еще сильнее, Ученики сначала пальчиками поочередно ударяют по ладошкам, затем просто хлопают в ладоши.
— Зажмурьте крепко глаза. Дождя больше нет. Откройте и посмотрите вдаль. Поморгайте ресницами.
III. Минутка чистописания.
Тетрадь по чистописанию на печатной основе (автор М.А. Яковлева), с. 20, урок №43.
шшш
ше ши шу ешь аш
Шарф шкаф
— Прочитайте слова. Что их объединяет? (Орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова».)
Найдите среди слов, записанных на доске, слово с той же орфограммой. (Сказка.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
Сказка, герой, чудеса, волшебный, добро.
— Запишите слова, выделяя сильные и слабые позиции.
Найдите слово с орфограммой «Правописание и/а/у после шипящих». (Чудеса.)
Какая еще орфограмма присутствует в этом слове? (Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.)
Есть ли еще слово с той же орфограммой? (Добро.)
Что общего в словах герой и волшебный? (Орфограмма «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».)
Подумайте, какое из записанных слов отличается от всех других? Почему? (Волшебный, потому что отвечает на вопрос какой? Это слово признак.) Сформулируйте тему урока.
V. Целеполагание.
— Сегодня на уроке мы будем подбирать слова признаки, учиться правильно использовать их в своей речи.
VI. Актуализация знаний. Блицопрос.
— Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е? (Признак предмета.)
Как называются эти слова? (Имена прилагательные.)
С чем связаны слова признаки? (С именами существительными.)
Какую роль они выполняют в русском языке? (Делают нашу речь образной и красивой.)
Докажем это.
VII. Тренировочные упражнения. 1. Работа в парах. Карточки.
— Перед вами отрывки из произведений — описания сказочных героев, но в тексте отсутствуют слова признаки.
Впишите подходящие слова и узнайте сказочного героя
Проверка.
— Посмотрите, как легко вы узнали сказочных персонажей. И в этом заслуга особых слов русского языка — слов признаков.
2. Игра «Кто больше?».
— Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере.
Назовите главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик...». (Буратино и Мальвина.)
Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов признаков, характеризующих героя.
I вариант: Буратино.
II вариант: Мальвина.
На доске вывешивается опорная таблица для слабых учащихся. (См. приложение.)
— Какие из записанных вами качеств являются положительными?
3. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.
— На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Винни"Пух и Пятачок.)
Составьте предложение по картинке, используя слова признаки. Нарисуйте схему этого предложения. Лучшие предложения мы запишем.
Ф и з м и н у т к а : Игра с мячом «Что? Какое?».
Например: что? – лимон; лимон какой? – кислый; что может быть кислым? — щавель; щавель к а к о й? — зеленый; ч т о может быть зеленым? — лягушка и т.д. Повторяться нельзя.
4. Самостоятельная работа по учебнику. Выборочное списывание. Дидактический материал (автор Л.Ю. Комиссарова), с 31, упр. 63.
— Героем каких сказок является леший? (Русских народных сказок.)
Проверка «цепочкой» выборочного списывания.
В дремучем лесу, в большой избе, леший молодой, усов еловых, жёлтый зипун, крас/ ная тёплая шапка.
5. Речевая разминка.
— Как много сказочных героев вы знаете! Какие сказки вы любите читать?
Закончите предложение 2–3 прилагательными.
Я люблю читать сказки (какие?) добрые, ...
VIII. Домашнее задание.
— Запишите названия сказок, содержащих слова признаки. Например, «Гадкий утенок». За помощью можете обратиться
- библиотеку или посмотреть в книге для чтения.
IX. Итог урока.
— С какими словами вы сегодня работали? (Со словами признаками.)
Какую роль они выполняют в русском языке? (Делают нашу речь образной, яркой, точной.)
X. Рефлексия.
— Закройте глаза и подумайте, каким по цвету был для вас сегодняшний урок?
Ученики называют цвета. На доске появляются лепестки цветка.
— Какое яркое, сказочное настроение у всех вас сегодня на урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «НАБЛЮДЕНИЕ НАД СЛОВАМИ – ПРИЗНАКАМИ. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ»
Урок разработан для урока русского языка во 2 классе "школа 2100". Использование ЦОР помогает провести урок более ярко и интереснее....
Урок русского языка во 2 классе «Образование слов-названий признаков с помощью суффиксов»
Данный урок разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа" и ФГОС НОО....
Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов
Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...
Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »
Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...
Урок русского языка 2 класс.Понятия о словах,обозначающих признаки предметов
Цели урока: -познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов. отвечающими на вопросы какой?, какая?. какое?. какие? и их ролью в речи-формировать умение ставить вопрос к п...
Конспект урока русского языка "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков".
Конспект урока русского языка по теме "Как связаны между собой слова-названия предметов и слова названия признаков". 2 класс. Школа-2100....
урок русского языка по теме:" СПОСОБЫ ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ ДЛЯ НАЗВАНИЙ ДЕЙСТВИЙ "
Урок русского языка во 2 классе по программе"Гармония"" знакомит со способами проверки безударной гласной в глаголах...