Способы определения спряжения глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка формирует метапредметные УУД.  Использованы приемы и методы технологии проблемного обучения,  технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx57.73 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное  общеобразовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта

Предмет: русский язык 4 класс

Способы определения спряжения глагола

Подготовила: Искандарова Галина Михайловна

Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе) 14 урок из 30

Способы определения спряжения глагола

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок освоения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: индивидуализированная работа

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.      

Цель урока

Задачи урока

Научить определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Предметные:

 -научить  пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

- научить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные: 

 - обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

 - создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету;

- формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;

 - учить  проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

–учить  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

-  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- учить оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология проблемного обучения,

- технология деятельностного метода

- учебник Климанова Л.Ф. «Русский язык: 4 класс» ч. 2. Стр. 96 - 97. -  М: Просвещение, 2014 г.;

-компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;

-алгоритм определения спряжения глаголов.

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

Формируемые УУД

Оценивание / формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельности– время (2 мин)

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Коммуникативные УУД:

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

2.Актуализация знаний фиксация затруднения в индивидуальной деятельности    (5 мин)

Актуализирует изученный способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию на материале домашней работы.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию.

- Кто не справился с домашним заданием?

- Кому было тяжело определить спряжение глаголов?

- Значит, вы уже хорошо умеете определять спряжение глаголов?

- Выпишите из  скороговорки повторяющиеся глаголы и определите их спряжение.

Пилят, колют,

Колют, пилят

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Завалили пол двора

Будут на зиму дрова.

Г.А. Ладонщиков

Проговаривают способ определения спряжения глаголов по ударному личному окончанию.

Доказывают правильность определения спряжения глаголов спать, звать.

Исправляют допущенные ошибки в ходе выполнения домашнего задания.

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Фиксируют затруднение в выполнении пробного учебного действия.

- Мы не знаем как писать «пилят» или «пилют», «колят» или «колют», и поэтому не можем определить спряжение этих глаголов.

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение, позицию;

отвечать на вопросы учителя.

Самооценка умения применять ранее полученные знания.

Проводят прогностическую оценку задания на основе усвоенного способа действия:

Я справлюсь…

Я не уверен…

Мне нужна помощь…

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности (3 мин.)

Организует постановку проблемного вопроса учащимися.

- Почему возникли трудности в написании окончаний глаголов?

-Чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения спряжения глаголов и фиксируют причину затруднения.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

- У этих глаголов окончания безударные, и слышатся нечётко.

С помощью учителя делают вывод о невозможности использования изученного способа действия в новой ситуации.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной форме. 

Регулятивные УУД:

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Самооценка умения определять и формулировать цель деятельности (урока), тему урока;

- планирование действий по решению проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)  (3 мин)

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

-  Какая тема сегодняшнего урока?

-Кто  может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

выдвигать предположения варианты формулировок цели.

Познавательные УУД:

- выдвигать предположения Регулятивные УУД:

- планировать свою учебную деятельность;

- определять способы выхода из затруднения.

 Самооценка умения применять ранее полученные знания.

5.Реализация построенного проекта( 12 мин.)

Организовывает  реализацию построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.

- В учебнике на странице 109 прочитайте  правило.

- Вы нашли ответ на наш вопрос?

-Как определить спряжение глаголов с без-ударными личными окончаниями?

Организует фиксацию найденного способа в речи и знаках.

- Почему до  сегодняшнего дня вам легко удавалось определять спряжение глаголов?

- Что изменилось теперь?

- Какого важного этапа недостает в нашем алгоритме?

- Если окончание в глаголе безударное, то как надо действовать, чтобы определить его спряжение?

- Как вы думаете,  подойдет ли данный способ для других глаголов с безударным окончанием?

Перечитывают правило и  составляют алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием.

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника стр. 96.

Преобразовывают информацию из текстовой  формы в схематическую.

Проговаривают способ определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

Решают исходную задачу, данную для пробного действия на основе изученного способа действия

Ко́л?т- (что делать?) колоть – I спр. – ко́лют

Пи́л?т-(что делать?) пилить - II спр.-пи́лят

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций;

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

осуществлять работу в паре (группе);

Регулятивные УУД:

- составлять план и последовательность действий для решения учебной задачи;

Оценка работы в паре

6.Первичное закрепление 9 мин

Организует усвоение детьми нового способа действия.

- Как вы думаете, чем теперь нам необходимо заняться на уроке?

Несколько глаголов из упр. 157 стр. 96 разбираются фронтально с классом, с целью дать образец проговаривания способа определения спряжения глагола, а затем  учитель обсуждает необходимость поработать парами для обеспечения пооперационного контроля.

Выполняют упр. 157 стр. 96 парами поочередно проговаривая или контролируя выполнения каждой операции алгоритма. Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Познавательные УУД:

- использовать новую информацию для решения учебных заданий;

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать;

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в паре (в группе);

- вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога;

Регулятивные УУД:

действовать по алгоритму;

Самоконтроль,

результаты выполнения заданий  сопоставляются с предложенным учителем образцом;

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6 мин )

Организует дифференцированную  самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону.

А) Найди лишнее слово: смотр…т, дыш…т, та…т, кле…т;

ла…т, се…т, чита…т, смотр…т

Б*) Вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.

Концерт  буд…т  сегодня вечером.

Каждый  день  будильник  буд…т нас.

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку?

- Кто допустил ошибки  в работе?

-Кто не смог справиться с задание?

-В чем была трудность?

Выбирают задание для самостоятельной работы.

Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ действия по определению спряжения глаголов.

Проверяют свою работу по эталону.

 Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения ошибок

Познавательные УУД:

- использовать схемы (алгоритм ил правила) для решения задач;

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать других, корректировать свою точку зрения;

- слушать и понимать других; Регулятивные УУД:

 решать задание/я и сравнивать результат с эталоном

- обнаруживать отклонения и отличия от эталона;

- внос необходимые коррективы в  действие после его завершения;

Индивидуальная работа по карточкам.

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению – время (3 мин)

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

1) упр. 88 стр. 57

2)* Подумайте, как правильно: едем или едим? Докажите свою точку зрения

Записывют домашнее задание.

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, соединять части в целое.

Коммуникативные УУД:

- слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- адекватно воспринимать критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- адекватно воспринимать оценку;

оценка/самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений;

9. Рефлексия учебной деятельности (итог  урока).- 4 мин.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Чему должны были научиться на уроке?

- Как решали эту задачу?

- Достигли ли цели урока?

- В чем были затруднения?

-Над чем еще предстоит работать?

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке.

.

Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Заполняют таблицу:

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием

4) Я могу определить спряжение глаголов по неопределённой форме.

4) Мне необходимо поработать над…

перечисли темы для доработки

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

оценивать результаты своей деятельности

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....

Способы определения спряжения глагола

Содержит памятку по определению спряжения глагола...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»...