II. Актуализация знаний. Цель:актуализировать знания по теме глагол | Отвечают на вопросы блицтурнира Обобщают знания по теме глагол. Выявляют проблемные вопросы | Организует деятельность обучающихся. - Сегодня мы должны вспомнить то, что знаем о глаголе и выделить то, над чем нам нужно поработать. Для этого для вас приготовлен Блиц-опрос. Прочитайте вопрос и дайте на него полный ответ. УСЛОВИЕ. Что не знаем – на доску. (Раздаются карточки с вопросами) Блиц-опрос 1. Что обозначает глагол? 2. В каких формах употребляются глаголы? 3. Какая помета указывает на глагол прошедшего времени? 4. О чём рассказывают глагольные окончания? 5. Имена склоняются, а глаголы …? Сколько склонений у имён? Сколько спряжений у глаголов? 6. Глаголы какого времени спрягаются? 7. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 1 спряжения? 8. Какая гласная пишется в безударном личном окончании глаголов 2 спряжения? 9. Назови окончания глаголов 1 спряжения. 10. Назови окончания глаголов 2 спряжения. 11. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно…. 12. На какие вопросы отвечает глагол неопределённой формы? 13. На что обращаем внимание в глаголах н.ф.? 14. Назови глаголы-исключения 2 спряжения на - ать. (не знаем – на доску) 1. Назови глаголы - исключения 2 спряжения на -еть. (не знаем – на доску) 2. Назови глаголы - исключения 1 спряжения на -ить. (не знаем – на доску) | Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; |
II. Определение темы и цели урока. Цель: -умение определять формулировать тему, цель и задачи урока; - планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. | | - Прочитайте вопросы. Чем они объединены? - Какова тема урока? (СЛАЙД 1) - Какова цель урока? Определите задачи для себя. - Тема определена, цель и задачи поставлены. Можно изучать тему? - Нужно ли составлять план урока? Зачем? - Я предлагаю такой план. (на доске план на карточках вперемешку) - Можем ли мы работать по данному плану? - Составьте план работы на уроке. - Исследуем, наблюдаем
- Открываем новые знания
- Применяем (выполняем задания)
- Проверяем
- Оцениваем
- Каждый из вас сам себя оценивает, согласно критериям, определённых нами. Оценивать можете как себя, так и своего напарника. Помимо того, что мы определили вопросы для своей работы, будем ещё формировать умения работать в парах. А самое главное – это узнавать новое. | |
III. Проблемное объяснение нового знания. Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы. | Анализируют полученную информацию, делают выводы и формулируют правило. Обращаются к толкованию слова | Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило. 1. Исследуем и наблюдаем. Задачник. Упр. 418. С. 36 - Работаем в паре. Помогаем соседу, оцениваем друг друга.
- Сколько нарушений обнаружили? - Что не так? У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить. Что будем делать? (обратимся к учебнику) 2. Открываем новые знания А). Правило с. 42 упр. 419 Б). Толкование слова – ИСКЛЮЧЕНИЕ (учащаяся объясняет значение слова) в словаре Ефремовой ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, ср 1) Процесс действия по знач. глаг.: исключать 2) Отступление от правила, от обычного порядка. в словаре Ожегова ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1. То, что не подходит под общее правило, отступление от него. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата |
| Рассказывают сказку про царство «Глагол» | В). Давайте вспомним сказку про страну Глаголов. Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Вступление учителя. - Но у этой сказки есть продолжение.
Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: - Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними. Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства – глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении, а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении. - Так и появились глаголы – исключения. (СЛАЙД 2) | |
IV. Первичное закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. | Определяют спряжение глаголов-исключений. Спрягают глаголы исключения. Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений) Находят лишнее слово среди глаголов (глагол-исключение) Знакомятся со стихотворениями о глаголах-исключениях | Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий. 3. Применяем (выполняем задания) -Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий. 1 Задание. Запишите глаголы – исключения в двух формах: 1 лица и 3 лица мн. числа (2 учащихся – у доски) 1 ряд | 2 ряд | Смотреть Дышать | видеть слышать |
1 л. - (мы) смотрим, дышим, видим, слышим 3 л. - (они) смотрят, дышат, видят, слышат
(Проверка на доске) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Оцените себя. 2 Задание. А). Упр. 420. Работа с таблицей.
- Какая новая графа появилась в таблице? (искл.) Б). Самостоятельная работа. (СЛАЙД 3) - Прочтите текст. К какому жанру устного народного творчества он относится? Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа. - Выпишите в первую графу таблицы глаголы в указанных формах и реши орфографические задачи. Задачника с. 37 (первый глагол «стелет» проговаривается как образец для всех) (Взаимопроверка) - Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. - Поднимите руки те, у кого возникли противоречия. - Оцените свои работы 4. Проверяем А). Задание на СЛАЙДЕ 4 (устно) - Прочитайте глаголы. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор. Писать, дышать, бежать, читать Гореть, смотреть, петь, лететь Ходить, чистить, стелить, купить Б). Рифмованное стихотворение. (СЛАЙД 5) - Для того, чтобы эти глаголы было легче запомнить, предлагаю вам такие стихотворения. (выдаются учащимся) Глаголы-исключения 2 спряжения Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключая: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на -е- спрягать нельзя! Глаголы-исключения 1 спряжения Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять схему для получения информации; Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Делают самооценку своей деятельности. | Организует рефлексию. - Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке: СМС На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.
№ 1 Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.
№2 Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.
№3 Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями. | Личностные УУД: способность к самооценке Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |