Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ruskomu_4_klass.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"

Конспект урока по русскому языку на тему: «Способы определения спряжения глаголов»

Выполнила студентка 24 группы:

Чуркина Екатерина Михайловна

МБОУ «Прогимназия №237 «Семицветик»

Класс:  4

Учитель: Варюхина О.С.________________

Методист: Серкова Н.А._______________

Дата проведения: 04.03.2020

Оценка:______________________

Саратов 2020

Цель:  познакомить со способами определения 1 и 2 спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с алгоритмом определения спряжения глагола; отработать пошаговые действия алгоритма, формировать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов, учить определять спряжение глаголов по неопределённой форме.
  2. Развивающие: развивать учебную самостоятельность школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности;  развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки: чувство товарищества, уважение к себе и окружающим, умение работать самостоятельно, воспитывать интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

Коммуникативные: речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

Регулятивные: определение правильности системы учебных действий; владение способами самоконтроля и самооценки;

Личностные: знание языка, культуры своего народа.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Добрый день! А день сегодня, действительно, добрый. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний

    Орфографическая минутка

Декабрь. Мороз. кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. с берёз и осин листья давно опали. Только на дубках желтеют листья.

        Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка, или водяной воробей.

Оляпка

Оляпка имеет и другие названия – водяной дрозд или воробей. А называется птица так потому, что любит водную стихию. Относится оляпка к отряду воробьинообразных. По размерам оляпка больше похожа на скворца. Длина тела птицы достигает 20 сантиметров. Хорошо себя чувствуют оляпки  как в воде, так и на дне водоёма. Птицы разгоняются с высоты, резко падают в воду или хватают корм. Оляпки ходят по дну, ищут корм, но идут вверх по течению. По дну они могут пробежать около 20 м.

- Прочитайте текст. Какая орфограмма объединяет слова с пропущенными буквами? (Безударный гласный в корне слова)

- На какие 2 группы можно разделить все эти слова? ( проверяемый и не проверяемый гласный в корне)

- Спишите текст. Где можно, напишите проверочные слова.

- Назовите слова, в которых безударные гласные не проверяются. (декабрь, мороз, берез, осин, решил, вОробей)

- Назовите проверочные слова к остальным словам.

- Ребята, какую тему вы изучили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов)

- Сейчас мы проведём аукцион знаний о глаголе:

- Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? и др.)

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол? 

- Чем в предложении является? (сказуемым)

- Как изменяется глагол? (по родам, по временам, по лицам, по спряжениям)

- Как определить время глагола?

- Что такое спряжение? (Спряже́ние — это изменение глаголов по временам, числам, лицам. Искл: Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, а еще терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть.)

- Как определить спряжение глагола?

- Какие окончания у 1 спряжения? У 2 спряжения?( 1) все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).Исключение: глаголы брить и зиждиться - I спряжения (бреешь, бреют; зиждется, зиждутся). 2 ) все глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть, и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать - относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят);

3. Самоопределение к деятельности

   Проверка домашнего задания

- Как правильно написать безударные окончания глаголов?

- Как вы определяли спряжение глаголов? Назовите окончания глаголов.

4. Работа по теме урока

- Прочитайте на с. 97, как определить, какое окончание нужно писать в глаголе.

- Составьте алгоритм определения глагольных окончаний.

Назовите первый шаг.

- С помощью алгоритма определите окончание глаголов:

Рассвет в лесу

        Кончается летняя тёплая ночь. Наступает раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрывает листву на деревьях. Просыпаются птицы. Кукуют кукушка.

        Выглянет солнышко и покатится по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.

        Вот с ночного промысла торопятся усталый зайчишка. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

 

5. Физкультминутка:

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

 

6.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 158 (с.97)  (За окном дует холодный ветер. Люди ходят в теплых пальто и шубах. Ребята плавают в бассейне даже зимой. Тренер готовит ребят к соревнованиям.)

 Прочитайте задание. Устно составьте предложения.

- Самостоятельно запишите предложения (проверка)

- Назовите глаголы. Какие окончания вы записали? Объясните.

Упр. 159 (с. 97) (дружит- дружить, пишет – писать)

- Какую ошибку вы заметили в рассуждениях Вани?

7. Самостоятельная работа.

- Выпишите глаголы настоящего и будущего времени в два столбика в соответствии со спряжением.

 

Опять весна пришла на дачу.

Ликует солнце.  День подрос.

И лишь одни сосульки плачут,

Жалея зиму и мороз. (Г. Новицкая)

Бродят дождевые

В небе облака,

И о берег тихо

Плещется река.

8. Рефлексия:  - Что нового вы сегодня узнали о глаголе?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о глаголе"

Урок разработан в соответствии с программой по системе Л.В.занкова....

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание не с глаголами»

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание не с глаголами»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

конспект урока по русскому языку по теме: "2-е лицо глаголов"

Дана технологическая карта урока в соответствии требовниям ФГОС...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж Планируемые результатыПредметные:-  правило написания...