Сложные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Биндич Надежда Николаевна

Конспект урока по формированию представления о сложных словах, о способах образования, правилах их написания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка: « Сложные слова» 3 класс (ЗПР)

Учитель ГБОУ школа № 487  Биндич Н. Н.

Цель: сформировать представления о сложных словах, о способах  их образования.

Задачи:

  • Продолжать формировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу (через литературное слово, словообразование, написание мини-сочинения)
  • упражнять в умении образовывать слова, характеризующие личность человека;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями;
  •  развивать связную устную и письменную речь.

Наглядный материал: карточки со славами, карточки с заданиями.

Ход урока.

Части урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Органи

зацион

ный момент

2. Тема урока.

3.Обсуждение рассказа.

4. Работа у доски.

5.Закрепление употребления слов в речи.

6. Словообразование.

8. Физ. минутка.

7. Работа с карточками.

8. Работа с учебником.*

10. Итог.

11. Домашняя работа.

- Здоровается

- Сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Сложные слова». Скажите, пожалуйста.  Что такое сложные слова (Высказывания записаны на доске):

  • Все непонятные слова называются сложными словами.
  • Все длинные слова называются сложными.
  • Слова, в которых два корня, называются сложными.

- Послушайте строчки из песни:

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

- Как вы думаете, почему  человек может быть хмурым? (Если его обидят, ему плохо, грустно)

- А какими качествами должны обладать люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (добрым, отзывчивым, чутким)

- Сегодня  мы с вами поговорим о сложных словах, но не просто сложных словах, а о сложных словах, которые говорят какой бывает человек, его характер, его душа.

- Послушайте рассказ М. Водопьянова о математике Льве Семеновиче Понтрягине:

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

- Как вы думаете, как можно назвать ребят из рассказа, какими они были? (добрыми, отзывчивыми)

- Какой поговоркой можно рассказать о действиях  детей? (Одни за всех, все за одного)

- А про наш класс можно так сказать? Почему?

- Какое сердце было у ребят? (доброе милосердное)

На доску помещается карточка со словом милосердный.

- Как вы понимаете слово милосердие?

- Послушайте как дает определение Ожегов слову милосердие. (зачитываю определение)

-Запишите это слово в тетрадь с новой строчки с красной строки с заглавной буквы.

-  Разберите слово по составу.

- Сколько корней в этом слове?  … назови их. (Прошу ребенка)

- Какая буква соединяет два  корня? Обведите его в кружок.

- Какая еще может  быть соединительная гласная? Почему в этом слове «О»

- Прочитайте слова каждый для себя.(после прочтения детьми зачитываю сама)

- Распределите слова на две группы слов.  

- По какому признаку вы их разделили?

- Когда мы с вами говорим слова: жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый, лежебока что мы хотим сказать? (О его характере)

- А если мы говорим такие слова, как: светловолосый, темнокожий, чернобровый, синеглазый, то мы свами говорим  о чем ? (О его внешности)

- Запишите эти слова в тетрадь в два столбика и разберите эти слова по составу.

Спрашиваю по очереди детей, по одному слову.

- Скажите несколько слов о том, какой ваш сосед, используя сложные слова. (выслушиваю 2-3 человек)

- Как можно назвать человека, у которого:

Мягкое сердце - …
добрая душа - …
острый ум - …

 - Как вы понимает мягкосердечный, добродушный, остроумный?

-Обратимся к словарю Ожегова. (Зачитываю значение слов; похвалить,  если правильно дали определение словам).

  • - У вас на столе лежат карточки с заданиями. Возьмите их и вам сейчас необходимо выполнить задание под цифрой 1 . Составьте слова  из двух основ, разберите слова по составу. Первые пять выполнившие задание получают оценку.

1.вар.

Душа      Просто-

                 Равно-

                Велико-

                Мало-

                Благо-

2.вар.

Добро    -нравный

              - сердечный

             - совестный

              -  душный

             -  деятельный

- Сколько корней во всех словах?

- Зачитайте получившиеся новое слово , которое вам понравилось. Как вы думаете, что оно обозначает?

  • - Переверните карточку . Прочитайте слова записанные в ней. Возьмите  карандаш и линейку и подчеркните только те слова, которые, по вашему мнению, говорят о том, какой характер у вас, какие вы.

- Кто хочет, зачитайте нам, что у вас получилось.

 - Открыли учебник на странице 45 упражнение номер 104. Прочитайте, текст. (Чтение мною всего текста)

- Найдите в тексте те слова, которые говорят, каким должен быть человек.

- Согласны ли вы с его мнением? Почему?

- Выпишите последние четыре предложения, в которых говорится о том, какой должен быть человек.

- У кого были затруднения сегодня на у роке? Продолжите фразу: «Мне было не просто…»

- Напишите несколько предложений о том, каким бы вы хотели бы вырасти человеком и почему?

- Урок закончен. Мне понравилось, как работал на уроке …(перечисляю детей),

 Здороваются

дети, выбирают правильный ответ, повторяют его несколько учеников.

- Дети высказываются.

- Дети высказываются.

- Дети высказываются.

- Дети высказываются.

- Дети высказываются.

- Запись слова в тетрадь, разбор по составу.

-Дети вспоминают правило правописания сложных слов.(Т.К. корень мил на конце твердый слышится твердый согласный звук Л , значит надо писать  «О»

После твердых согласных пишется «О», буква «Е» пишется после мягких согласных, шипящих и Ц.)

- Чтение слов детьми, распределение  на доске в два столбика.

- Высказывания детей.

-Дети высказываются. Высказывания детей.

- Описание детьми своих друзей, соседа.

- Ответы детей.

-Выполнение задание в карточках.

- Выполнения задания, зачитывание по выбору детей.

- Дети зачитывают.

- Дети высказываются.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....