Сложные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по формированию представления о сложных словах, о способах образования, правилах их написания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по формированию представления о сложных словах и способы их образования. | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка: « Сложные слова» 3 класс (ЗПР)
Учитель ГБОУ школа № 487 Биндич Н. Н.
Цель: сформировать представления о сложных словах, о способах их образования.
Задачи:
- Продолжать формировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу (через литературное слово, словообразование, написание мини-сочинения)
- упражнять в умении образовывать слова, характеризующие личность человека;
- знакомить с общечеловеческими ценностями;
- развивать связную устную и письменную речь.
Наглядный материал: карточки со славами, карточки с заданиями.
Ход урока.
Части урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1. Органи зацион ный момент 2. Тема урока. 3.Обсуждение рассказа. 4. Работа у доски. 5.Закрепление употребления слов в речи. 6. Словообразование. 8. Физ. минутка. 7. Работа с карточками. 8. Работа с учебником.* 10. Итог. 11. Домашняя работа. | - Здоровается - Сегодня мы с вами продолжим изучать тему: «Сложные слова». Скажите, пожалуйста. Что такое сложные слова (Высказывания записаны на доске):
- Послушайте строчки из песни: Землю обогнули тоненькие нити, - Как вы думаете, почему человек может быть хмурым? (Если его обидят, ему плохо, грустно) - А какими качествами должны обладать люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (добрым, отзывчивым, чутким) - Сегодня мы с вами поговорим о сложных словах, но не просто сложных словах, а о сложных словах, которые говорят какой бывает человек, его характер, его душа. - Послушайте рассказ М. Водопьянова о математике Льве Семеновиче Понтрягине: «Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук». - Как вы думаете, как можно назвать ребят из рассказа, какими они были? (добрыми, отзывчивыми) - Какой поговоркой можно рассказать о действиях детей? (Одни за всех, все за одного) - А про наш класс можно так сказать? Почему? - Какое сердце было у ребят? (доброе милосердное) На доску помещается карточка со словом милосердный. - Как вы понимаете слово милосердие? - Послушайте как дает определение Ожегов слову милосердие. (зачитываю определение) -Запишите это слово в тетрадь с новой строчки с красной строки с заглавной буквы. - Разберите слово по составу. - Сколько корней в этом слове? … назови их. (Прошу ребенка) - Какая буква соединяет два корня? Обведите его в кружок. - Какая еще может быть соединительная гласная? Почему в этом слове «О» - Прочитайте слова каждый для себя.(после прочтения детьми зачитываю сама) - Распределите слова на две группы слов. - По какому признаку вы их разделили? - Когда мы с вами говорим слова: жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый, лежебока что мы хотим сказать? (О его характере) - А если мы говорим такие слова, как: светловолосый, темнокожий, чернобровый, синеглазый, то мы свами говорим о чем ? (О его внешности) - Запишите эти слова в тетрадь в два столбика и разберите эти слова по составу. Спрашиваю по очереди детей, по одному слову. - Скажите несколько слов о том, какой ваш сосед, используя сложные слова. (выслушиваю 2-3 человек) - Как можно назвать человека, у которого: Мягкое сердце - … - Как вы понимает мягкосердечный, добродушный, остроумный? -Обратимся к словарю Ожегова. (Зачитываю значение слов; похвалить, если правильно дали определение словам).
1.вар. Душа Просто- Равно- Велико- Мало- Благо- 2.вар. Добро -нравный - сердечный - совестный - душный - деятельный - Сколько корней во всех словах? - Зачитайте получившиеся новое слово , которое вам понравилось. Как вы думаете, что оно обозначает?
- Кто хочет, зачитайте нам, что у вас получилось. - Открыли учебник на странице 45 упражнение номер 104. Прочитайте, текст. (Чтение мною всего текста) - Найдите в тексте те слова, которые говорят, каким должен быть человек. - Согласны ли вы с его мнением? Почему? - Выпишите последние четыре предложения, в которых говорится о том, какой должен быть человек. - У кого были затруднения сегодня на у роке? Продолжите фразу: «Мне было не просто…» - Напишите несколько предложений о том, каким бы вы хотели бы вырасти человеком и почему? - Урок закончен. Мне понравилось, как работал на уроке …(перечисляю детей), | Здороваются дети, выбирают правильный ответ, повторяют его несколько учеников. - Дети высказываются. - Дети высказываются. - Дети высказываются. - Дети высказываются. - Дети высказываются. - Запись слова в тетрадь, разбор по составу. -Дети вспоминают правило правописания сложных слов.(Т.К. корень мил на конце твердый слышится твердый согласный звук Л , значит надо писать «О» После твердых согласных пишется «О», буква «Е» пишется после мягких согласных, шипящих и Ц.) - Чтение слов детьми, распределение на доске в два столбика. - Высказывания детей. -Дети высказываются. Высказывания детей. - Описание детьми своих друзей, соседа. - Ответы детей. -Выполнение задание в карточках. - Выполнения задания, зачитывание по выбору детей. - Дети зачитывают. - Дети высказываются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
введение понятия "сложные слова", образование сложных слов
На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....
Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
- Мне нравится (1)