Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Шидловская Марина Леонидовна

Технологическая карта урока письма в 1 классе. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК «Перспектива»

Класс: 1 «А»

Учитель: Шидловская М. Л.

Предмет: Русский язык (Письмо)

Тема раздела: Страна АБВГДЕйка (букварный (основной) этап)

Тема урока: Правописание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Создание условий для формирования навыков правописания сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

Задачи:

образовательные:

- актуализировать знания о звуках и буквах;

- рассмотреть место изучения орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу в системе русского языка

развивающие:

- формировать навыки анализа известного учебного материала и его структурирования (перекомпоновки);

- развитие навыков построения логически правильного определения орфограммы;

воспитательные:

- развитие способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности;

- формирование навыков самоанализа и анализа и коррекции результатов собственной интеллектуальной деятельности

Планируемый результат

Предметные:

- систематизировать и расширять знания обучающихся об особенностях написания сочетаний с шипящими звуками

- понимать роль и значение изучаемой орфограммы

Метапредметные:

Познавательные умения:

- учить выделять и формулировать познавательную цель;

- извлекать информацию из предложенного задания;

- на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).

Регулятивные умения:

- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.

Коммуникативные умения:

- учить уметь слушать собеседника и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные:

- умение самостоятельно планировать свою деятельность;

- повышение мотивации изучения предмета.

- принимать и осваивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. 

Термины и понятия

орфограмма, звуки и буквы

Межпредметные связи

окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

учебник, презентация по теме

Формы работы

индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная

Технологическая карта  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности

- Садитесь, пожалуйста!

Ручки?

Ножки?

Локоточки?

Спинка?

- Мне очень приятно видеть ,что вы готовы. Вы готовы меня слушать и слышать. Хочется вам пожелать, чтобы хорошее  настроение не покидало вас в течение всего урока.

Пожелаем мысленно себе и каждому из вас удачи!

Добрый день!

На месте!

На месте!

С краю!

Прямая!

  1. Актуализация пробного учебного действия

(целеполагание)

- Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение, которое я Вам сейчас прочитаю:

Я               Я грамотно писать хочу

В               Все сочетания учу!

                  И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА

                  И ЧУ, и ЩУ

Я               Я обязательно всё выучу!

-- - Ребята, о каких правилах говорилось в стихотворении?  

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

1 1 слайд

    - Молодцы!

- А теперь попробуйте поставить                задачи нам на урок.

    - Чему мы должны научиться?

    - Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ША, ЧУ, ЩУ;

    - повторим характеристику звуков;

    - попробуем вывести правила правописания данных сочетаний.

а

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Правописание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу.

Предположения детей

  1. Локализация индивидуальных затруднений

2 слайд

- Начнём нашу работу с каллиграфической минутки

- Посмотрите на доску. Элементы каких букв вы видите?

- Какие буквы будем писать на первой строчке?

- Дайте характеристику звуков, которые обозначают эти буквы.

- Запишите.

- Следите за осанкой при письме, пишите красиво!

- Какие сочетания с шипящими нужно запомнить?

- Запишите их по образцу и подчеркните гласные, с которыми они пишутся.

- Оцените свою работу. Подчеркните самые красивые буквы, сочетания.

Дети, которые написали лучше всех, получают Солнышки.

Старайтесь писать так всегда!

Ж, Ш,Ч,Щ

Согласные, всегда твёрдые.

Согласные, всегда мягкие.

ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

  1. Построение проекта и коррекция выявленных затруднений

4 слайд

- Догадайтесь, о ком идет речь.

  1. Как называется африканское животное

с длинной шеей ?

  1. Как называются мелкие грызуны, которые

        очень боятся кошки ?

- Кто догадался и готов поделиться своими мыслями с нами, почему именно они наши гости?

5слайд

- Ребята, а кто ещё рад встрече с Вами?

- Что их связывает с нашим уроком?

- О чём они Вам хотят напомнить?

- Запишите эти слова и подчеркните правила, которые в них встретились.

-Подберите свое слово с такой же орфограммой и запишите его.

6 слайд

- Давайте проверим. Оцените себя.

- Кто доволен своей работой ?

- Составьте предложение ,используя данные слова .

- Запишите предложение в тетрадь. Выделите «наши» орфограммы.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте записанное предложение.

Жираф, мыши

В их названиях есть сочетания нашего урока

Чайка, щука

Предположения детей

(дети замечают, в слове «жираф» есть буква, которую они еще не умеют писать)

Записываю слова

Оценивают свою работу

Предположения детей

(Работа в парах)

  1. Реализация построения проекта

7 слайд

- Найдите лишние слова и объясните, почему Вы так считаете?

- Из данных слов составьте словосочетания. (карточка№1)

8 слайд

- А теперь проверим себя!

9 слайд

Гимнастика для глаз

Весна, котик

В словах нет сочетаний с шипящими

(Работа в парах)

  1. Обобщение затруднений во внешней речи

- Ребята, давайте попробуем объяснить, почему сочетания ЖИ и ШИ нужно писать с гласной И? ЧА и ЩА с гласной А? ЧУ и ЩУ с гласной У?

Они всегда твёрдые, и как не старается И смягчить, ничего из этого не получается, только вместо И слышится Ы, а пишем И!

Ч и Щ всегда мягкие. В сочетаниях ЧА, ЩА слышится гласная Я, она смягчает предыдущие согласные, а эти звуки смягчать не надо!

Поэтому, ЧА, ЩА пишутся с гласной А! В сочетаниях ЧУ, ЩУ слышится гласная Ю, она смягчает предыдущие согласные, а эти звуки смягчать не надо!

Поэтому, ЧУ, ЩУ пишутся с гласной У!

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

10 слайд (карточка №2)

- Найди ошибку. Определи начало и конец предложения. 

11 слайд

- «Проверь соседа».

Индивидуальная,  парная, самостоятельная деятельность обучающихся.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Наш урок подходит к концу.

- На какие правила нам встретились слова?

- Что вы должны запомнить?

Высказывания детей

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Знаю, могу!        

Справляюсь!    

Трудно!                  

За активную и отличную работу на уроке дети получают наклейки.

Ура!

Здорово!

Помогите!

Приложение

  1. Презентация
  2. Интерактивная доска.
  3. Карточки для работы в парах, индивидуальной работы.

домой

молотком

Красная

пушистый

друга

стучать

спешить

площадь

угощу

живот

Лес вздохнул и затих птицы больше не кричят белка укачяла своих бельчят всё жывое спит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик 3 класс УМК "Школа России"

карта составлена для урока русского языка по теме "Правописание суффиксов -ек -ик" для 3 класса УМК "Школа России" (изучение нового материала)...

Технологическая карта урока "Русский язык" (2 класс) "Учимся писать сочетания жи-ши"

Конспект учебного занятия  по русскому языку во 2  классе (система учебников "Начальная школа XXI века") составлен с учетом требований ФГОС НОО.В основе урока - системно-деятельностный подхо...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...