Конспект урока русского языка "Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы “Правописание частицы НЕ с глаголами”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ne_s_glagolami.docx | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Название предмета: русский язык. Класс: 3 Урок № 42 Дата: _______
Тема: Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами.
Тип урока: ознакомление с новым знанием.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному
закреплению орфограммы “Правописание частицы НЕ с глаголами”.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
- выделять в речи частицу НЕ
- правильно писать частицу с глаголами
ученик получит возможность научиться:
- писать частицу НЕ с глаголами-исключениями
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности
Оборудование урока.
- Интерактивная доска, презентация.
- Раздаточный материал.
- Учебник: Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
- Жетоны зеленого и красного цвета для самооценки и взаимооценки
Методы и приемы использования ИКТ.
- Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
- Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.
Структура урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Физминутка
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Подведение итогов.
- Инструктаж о домашнем задании.
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Формы и методы | Планируемый результат | Результатив-ность этапа |
1. Мотивация к учебной деятельности. | 1. Психологиче-ски подготовить учащихся к общению 2. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. | Словесный | Кратковремен-ность этапа | Быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2.Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии. | Формулирование темы урока. | Частично-поисковые | Формулирование учащимися темы и цели урока | Учащиеся формулируют тему и цель урока |
3 . Выявление места и причины затруднения. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. | Частично-поисковые, словесные | Уметь правильно писать частицу не с глаголами | Знают правило написания не с глаголами |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Проверить применение изученного правила на практике. | Словесные, проблемно-поисковые | Уметь применять новое правило на практике | Умеют применять правило написания не с глаголами |
5. Реализация построенного проекта. | Обеспечить закрепление изученного материала с учетом групповой работы. | Практические | Умение работать в группе, применять правило написания частицы не с глаголом | Умеют работать в группе, применяют изученное правило |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Диагностика понимания и усвоения нового материала. | Самост. работа | Уметь писать частицу не с глаголами | Знают правило написания частицы не с глаголами |
7.Включение в систему знаний и повторение. | Выявление пробелов в изучении нового материала. | |||
8. Рефлексия. | Учить адекватно оценивать свою работу на уроке | Словесные | Уметь правильно оценить себя на уроке | Адекватно оценивают свою работу |
9. Подведение итогов. | Развивать умение делать выводы на основе проделанной работы на уроке | Словесные | Уметь делать выводы о полученных знаниях на уроке | Делают выводы |
10. Инструктаж о домашнем задании | Обеспечить понимание способа выполнения домашнего задания | Словесные |
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(Слайд 1)
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
- И начать я его хочу с пословицы, которая записана на доске. Прочитайте ее и объясните смысл.
(Слайд 2)
Знанье не водица –
В рот само не станет литься.
Дети: Знания надо добывать самому, надо трудиться.
Учитель: Верно. И добывать знания мы будем сегодня, работая в парах и в группах. Давайте вспомним правила совместной работы на уроке.
(Слайд 3)
- Будь вежлив
- Умей слушать
- Доказывай свою точку зрения
- Умей работать с источником информации.
2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.
- Минутка чистописания
- «Вспомни правило»
На доске написаны слова: м_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_ лил, об_жал.
Прочитайте их. Объясните написание пропущенных орфограмм.
- Проверка работы (сигнальные жетоны)
(Слайд 4)
Учитель: - Сгруппируйте данные слова по частям речи. Какие группы получились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).
(Слайд 5)
- Назовите имена существительные (глаголы, имена прилагательные).
- Найдите среди написанных слов лишнее.
Дети: 1. Лишнее слово ельник, т.к. в нем встретилась орфограмма «Мягкий знак после
согласных», а в остальных словах «Проверяемые безударные гласные в корне
слова».
2. Лишнее слово развалил, т.к. в нем есть приставка, а в остальных нет.
3. Лишнее слово ельник, т.к. в нем 2 слога, а в остальных - 3 слога.
Учитель: Обратим внимание на слоги, записанные в минутке чистописания. Среди них есть известные вам части речи. Назовите их (Союз но; предлог на). Для чего они служат в речи? (Чтобы связывать слова в предложении). Какое слово вызвало трудность в определении части речи? (не). Название этой части речи вы узнаете, отгадав ребус.
(Слайд 6)
Дети: Частица.
Учитель: Для чего частица НЕ служит в речи, мы выясним, когда послушаем отрывок из сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. Каждый день между царём и дочкой происхо-дил один и тот же диалог:
- Улыбнись, доченька!
- Не улыбнусь!
- Вытри слёзки, красавица ненаглядная!
- Не вытру!
- Выйди прогуляться в сад с подружками!
- Не пойду!
(Слайд 7)
- Как звали дочку? (Царевна Несмеяна). Какой смысл имеют слова Несмеяны: положи-тельный или отрицательный?(Отрицательный). Что помогло вам это определить? (Частица НЕ). Для чего же служит НЕ в речи?(Для построения отрицания). Приведите примеры.
Вывод: Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Обратите внимание на глаголы, которые вы записали. Какой смысл они имеют: положительный или отрицательный? (Положительный смысл)
- Почему вы так считаете? (Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществлялись, происходи)
-Что нужно сделать с этими глаголами, чтобы они стали иметь отрицательный смысл?
(Подставить перед глаголом частицу не)
-Почему?( Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание).
- Запишите на приготовленных листах полученные отрицательные формы глаголов с частицей НЕ.
- Сравните свои записи. Почему получились разные варианты написания? (Мы не знаем правила написания НЕ с глаголами). Кто теперь может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)
(Слайд 8)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Да, тема нашего урока: "Правописание не с глаголами".
- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Учиться правильно писать глаголы с частицей НЕ)
- Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило).
(Слайд 8)
- А Царевна все грустит, и от слез Несмеяны не растут цветы, не поют птицы. Даже кузнечики не трещат в траве.
- Найдите в тексте глаголы с частицей НЕ. Выпишите НЕ с глаголами, подчеркните частицу, над глаголами укажите часть речи.
(Дети записывают в тетрадь глаголы)
(Слайд 9)
Самопроверка работы: не росли, не пели, не трещал
Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголами? (Частица НЕ пишется с глаголами раздельно).
Учитель: Сравним полученное правило с текстом учебника на с. 66. Молодцы. Вы сами добыли новое знание. Пришла пора отдохнуть, но будьте внимательными, слушайте каждое мое слово.
5. Физминутка.
Аутогенная тренировка.
- Сядьте удобно. Не сутультесь. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Не напрягайте мышцы шеи, плеч, ног. Ваше дыхание становится свободным, спокойным, ровным. Не открывайте глаза.
Звучит музыка "Наедине с природой"
- Вы на берегу моря, ярко светит солнце, лёгкий ветерок развивает ваши волосы. Ничто не тревожит вас. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое задание. Глубокий вдох. Я считаю до пяти, и мы начинаем работать. Один, два, три, четыре, пять.
6. Реализация построенного проекта.
Учитель: Какие глаголы в отрицательной форме встретились во время аутогенной тренировки? Как будет записана частица НЕ с этими глаголами?(Раздельно). Давайте определим последовательность шагов –алгоритм- при написании НЕ с глаголами.
(Слайд 10)
(Пошаговый алгоритм «Как написать глагол с частицей НЕ?». Показать действие на примере)
Учитель: Перед вами лежат карточки №1
(Слайд 11)
Работа в парах. Составьте пословицы, соединив начало и конец
Кто (не) стыдится спрашивать, Чего (не) знаешь, Можно (не) знать, Под лежачий камень | о том (не) говори. узнаёт многое. вода (не) течёт. стыдно (не) учиться. |
(Проверка на слайде с помощью стрелок)
Учитель: С красной строки запишите любые 2 пословицы, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм. Объясните значение пословицы.
(Слайд 12)
-Чья пара готова отвечать? Перед какой частью речи стоит НЕ? Как пишется с глаголами?
Проверка работы. (Слайд 13)
Учитель: Обратите внимание, если убрать частицу НЕ, будет ли иметь слово смысл? (Да). Наблюдаем дальше. Опять Несмеяна льет слезы!
(Слайд 14)
Негодует царь. Упрекает дочку: «Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?»
-Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов? Почему они написаны слитно?
- Давайте уберем частицу НЕ. Можно ли так сказать?
Вывод: Это глаголы-исключения, без НЕ они не употребляются. Их надо запомнить.
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Бывает все же, что глагол
Совсем без “НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И “НЕ” с ним вместе тоже.
Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать
- Объясните значение данных слов. Где можно посмотреть значение незнакомых слов?
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Как изменится наш алгоритм? (Ответы детей)
(Слайд 15)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах.
(не)звонил | (не)здоровится | |
(не)взлюбить | (не)навидеть | |
(не)узнает | (не)горели | |
(не)пойму | (не)доумеваю | |
(не)горели | (не)читает |
Проверка работы.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой
(Слайд 16)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо записать предложения, раскрыв скобки.
Пингвины хоть и птицы, но (не) летают.
Людей пингвины (не) боятся.
Белый медведь (не) страшится мороза и ледяной воды.
На Луне никто (не) живет.
На тигра никто (не) охотится.
Проверка работы. Самоконтроль. (Слайд 17)
9. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Ребята, на партах лежат два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета.
(Использование таблицы с опорными словами)
8. Подведение итогов.
- Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой. А сейчас примите подарок: алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами.
- Запомните, друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе
9. Инструктаж о домашнем задании: упр. 87 с. 67
(Слайд 18)
Работа на карточках (по группам ).
Карточка 2. Придумай предложения с глаголами и частицей не.
I группа.
Впиши в предложения пропущенные глаголы, используя слова для справок.
1. Мама сегодня легла спать пораньше, ей _____________.
2. В лесу весна ещё _________, снег ещё ___________, подснежники ________.
З. Федя __________, куда могли подеваться все ребята.
Слова для справок: недоумевал, не наступила, не расцвели, не растаял, нездоровится.
II группа.
Впиши в стихотворение пропущенные глаголы. Вам помогут
слова подсказки, если ты добавишь к ним частицу не.
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, ________.
Когда стоят на том же месте,
____________ путешествий...
Никто сидеть __________ стоя,
Лить из порожнего в пустое.
Нельзя писать на белом мелом
И называть безделье делом.
Д. Родари.
Слова-подсказки: говорят, совершают, может.
III группа.
Впиши в пословицы глаголы. Определи, слитно или раздельно нужно писать не.
(не) видал - (не) бывал
Кто на море _________, тот и горя _________.
(не) шути - (не) верь
С огнём _________, ветру _________.
(не) говори - (не) знаешь
О чём __________, о том ______________ .
<Слайд 20, 21, 22>
Проверка.
XIII. Рефлексия.
-Как вы себя ощущали на уроке, какие чувства у вас вызвал урок, покажите цветом (жёлтый, синий квадраты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами....
Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»
Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"
Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
Урок проводился в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе». Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы. На уроке решаются личностные, познавательные, регул...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"
Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"...
Конспект урока русского языка на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами" (2 класс)
Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролир...
Конспект урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Техническая карта урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах" 4 класс УМК "Школа России"...