Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Конспект урока русского языка по теме "Правописание не с глаголами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_pravopisanie_ne_s_glagolami.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме:
«Правописание не с глаголами».
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.
Задачи урока:
1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не
2. Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.
3.Воспитывающая- повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.
Методы : словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, синтез, сравнение, обобщение, эвристический, частично-поисковый.
Оборудование: медиапрезентация, дидактический материал, иллюстрации.
Ход занятия:
Слайд 1
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент(2 мин.).
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(слайд 2)
И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.
1. Глагол - это .............часть речи:
а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы:
а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5. Спряжение глаголов - это:
а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:
а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам
7. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
8. Глаголы………нашу речь.
*Молодцы, ребята!Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?
- Без пословицы не проживёшь
- В чужом доме (не) указывают.
- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
- Лодырю всегда (не) здоровится.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
3 Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).
Открываем тетради, записываем дату и тему урока.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
- 1) расширить и углубить знания о…;
- 2) учиться находить и правильно писать….;
Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,
-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
-Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.
-_. Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать, , недомогать, *неистовствовать, нездоровится….(на доске) –Обратите внимание на слово неистовствовать, значение слова вы можете посмотреть в толковом словаре на стр….
5.Первичное закрепление
-- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?( Не проживёшь, не указывают, не хвали, нездоровится, не знать, не учиться). Давайте выпишем эти глаголы (проверка светофорами).
*Молодцы, ребята. Сегодня на уроке, как вы заметили, главный наш помощник-пословицы. Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не (Игра «Найди словечко»)
1.Семеро одного (не ждут )2. Каши маслом ( не испортишь) 3. Кто не работает, тот (не ест). 4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь). 5 После драки кулаками ( не машут) 6. Без труда ( не выловишь) и рыбку из пруда)7. Что написано пером (не вырубишь топором).
* ( Работа в парах)
-А сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.
1столбик – глаголы, в которых частица не пишется раздельно
2 столбик - глаголы, в которых не пишется слитно
глаголы, в которых частица не пишется раздельно | глаголы, в которых не пишется слитно |
(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится , (не) любил шумных компаний, враг(не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал.
(проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга, меняясь листочками)
*Физминутка (1 мин.)
6. Самостоятельная работа
-Молодцы, ребята. Сейчас я хотела бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Предлагаю написать сочинение-миниатюру(7-8 предложений) на тему «Пробуждение весны», используя глаголы с частицей не. А помогут вам в этом опорные слова(Не )пригрело, (не)могу (не )восхищаться, (не)доумевать, (не )сомневаться (,не )сидится, ветра(не )было, (не)здоровится, но;(не) налюбуешься, ещё (не)появились, (не) боится.……)Под музыку.(проверка, чтение предложений) 5-использовать глаголы с частицей не, где бы она писалась и слитно, и раздельно.4-только случаи раздельного написания. Но я также буду учитывать красоту слова, многообразие предложения…
*Домашнее задание (упр.-на выбор).1. Упр.
2. Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов).
7.Рефлексия деятельности (итог)
-Что нового мы узнали на уроке?
-Чему научились?
-Как пишется не с глаголами?
Не с глаголом отдельно пиши: Учитель!
Не сердись, не скучай, не спеши.
Не выучил - не делай,
Не знаешь - не спеши.
С глаголами отдельно частицу НЕ пиши.
Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.
Молодцы! Давайте теперь поставим оценки? ….Также Вы все получаете оценки за работу в парах, дополнительные оценки за сочинение-миниатюру вы узнаете на следующий урок.
-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком (слайд ). Вы подарили мне тепло и радость. . Наш урок окончен. Всем спасибо! До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Будущее время глаголов"
Урок русского языка во 2 классе по программе Занкова. В конспекте отражены все формируемые УУД....
Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...
Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами"
Конспект урока русского языка по теме "Не с глаголами" для 2 класса по УМК "Школа России". Урок построен в технологии деятельностного метода. Учащиеся самостоятельно на уроке открывают новые знания, д...
Конспект урока русского языка по теме « Понятие о глаголе» (система РО Л.В.Занкова)
Урок разработан на основе новых стандартов....
Конспект урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола" в 4 классе
На уроке проводится работа в группах, исользуются разноуровневые задания для диффиринцированной работы с учащимися....
Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...
Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:· Предметные: знать: ка...