Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: НАРЕЧИЕ. Наречие как часть речи (решение частных задач).
Тип урока | Решение частных задач |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; научить объяснять способы образования наречий от имен прилагательных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с грамматическими признаками наречия как части речи; научатся называть имена прилагательные, от которых образовались наречия; выделять суффикс -о в наречиях; находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; подбирать антонимы и синонимы к данным наречиям; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам |
Метапредметные УУД | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению |
Личностные | Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Приложение 1
Работа над словами с непроверяемым написанием
ЗДЕСЬ – 1. В этом месте. 2. В какой-то момент. Слово «здесь» произошло от старинного слова СЕ – «этот» и старинной части слова – ДЕ. Эта же часть есть в словах ГДЕ и ВЕЗДЕ.
ТЕПЕРЬ – 1. В настоящее время, сейчас. 2. В знач. союза. Употребляется при переходе к новому предмету мысли, повествования. В древнерусском языке существовало слово ТОПЕРВО, сложенное из местоимения ТО и прилагательного ПЬРВЪ. В среднем роде ПЕРВЪ. В народной речи и сейчас можно услышать ТОПЕРЬВО, ТАПЕРЯ. Значение было вначале близко к нашему «во-первых», «первым делом».
СКОРО – короткий промежуток времени. В греческом языке есть слово СКАРИО – «прыгаю, скачу». Видимо, СКОРО произошло от слова, которое в древности имело значение «прыгать, скакать». СКОРО – СКАРИО = «прыгать, скакать».
Однокоренные слова: теперь – теперешний, по-теперешнему; скоро – скорый, скорость, скоростной.
Синонимы: теперь – сейчас, сегодня; скоро стремительно, торопливо, быстро.
Антонимы: скоро – медленно, неторопливо.
Фразеологизмы:
НА СКОРУЮ РУКУ (сделать что-нибудь) – быстро и небрежно, торопливо.
СКОР НА РУКУ – быстро делает что-нибудь; быстро и легко раздаёт удары, колотушки.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ – медицинское учреждение, оказывающее срочную помощь при острых состояниях и несчастных случаях, а также автомашина этого учреждения, приезжающая с врачом к пострадавшему или больному.
Пословицы и поговорки:
Здесь сорвалось, так там удалось.
Одна нога здесь, другая там.
Счастье скоро покидает, а добрая надежда – никогда.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
Царство разделится – скоро разорится.
Всё скоро сказывается, да не всё скоро делается.
В полезном медлен, а в шалостях скор.
Скоро, да не споро.
Скоро бегающий скоро устанет.
Предложения:
Искать клад будем здесь! Скоро настанет лето. Теперь я стал умней. Скоро в птичьих домиках будут птенцы.
Приложение 2
Кроссворд «Части речи»
Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово «наречие».
Вопросы к кроссворду:
1. Население государства, жители страны. (Народ.)
2. Местожительство определённого лица. (Адрес.)
3. Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками. (Рисунок.)
4. Дерево символ России. (Берёза.)
5. Цвет сажи, угля. (Чёрный.)
6. Документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо за плату. (Билет.)
7. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, совершающий подвиги. (Герой.)
1 | Н | А | Р | О | Д | |||
2 | А | Д | Р | Е | С | |||
3 | Р | И | С | У | Н | О | К | |
4 | Б | Е | Р | Ё | З | А | ||
5 | Ч | Ё | Р | Н | Ы | Й | ||
6 | Б | И | Л | Е | Т | |||
7 | Г | Е | Р | О | Й |
Приложение 3
Работа в группах
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы модой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, светлых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.
(Ф. Тютчев.)
Приложение 4
Работа по учебнику (упражнение 130)
Списывают, расставляя пропущенные буквы.
Приветливо, прекрасно, медленно, аккуратно, завтра, хорошо, быстро, вместе, далеко, впереди, вдалеке, теперь, вчера, интересно, весело, налево.
Подбирают к каждому наречию антоним.
Приветливо – враждебно, прекрасно – ужасно, медленно – быстро, аккуратно – небрежно, завтра – сегодня, хорошо – плохо, быстро – медленно, вместе – врозь, далеко – близко, впереди – сзади, вдалеке – вблизи, теперь – потом, вчера – сегодня, интересно – неинтересно, весело – грустно, налево – направо.
Называют имена прилагательные, от которых образовались выделенные наречия.
Приветливый – приветливо, прекрасный – прекрасно, медленный – медленно, аккуратный – аккуратно, хороший – хорошо, быстрый – быстро, интересный – интересно, весёлый – весело.
Называют наречия, к которым можно подобрать синонимы.
Приветливо – дружелюбно, медленно – тихо, аккуратно – чисто.
Приложение 5
Разгадывание ребусов
– Рассмотрите ребусы. Какие наречия здесь зашифрованы? Запишите данные наречия с вопросом.
Разгадыают ребусы. Записывают наречия.
(Где?) внизу, вокруг, сзади, около, внутри, рядом.
Приложение 6
Работа по учебнику (упражнение 131)
Издалека доносилось воркование голубя. Слева и справа звенели трели певчих дроздов. Конь жевал траву, гремел уздечкой и мотал хвостом налево и направо, отгоняя мух. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Поезд двигался медленно.
Приложение 7
Игра «Подбери наречие»
– Замените данные фразеологизмы наречиями. Запишите полученные наречия в столбик.
Встать чуть свет – РАНО.
Черепашьим шагом – МЕДЛЕННО.
Как по маслу – ХОРОШО.
Кот наплакал – МАЛО.
Встать с первыми петухами – ЗАСВЕТЛО.
Рукой подать – БЛИЗКО.
Яблоку негде упасть – ТЕСНО.
Время от времени – ИЗРЕДКА.
Положа руку на сердце – ЧЕСТНО.
У чёрта на куличках – ДАЛЕКО.
Как в аптеке – ТОЧНО.
Битый час – ДОЛГО.
На вес золота – ДОРОГО.
Душа в душу – ДРУЖНО.
Записывают наречия в столбик.
Приложение 8
Графический диктант
– Выполните графический диктант. Если высказывание верно, то поставьте знак «+», если неверно то знак «–».
- Наречие – часть речи? (Да.)
- Наречие – изменяемая часть речи? (Нет.)
- Наречие поясняет глаголы? (Да.)
- Наречие поясняет существительные? (Нет.)
- Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (Да.)
- Сегодня – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Да.)
- Легко – наречие, которое отвечает на вопрос «где»? (Нет.)
- Вдалеке – наречие, которое отвечает на вопрос «откуда»? (Нет.)
- Вчера – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Да.)
- Опасно – наречие, которое отвечает на вопрос «когда»? (Нет.)
- Внизу – наречие, которое отвечает на вопрос «где»? (Да.)
Ключ: + – + – + + – – + – +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....