Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32 г. ТОМСКА
Рассмотрено протокол заседания МО ___________________ № от «__»_____2014 г. руководитель МО ________ /Г. С. Лаптева | Согласовано протокол МС № «___» _______2014 г. заместитель директора по НМР _______ /Т.А.Тужикова
| Утверждено
приказ № от «__»_____2014 г. директор МАОУ СОШ №32 _______ / М.Н.Крюкова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
Класс 2В
Учитель:
О.А. Дубровина,
учитель начальных классов
высшей категории
Томск 2014
I Пояснительная записка
Программа «Занимательный русский язык» для 2 класса предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходит на помощь занимательные уроки русского языка
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (68 учебных часов). Занятия проходят по два часа в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 8-9лет, 2 класс).
Цель: развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности. Решение этой цели осуществляется на уроке.
Курс «Занимательный русский язык» ставит следующие задачи:
- Воспитание любви к русскому языку;
- Развитие интереса к языку как учебному предмету;
- Расширение и углубление программного материала;
- Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
-Овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- Овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. .
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на уроке следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Уроки занимательного русского языка должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
II Содержание программы
«Секреты русского языка» - 68ч.
- В мире фонетики – 20ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
- Уроки речевого творчества – 4ч
«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
- В мире орфографии – 30ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
- В мире словообразования – 7ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
- В мире слов, или что такое лексика? – 6ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
- Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
III Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные качества:
- положительное отношение к учению (к урокам русского языка);
- появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи(в частности, за правописанием)
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя); – планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
– выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).
Познавательные УУД:
– находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;
– находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
– понимать информацию, представленную в освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
– понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным основаниям; – подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;
– строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
– создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
Календарно – тематическое планирование занятий во 2 классе
«Занимательный русский язык»
(2ч. в неделю, 68 ч.)
п\п | Тема | Количество часов | форма | дата | |||
теория | практика | аудиторная | неаудиторная | планируемая | проведения | ||
1-2 | Что изучает фонетика? | 2 | + | 04.09 , 08.09 | |||
3-5 | Легко ли быть согласным звуком? | 2 | 1 | + | 11.09, 15.09, 18.09 | ||
6-8 | Мягки ли мягкие согласные? | 1 | 2 | + | 22.09, 25.09, 29.09 | ||
9-11 | Звук под «маской». | 1 | 2 | + | 02.10,06.10,09.10 | ||
12-14 | Слоги. Перенос слов. | 1 | 2 | + | 13.10,16.10,20.10 | ||
15-17 | Буквы в слове переставим – много новых слов составим. | 3 | + | 23.10,27.10,10,11 | |||
18-20 | Урок-игра: «Звуки и буквы» | 3 | + | 13.11 17.11 20.11 | |||
21-24 | Большая буква | 1 | 3 | + | 24.11 27.11 01.12 04.12 | ||
25-27 | Предлоги | 1 | 2 | + | 08.12 11.12 15.12 | ||
28-30 | Писать ли, как слышится, или что такое орфография? | 1 | 2 | + | 18.12 22.12 25.12 | ||
31-34 | Ударение в слове | 1 | 3 | + | 29.12 12.01 15.01 19.01 | ||
35-36 | Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. | 1 | 1 | + | 22.01 26.01 | ||
37-39 | Проверяемые безударные гласные | 1 | 2 | + | 29.01 02.02 05.02 | ||
40-43 | Правописание согласных | 2 | 2 | + | 09.02 12.02 15.02 19.02 | ||
44-47 | В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | 1 | 3 | + | 22.02 26.02 29.02 01.03 | ||
48-49 | Про чк, чн, чт, нч, рщ… | 1 | 1 | + | 4.03 11.03 | ||
50-53 | Ъ и Ь – помощники в словах | 1 | 3 | + | 15.03 18.03 29.03 01.04 | ||
54-56 | В мире словообразования. Состав слова. | 1 | 2 | + | 05.04 08.04 12.04 | ||
57-60 | Корень- родоначальник, или что такое словообразование? | 1 | 3 | + | 15.04 19.04 22.04 26.04 | ||
61-62 | Сложные слова | 1 | 1 | + | 29.04 03.05 | ||
63 | К тайнам слова. Синонимы. | 1 | + | 06.05 | |||
64 | К тайнам слова. Антонимы | 1 | + | 10.05 | |||
65 | Части речи | 1 | + | 13.05 | |||
66-68 | Игры в слова и со словами. | 3 | + | 17.05 20.05 24.05 | |||
+ |
V Ресурсное обеспечение.
- Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
- Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
- Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари
VI Список литературы
Семенова Е. Е. Занимательная грамматика. М., Омега,1996г.
Н. М. Бетенькова. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. М., «Просвещение» 1995г.
Э. А. Вартаньян. Крылатые слова. М.,Астрель. АСТ. 2001 г.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...