конспект урока по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Тема урока: "Собственные и нарицательные имена существительные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка во 2 классе.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Провела: Хамидуллова Р.В
учительница начальных классов
МБОУ «Кочкуровская СОШ»
Цель: Познакомить детей с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные.
Задачи:
1) вспомнить функциональные различия между именами собственными и нарицательными;
2) активизировать навык употребления заглавной буквы при написании имен собственных;
3) обобщить все известные учащимся способы употребления заглавной буквы;
4) обогащать речь детей именами собственными разных тематических групп;
5) развивать логическое мышление учащихся при распределении имен собственных по тематическим группам.
Оборудование: компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки со словами, учебник Л.Ф.Климанова «Русский язык» для 2класса.
Ход урока:
1. Орг. момент
-Доброе утро!
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы начинаете урок - солнышко или тучку. На эту работу вам 20 секунд.
- Отложите свои листочки на край стола, до конца нашего урока.
2. Словарно–орфографическая работа.
- Найдите в этой записи два слова из словаря (собака, корова).
- В чем смысловое сходство слов корова и собака? (Домашние животные).
- Что вы еще можете сказать о данных словах? ( три слога, второй слог ударный, безударная гласная «о»).
- Запишите в тетрадь слова «корова, собака». Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную «о».
- Составьте предложение с этими словами, дав животным клички.
- Как пишутся клички животных? (с заглавной буквы)
3. Актуализация знаний
А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
- Имена, фамилии, отчества
- Имена сказочных героев
- Названия городов, улиц, деревень, посёлков, рек, морей, океанов, гор,
а) Работа в группах
Распределить слова по группам.
Слова для справок: Мордовия , Пушкин Александр Сергеевич, Агния
Львовна Барто, Золушка, Мальвина, Максимов Антон, Москва, Дюймовочка,
яблоня, сирень, ива, море, Чикунова Мария, Санкт-Петербург, Мурманск.
1-ая группа | 2-ая группа | 3-ья группа | 4-ая группа |
Пушкин Александр Сергеевич | Золушка | Мордовия | яблоня |
Агния Львовна Барто | Мальвина, | Москва | сирень |
Максимов Антон | Дюймовочка | Санкт-Петербург | ива |
Чикунова Мария | Мурманск. | море |
Проверка задания у доски.
б) Фронтальный опрос учащихся.
Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.
Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)
А ещё можно найти отличия?
Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
Какой частью речи являются эти слова?
В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.
«Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы,
а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы».
Давайте выделим с вами ключевые слова в этом определении.
4. Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные)
Физкультминутка.
Только в лес мы зашли,
Показались комары
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Руки за голову кладем
И вразвалочку идём.
Снова дальше мы идём
Перед нами водоём
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее
Раз-два, раз-два-
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисичку обхитрим
На носочках побежим.
5. Постановка проблемы
Сегодня утром, когда я шла в школу, ко мне подошла тётя Соня и попросила прочитать письмо своего внука. Я нашла в этом письме много ошибок, а найдёте ли их вы?
КУДА: мордовия,
Село ломаты, ул. тюбяки, 5
КОМУ: мишкиной соне.
Здравствуй тётя соня. Пишет тебе твой внук марат. Я очен соскучился по тибе. Скоро приеду к тибе в ломаты. Я ездил к тёте наде на два дня. Купался в реке штырма. Играл со своим друшком.
- Объясните, как пишутся имена собственные?
- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.
Давайте сравним ваши исправления с моими.
КУДА: Мордовия,
Село Ломаты, ул. Тюбяки, 5
КОМУ: Мишкиной Соне.
Здравствуй, тётя Соня. Пишет тебе твой внук Марат. Я очень соскучился по тебе. Скоро приеду к тебе в Ломаты. Я ездил к тёте Наде, на два дня. Купался в реке Штырма. Играл со своим дружком.
6. Создание проблемной ситуации
Как бы вы написали слово «дружок» в предложении?
Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
7. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос
Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? (Кличку животного- имя собственное.)
А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? (Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу - имя нарицательное.)
Чем отличаются эти слова?(Смыслом, обозначением, значением.)
Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением
Физкультминутка
Кошечка проснулась
Сильно потянулась!
Выпрямила спинку, шейку
И уселась на скамейку.
8. Первичное закрепление новой темы.
Работа по учебнику
Упр.107
9. Рефлексия.
Покажите, пожалуйста, красные карточки те, кто не понял новую тему.
А теперь сравните своё настроение с рисунками. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, дорисуйте солнечный лучик, если вы собою недовольны - то капельку дождя.
10. Домашнее задание
Написать письмо другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...