Словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жданюк Надежда Владимировна

Конспект урока русского языка в 3 классе

Урок в разделе «Текст, предложение, словосочетание»

УМК «Школа России»

Тип урока – изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus.yaz_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока – создание условий для овладения учащимися умения выделять словосочетания в предложении.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • ввести понятие «словосочетание»;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
  • закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах.
  1. Личностные
  • воспитывать положительную мотивацию к учению;
  • развивать коммуникативные способности.
  1. Метапредметные
  • работать над развитием памяти, внимания, мышления учащихся;
  • работать над развитием устной и письменной речь.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный момент

- Садитесь, пожалуйста. Давайте проверим, все ли готовы к уроку: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Проверяют готовность к уроку.

2.

Проверка домашнего задания

- Приступим к проверки домашнего задания.

- Какие предложения даны по количеству основ?

- Где поставили запятые?

- Прочитайте предложение, подходящее к схемам:

[─  ═], и [═   ─].

[─  ═], [─   ═].

[─  ═], а [─   ═].

- Молодцы! Вы хорошо поработали дома.

Ответ учеников.

3.

Актуализация знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

- А кто мне скажет, на какие группы делятся предложения по количеству основ?

- Какие предложения называются простыми?

- Какое предложение называется сложным?

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

- Молодцы!

На простые и сложные.

Это предложения, в которых только одна грамматическая основа.

Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ.

Запятыми.

Отвечает 1-ый ученик.

Отвечает 2-ой ученик.

Отвечает 3-ий ученик.

Отвечает 4-ый ученик.

4.

Словарная работа

- А сейчас, посмотрите на доску и определите словарное слово, пользуясь шифром и кодом:

3

4

5

6

7

8

9

1

с

п

ф

а

н

ж

ц

2

т

е

ш

я

щ

и

з

1-4, 2-5, 2-4, 1-7, 2-8, 1-9, 1-6

- Какое слово получилось?

- Что вы знаете об этом растении?

Сведения о пшенице:

Пшеницу выращивали с целью получения питательных зерен еще в III тысячелетии  до нашей эры. В настоящее время известно более 30 видов этого злакового растения. Это очень важная зерновая культура, которая широко распространена в умеренном поясе. Основное назначение пшеницы – использование ее в пекарном производстве. Кроме того, часть урожая идет на изготовление манной и пшеничной крупы, из твердых сортов пшеницы готовят макаронные изделия.

- Запишите слово пшеница в словарь. Обозначьте орфограмму.

- Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

Пшеница - среди хлебов царица.

- Откройте тетрадь, напишите число, классная работа и запишите пословицу по памяти.

Пшеница.

Ответы детей.

Открывают словари, записывают слово, обозначают орфограмму.

Ответ детей.

Учитель показывает с помощью ТСО шифр с кодом.

Взаимопроверка.

5.

Постановка цели

- Прочитайте.

Наступила осень.

Осенний праздник.

Летели птицы.

Облака плыли.

- Найдите лишнюю запись.

-Почему?

- Как называется эта запись осенний праздник?

- Сформулируйте тему урока.

- Верно.

Осенний праздник.

Все остальные являются простыми нераспространенными предложениями.

Словосочетание.

На уроке будем говорить о словосочетаниях.

С помощью ТСО учитель показывает запись предложений.

6.

Физминутка

7.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов) - работа по учебнику

С.35 упр. 57

- Прочитайте предложение. Найдите в нем грамматическую основу.

- Какое слово поясняет подлежащее? Задайте к нему вопрос от подлежащего. Запишите (пшеница (какая?) густая).

- Какие слова поясняют сказуемое? Поставьте к ним вопрос, запишите (созрела (где?) в поле)

- Как называются эти сочетания слов?

- Прочитайте на с. 35 сведения о словосочетании

- Из чего состоит словосочетание?

- Как устанавливается связь слов в предложении?  

- От какого слова ставится вопрос?

- Как обозначается главное слово в словосочетании?

- Как обозначается связь главного слова с зависимым?

- Как вы думаете, подлежащее и сказуемое образуют словосочетание?

- Почему?

ПАМЯТКА 1

Пшеница созрела.

 Словосочетания.

Из главного и зависимого слов.

При помощи вопросов.

От главного к зависимому.

Крестиком.

Стрелочкой.

Нет.

Они образуют нераспространенное предложение

Учитель раздает детям, памятку №1.

8.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

С.36 упр.58

- Прочитайте предложение. Запишите его.

- Назовите грамматическую основу предложения.

ПАМЯТКА 2

- Назовите словосочетание, в котором поясняется подлежащее. Запишите его.

- Назовите словосочетание, в котором поясняется сказуемое. Запишите.

- Какие слова являются главными в словосочетаниях? Как вы обозначите эти слова?

Какие зависимые?

Листья закружились.

Листья (какие?) желтые.

Закружились (где?) в воздухе.

Листья, закружились, крестиком.

Желтые и в воздухе.

Учитель раздает детям, памятку №2.

9.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

С.36 упр.59. Самостоятельное выполнение.

Проверка:

- Назовите грамматическую основу предложения.

- Назовите словосочетания.

- Какие слова являются главными? Как вы обозначили эти слова?

- Как обозначается связь главного слова с зависимым?

Ученики самостоятельно выполняют упражнение.

Кузнечики стрекочут.

Кузнечики (какие?) длинноусые, стрекочут (как?) весело.

Кузнечики, стрекочут, стрелкой.

Стрелкой

10.

Подведение итогов урока

- Что такое словосочетание?

- Из чего состоит словосочетание?

- От какого слова ставится вопрос?

- Как обозначается главное слово в словосочетании?

- Как обозначается связь главного слова с зависимым?

- Как найти словосочетания в предложении?

Словосочетание – это …..,  связанные  …..  .

Словосочетание состоит из …..  слова и …. слова.

Вопрос ставится от  …. слова к …. слову.

Главное слово обозначается … .

Связь  главного слова с зависимым обозначается  …. .

Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова …….     ……..  к зависимому.

11.

Рефлексия деятельности

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что не получилось выполнить с первого раза?

- Оцени свою работу на уроке.

12.

Домашнее задание к следующему уроку

- Ваше домашнее задание написано на доске С.36 упр.60, выучить правило, поработать с памятками.

- У кого есть вопросы по домашнему заданию?

- Готовимся к следующему уроку.

ПАМЯТКА 1

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного к зависимому. Над главным словом в словосочетании ставится знак ×, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком      

   

   ×    

созрела (где?) в поле

ПАМЯТКА 2

КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!

ПЛАН

  1. Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
  2. Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
  3. Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения

ОБРАЗЕЦ:

Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.

ребята (какие?) задорные

побежали (как?) быстро

побежали (куда?) в рощу

в рощу (какую?) березовую


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

«Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил.  Главное и зависимое слово в словосочетании»....

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Цели урока:     - формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом  слове в словосочетании  ;                ...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс, система Л.В. Занкова. Тема "Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания".

В разработке урока указаны планируемые результаты (УУД), система работы на уроке детей и учителя (виды деятельности), показаны этапы урока над новой темой, различные формы работы учащихся....

Урок русского языка "Словосочетание. Назначение зависимого слова в словосочетании"

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели "Ротация станций"...