Конспект урока "Личные местоимения" (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Аксарина Светлана Сергеевна

Конспект урока русского языка "Личные местоимения" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа № 152                                                                                                                        Учитель: Силантьева Т. В.

Класс 3 «ж»                                                                                                                                Студентка 35 группы: Аксарина С.

Дата: 04. 04. 2017 г.                                                                                                               Методист: Солопова Т. В.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Личные местоимения».

Цели деятельности учителя: знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять

Планируемые результаты:

Личностные: - подводить итоги своей деятельности на уроке;

  • адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Предметные: - развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи;

                - развивать умение обобщать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник 3 кл.,2 ч., Школа России, учебная презентация, деформированный текст на карточке, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Этапы, методы и приёмы

Хроно

мет-раж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

 УУД

I.

Самоопределение к деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна.

Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

Приветствовать учителя; Настраиваться на работу.

К: настраиваться  на урок.

II. Актуализация опорных  знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Практический

7 мин

Орфографическая минутка

«Мозговая атака»

  1. Груз пассажиров (багаж)
  2. Страна пирамид и фараонов (Египет)
  3. Цветок, по которому гадают (ромашка)
  4. Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей (ёжик)
  5. Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)
  6. Приходит во время еды (аппетит)

     7)   Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза)

-  Белая берёза под моим окном,

   принакрылась снегом точно серебром

- Сегодня слово берёза поможет нам на уроке.

Писать под диктовку.

Проверять собственные знания

П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод

- беседа

Объяснительно-иллюстративный

Прогнозирование

Практический

7 мин

- Устно составьте предложение со словом берёза.

- Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем.

 Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в  музыке, живописи.  О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок.  

- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

- Как можно исправить?

- Прочитаем отредактированный текст.

- Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

- Эти слова заняли место имени существительного.

- Что вы знаете о местоимениях?
- Как вы думаете, какая тема урока?

- Слова, заменяющие другие ч. р., - «герои» сегодняшнего урока.

Вы уже много знаете о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит цель? (познакомиться с местоимениями)
- Чему будем учиться? (Сегодня мы поговорим о личных местоимениях.)

Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради

Как ты говоришь о себе? (я)

Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Таблица на доске:

Местоимение

 

ед. ч.

     мн. ч.

 1 л.

я

мы

 2 л.

ты

вы

 3 л.

он, она, оно

они

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (записать два последних слова на доске, соединить их, добавить в конце е.) Как называются такие слова? (Записать слово местоимение на 1-й строке таблицы.)  

Составлять предложение.

Отвечать на вопросы

Определять тему

Ставить цель урока

Записывать в тетрадь местоимения

Смотреть на доску

Слушать учителя

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока
К:
 выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV.

 Открытие нового знания. 

Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

Репродуктивный

10 мин

Ребята, сейчас мне нужно 2 человека.

Инсценировка.

Разговор бабушки с внуком .

- Алло! Это я. Ты слышишь меня?

- Да, хорошо слышу.

- Мама дома?

- Нет.

- А где она?

- В парикмахерской.

- А папа дома?

- Его тоже нет.

- Он где?

- На работе.

Ребята, вы поняли, что нам показали актеры?

Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я.

Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе лицо) указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком–то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): она, он.

Посмотрите упражнение 156, какие местоимения ребята еще не назвали?

Как вы думаете, почему эти местоимения назвали личными? (указывают на какое-то лицо или лица, личное, значит принадлежит кому-то, чему-то)

- На каждой парте есть конверт. Он один. Значит, как вы будете работать? (В парах)
В конверте лежат слова.
- Есть ли среди слов в конверте личные местоимения?( "Есть, но не все. Слово НА – предлог.")
- Распределите местоимения на группы
- Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет задание на доске.)
- По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы! Остальные, запишите себе в тетрадь.

- Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как?
- По какому признаку распределили? Как вы догадались? (" По лицам. Мы нашли в учебнике.") Молодцы! Умеете работать с книгой!


В упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?("Можно выучить.")
- Я поделюсь с вами хорошим способом запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ
- Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать.
- А как запомнить местоимения 3 лица?("Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.")
- Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях.
- А как бы вы его дополнили?

Делать инсценировку

Слушать учителя

Работать с учебником, выполнять упражнение

Работать с карточками в паре. Доставать из конверта слова, читать, отвечать на вопросы учителя.

Распределять местоимения на группы.  

Искать необходимую информацию в учебнике.

Слушать учителя

Самостоятельно находить правило в учебнике, читать

Р: выполнять учебное действие

П: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное

К: Умение сотрудничать со сверстниками.

Р:  Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы.

V. Динамическая пауза

1 мин

- А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями».

 Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Повторять за учителем

VI.

Первичное закрепление во внешней речи.

Практический

Словесный

Репродуктивный

5 мин

- Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? ("Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.")

- У вас на партах у каждого лежит карточка.

- Прочитайте задание.

Вставь пропущенные местоимения, определи лицо. Выполняйте.

1)_____ нарисую ёлочку.

2) А ____ что будешь рисовать?

4) А___, ребята, читали про Незнайку?

5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко.

______ осветило землю.

6) На ветку дерева села ворона.

____ громко закаркала.

7) На другой ветке сидел воробей.

____ чистил пёрышки.

- Проверим. Называйте местоимение, лицо и число. Если у вас так же, ставьте плюсик, если не правильно, исправляйте, ставьте минус.

Отвечать на вопросы

Выполнять задание

Осуществлять самопроверку, исправлять ошибки, фиксировать результат

К:  Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VII.

Включение в систему знаний.

Практический

Исследовательский

Словесный

5 мин

Работа   с   деформированным текстом на карточках. Работа в парах.

Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением,  указать число и лицо местоимений.

Карточка.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

 Проверка. (Слайд 13)

Работать с карточками

Читать исправленный текст

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

VIII.

Итог урока.

Словесный

2 мин

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?

- Как изменяются местоимения?

- Какая была цель урока? Мы ее достигли?

Домашнее задание: упр. 159, с.94

Подводить итоги урока.

Р: осуществлять  итоговый контроль

IX.

Рефлексия деятельности.

Словесный

2 мин

- Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему?
- Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
- Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
- Я старался, но многое не вышло, я очень устал.

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверь:

Слайд 2

Берёза Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром

Слайд 3

Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок.

Слайд 4

Берёзу милую, родную считают символом России. Она воспета в музыке, живописи. О ней написано немало стихов, рассказов, сказок.

Слайд 5

Тема урока: Личные местоимения

Слайд 6

цель урока: познакомиться с местоимениями и правильно употреблять

Слайд 7

Местоимение ед. ч. мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он, она, оно они

Слайд 8

Запомни! местоимения 1 лица Я-МЫ местоимения 2 лица ТЫ-К-ВЫ Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О

Слайд 9

1 ) Я нарисую ёлочку . ( я – 1-е л., ед.ч . ) 2) А ты что будешь рисовать ? ( ты – 2-е л., ед.ч . ) 4) А вы , ребята, читали про Незнайку ? ( вы – 2-е л., мн.ч . ) 5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко. Оно осветило землю . ( оно – 3-е л., ед.ч . ) 6) На ветку дерева села ворона. Она громко закаркала . ( она – 3-е л., ед.ч . ) 7) На другой ветке сидел воробей. Он чистил пёрышки . ( он – 3-е л., ед.ч . )

Слайд 10

Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Она во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в ней , Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Слайд 11

Домашнее задание: с.94, упр . 159

Слайд 12

Оцени свою работу на уроке: -Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно . - Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно . - Я старался, но многое не вышло, я очень устал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений»...