Этапы, методы и приёмы | Хроно мет-раж | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность учащихся | УУД |
I. Самоопределение к деятельности |
1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.
| Приветствовать учителя; Настраиваться на работу. | К: настраиваться на урок. |
II. Актуализация опорных знаний и мотивация Словесный метод. -беседа Практический
| 7 мин
| Орфографическая минутка «Мозговая атака» - Груз пассажиров (багаж)
- Страна пирамид и фараонов (Египет)
- Цветок, по которому гадают (ромашка)
- Маленький колючий зверёк, которого сравнивают с игольницей (ёжик)
- Громкий школьный оповеститель на начало и конец урока (звонок)
- Приходит во время еды (аппетит)
7) Последнее слово, будет сложено из первых букв данных слов (берёза) - Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом точно серебром - Сегодня слово берёза поможет нам на уроке. | Писать под диктовку. Проверять собственные знания
| П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод - беседа Объяснительно-иллюстративный
Прогнозирование
Практический
| 7 мин | - Устно составьте предложение со словом берёза. - Я составила маленький рассказ. Давайте прочитаем. Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза (она) воспета в музыке, живописи. О берёзе (о ней) написано немало стихов, рассказов, сказок. - Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?) - Как можно исправить? - Прочитаем отредактированный текст. - Вместо какой части речи мы употребили эти слова. - Эти слова заняли место имени существительного. - Что вы знаете о местоимениях? - Как вы думаете, какая тема урока? - Слова, заменяющие другие ч. р., - «герои» сегодняшнего урока. Вы уже много знаете о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит цель? (познакомиться с местоимениями) - Чему будем учиться? (Сегодня мы поговорим о личных местоимениях.) Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради Как ты говоришь о себе? (я) Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.) Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.) Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно) Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы) Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.) Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они) Таблица на доске:
Местоимение | | ед. ч. | мн. ч. | 1 л. | я | мы | 2 л. | ты | вы | 3 л. | он, она, оно | они |
В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (записать два последних слова на доске, соединить их, добавить в конце е.) Как называются такие слова? (Записать слово местоимение на 1-й строке таблицы.) | Составлять предложение.
Отвечать на вопросы
Определять тему Ставить цель урока
Записывать в тетрадь местоимения
Смотреть на доску
Слушать учителя | Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
IV. Открытие нового знания. Словесный метод - беседа - рассказ
Наглядный метод - демонстрация
Репродуктивный | 10 мин
| Ребята, сейчас мне нужно 2 человека. Инсценировка. Разговор бабушки с внуком . - Алло! Это я. Ты слышишь меня? - Да, хорошо слышу. - Мама дома? - Нет. - А где она? - В парикмахерской. - А папа дома? - Его тоже нет. - Он где? - На работе. Ребята, вы поняли, что нам показали актеры? Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я. Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе лицо) указывает местоимение ты. Эти двое говорят о ком–то ещё, кто не участвует в диалоге (т.е. о третьих лицах): она, он. Посмотрите упражнение 156, какие местоимения ребята еще не назвали? Как вы думаете, почему эти местоимения назвали личными? (указывают на какое-то лицо или лица, личное, значит принадлежит кому-то, чему-то)
- На каждой парте есть конверт. Он один. Значит, как вы будете работать? (В парах) В конверте лежат слова. - Есть ли среди слов в конверте личные местоимения?( "Есть, но не все. Слово НА – предлог.") - Распределите местоимения на группы - Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет задание на доске.) - По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы! Остальные, запишите себе в тетрадь.
- Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как? - По какому признаку распределили? Как вы догадались? (" По лицам. Мы нашли в учебнике.") Молодцы! Умеете работать с книгой! В упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?("Можно выучить.") - Я поделюсь с вами хорошим способом запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ - Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать. - А как запомнить местоимения 3 лица?("Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.") - Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях. - А как бы вы его дополнили?
| Делать инсценировку
Слушать учителя
Работать с учебником, выполнять упражнение
Работать с карточками в паре. Доставать из конверта слова, читать, отвечать на вопросы учителя. Распределять местоимения на группы. Искать необходимую информацию в учебнике.
Слушать учителя
Самостоятельно находить правило в учебнике, читать | Р: выполнять учебное действие П: читать про себя тексты учебников, понимать прочитанное К: Умение сотрудничать со сверстниками. Р: Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы. |
V. Динамическая пауза | 1 мин | - А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями». Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте) Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши) Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте) | Повторять за учителем |
|
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Практический Словесный Репродуктивный
| 5 мин
| - Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями? ("Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.") - У вас на партах у каждого лежит карточка. - Прочитайте задание. Вставь пропущенные местоимения, определи лицо. Выполняйте. 1)_____ нарисую ёлочку. 2) А ____ что будешь рисовать? 4) А___, ребята, читали про Незнайку? 5) Вот из-за тучки выглянуло солнышко. ______ осветило землю. 6) На ветку дерева села ворона. ____ громко закаркала. 7) На другой ветке сидел воробей. ____ чистил пёрышки. - Проверим. Называйте местоимение, лицо и число. Если у вас так же, ставьте плюсик, если не правильно, исправляйте, ставьте минус. | Отвечать на вопросы
Выполнять задание
Осуществлять самопроверку, исправлять ошибки, фиксировать результат | К: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. П: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
VII. Включение в систему знаний. Практический Исследовательский Словесный | 5 мин | Работа с деформированным текстом на карточках. Работа в парах. Задание: восстановить деформированный текст, заменить повторяющееся слово местоимением, указать число и лицо местоимений. Карточка. Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней), Но бабушкины руки люблю всего сильней. Проверка. (Слайд 13) | Работать с карточками
Читать исправленный текст | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
VIII. Итог урока. Словесный | 2 мин
| - С какой частью речи познакомились на уроке? - Почему эта часть речи получила такое название? - Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание? - Как изменяются местоимения? - Какая была цель урока? Мы ее достигли? Домашнее задание: упр. 159, с.94 | Подводить итоги урока.
| Р: осуществлять итоговый контроль |
IX. Рефлексия деятельности. Словесный | 2 мин | - Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему? - Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно. - Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно . - Я старался, но многое не вышло, я очень устал. | Анализировать свою работу на уроке | Р:анализировать собственную работу. |