Урок русского языка по теме "Дательный падеж"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок формирования новых знаний по теме "Дательный падеж". Ознакомление с особенностями дательного падежа, умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dat_padd.docx | 32.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Захаровская СШ |
Урок на тему «Дательный падеж имен существительных» |
урок формирования новых знаний |
СУХОВА М.С. |
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.
Ход урока
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)
- Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу!
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.
- Запишите число, классная работа.
На столе у вас лежат карандаши красный, жёлтый, зелёный. Что вам это напоминает? (светофор).
Что обозначает каждый цвет. Используя эти карандаши, мы будем себя оценивать.
Зелёный-легко справился, ошибок не допустил.
Жёлтый – допустил 1 или 2 ошибки.
Красный – допустил 3 -4 ошибки.
2. Словарная работа.
На доске словарные слова
Спишите, вставьте пропущенные буквы. (проверка, оценивание )
К какой части речи относятся эти слова.
(имя существительное).
Что мы знаем о существительном. (род,число, Кто.,,Что).
2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)
– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)
до берега
для мамы
из бумаги
с горки
без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)
- Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)
- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)
3. Постановка учебной задачи
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)
- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.
4.Открытие нового знания (запись под диктовку)
5. Первичное закрепление.
(работа в учебнике)
- Запишите под диктовку словосочетания.
Плыл по реке, пришёл к сестре, ехал по дороге .
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; ехал по дороге – главное слово ехал (по чему ) по дороге, дательный падеж.)
- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по)
Физминутка.
Закрепление изученного
- Выполним упражнение 83 на странице 46.
- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)
- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)
- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)
- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)
- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)
(Проверка и оценивание)
- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)
Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)
Дифференцированная работа. Карточки
Сложный уровень (А) - Перепишите, образуя Дательный падеж существительных, данных в скобках.
Автобус шёл к (центр) города. По (парк) гуляли ребята. Лодка плыла по (река). Ребята пришли к больному (товарищ).
Средний уровень (В) - Списать предложение. Найти имена существительные в Дательном падеже.
Лыжники шли по лесу. Мяч быстро катился по земле. Внуки поехали к бабушке.
Низкий уровень (С) – Списать словосочетания, поставить вопрос к именам существительным.
Бегать по (…?) лужайке, обратиться к (…?) другу, ходить по (…?) комнате.
Подведение итогов оценивание за урок.
Работа по карточкам «Найди падеж»
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Рефлексия
У вас на столе лежат светофорчики
Всё понятно – зелёный
Я сомневаюсь – жёлтый
Мне трудно – красный.
Домашнее задание. Тетрадь стр. 34.упр. 73 .74 правило стр 46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"
Стихи,которые помогают запомнить падежи....
Урок русского языка по теме "Падежи" 3 класс
Презентация и разработка урока русского языка по теме "Падежи" , 3 класс, УМК "Планета знаний"...
Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"
Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...
Урок русского языка. Тема: "Родительный падеж имени существительного".
"Родительный падеж имени существительного"....
Открытый урок русского языка "В стране падежей"
Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен в предметную неделю по русск...
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных»....