Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
материал по русскому языку (3 класс) по теме
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели деятельности учителя: познакомить с алгоритмом определения падежей;учить различать падежи по вопросам, вспомогательным словам, предлогам;воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют интерес к новым знаниям;осознают успешность при изучении темы;
совершенствуют умение слушать и слышать.
предметные: познакомятся с падежами имен существительных;
формируют умение изменять имена существительные по падежам.
Тип урока:ОНЗ
Оборудование: учебник Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013, презентация, карточки с падежными вопросами.
№ | Этапурока Методиприемы | Хро-нометраж | Содержаниеурока.Деятельностьучителя. | Деятельностьученика | УУД | ||
1. | Орг. момент | ≈ 1 | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мариам Арменовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствовать учителя | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
2. | Мотивационный Практич.:каллиграфическоеупражнение, орфографический анализ. Словес.:ответынавопросы | ≈ 5 | А сейчас минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные. П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, пл . вец, пш . ница. (2 слайд) Какие же буквы будем писать? а, о, е.(на доску) – запишите по образцу. Словарная работа. Вернёмся к нашим словам. Что у них общего? (Все они словарные и являются именами существительными.) Докажите, что это имена существительные. (обозначают предмет) На какие группы можно разделить эти слова? 1. По родам, докажите. (слайд 2) 2. в зависимости от безударной гласной: а; о; е. (слайд 3 ). | Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом. Писатькаллиграфически. Определять части речи. Группировать по различным признакам. | Р:принимаютисохраняютучзадачу П: различатьчастиречи:существительное. | ||
3. | Постановкаучебнойзадачииеерешение Практич.:составление словосочетаний Словес.:ответынавопросы | ≈ 7 | Ребята, у меня в руках ручка и книга. Сейчас я буду их перемещать, а вы составите словосочетания, запишите их в тетрадь. А после мы увидим, что изменилось в слове книга? ( в каждом словосочетании разное окончание). Выделите окончание. ( Ручка на книге. Ручка под книгой. Ручка около книги.) (слайд 4) Задайте вопрос к слову книга и выделите окончание. Как изменилось слово книга? Кто знает, как называется в русском языке изменение существительного по вопросам? (склонение имен существительных) А теперь, откройте учебник на странице 36, прочтите правило про себя. Какая же тема нашего урока? (слайд 5). Какие цели мы можем поставить? (Научиться различать падежи, уметь склонять существительные) Как вы думаете, для чего нужно уметь склонять имена существительные? | Составлять словосочетания. Анализировать работу. Осмыслять выполненную работу. Определять цели и тему урока. | К:участвуютвучебномдиалоге;формулируютответыивыводы;обмениваютсямнениями;строятреч.высказывания. П: находитьвспециальновыделенныхразделахнужнуюинформацию; | ||
4. | Решениечастныхзадач Словес.:словоучителя. Словес.: ответы на вопросы Практич.:письм.граммат.упр. Взаимопроверка. Практич.:выбор.списываниесграм.заданием. Практич.:фронтал.проверка. Практич.:письм.граммат.упр.,проверьтепообразцунадоске. Практич.:письм.граммат.упр.Взаимопроверка. Практич.:чтениеправила. | ≈ 22 | В русском языке существует 6 падежей. Сейчас мы с вами с ними познакомимся. Знакомство с названием падежей. Сказка Е. Мережинской“ Откуда пошли названия падежей”. Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный. Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным… Рассмотрите таблицу. Работа с таблицей.( Слайд 6) Запишите в столбик названия падежей. А чтобы вы быстрее запомнили порядок написания падежей. Я вам раздам листочки с табличками, которыми в дальнейшем вы сможете пользоваться на уроках, а так же есть такая поговорка «Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку» каждая первая буква слова, обозначает последовательность написания падежей. Сейчас вместе мы просклоняем слово стол. (на доске падежи) Запись на доске, по ответам детей. Кто расскажет наизусть название падежей? Что помогает правильно определить падеж? (вопрос, вспомогательное слово, предлог) Первый вариант просклоняет слово сосна, а второй сова. При выполнении задания, пользуйтесь таблицей в учебнике. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, проведем самопроверку. (ответы на слайде 7). Как мы изменяли имя существительное? Как поставить существительное в нужный падеж? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА танец «Что манит птицу» откройте страницу станицу 38, упражнение 67. N, прочитай задание. Какое слово вам непонятно? (Полынья – это незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.) (8 слайд). Прежде чем приступить к выполнению, давайте составим план работы.
Приступаем к работе. 1)Спишите первые две строки. Следующие две строки, мы сделаем вместе. Дальше выполните самостоятельно. 2) Задание второе, мы выполним вместе. Соблюдайте тишину, имейте уважение к друг другу. Отвечайте только по поднятой руке. 3) третье задание выполните самостоятельно. Существительное в И.п. всегда подлежащее. Шла весной по льду свинья.(И.п) Ей попалась полынья.(И.п) Плюх!.. Торчит из полыньи(Р.п) Только хвостик от свиньи.(Р.п) Мы скорее к полынье,(Д.п) Мы помочь хотим свинье.(Д.п) Сами – чуть не в полынье,(П.п) Но спасли-таки свинью! (В.п) Недовольны мы свиньей (Т.п): разве шутят с полыньей? (Т.п) Вспоминают о свинье, (П.п) чтоб не плавать в полынье. (П.п) Подведем итог. Как определить падеж у существительного? Давайте составим алгоритм действия. Которым потом вы сможете пользоваться. Алгоритм определения падежа имени существительного 1. Найди слово, к которому относится существительное. 2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному. 3. Определи падеж существительного. 4. Проверь, подобрав вспомогательное слово. | Слушать учителя. Узнавать новую информацию. Осмыслять услышанное. Анализ таблицы. Осмыслять услышанное. Рассказывать наизусть. Анализировать работу. Образовывать формы слова. Взаимоконтроль. Анализировать работу. Работать по плану. Систематизировать полученные знания. | П:извлекаютнеобходимуюинформациюизрассказаучителя,собственногоопыта;осуществляютпоискнеобходимойинформации. Р:осмысляютуч.материал;действуютсучетомвыделенныхучителемориентиров;адекватновоспринимаютоценкуучителя. | ||
5. | Итогурока.Рефлексия (предметная). Словесный: Ответы на вопросы. | ≈10 | Сейчас я буду называть падежные вопросы. Ответы принимаются по руке. К какому падежу относятся вопросы: КТО? ЧТО?(именительный); КОМУ? ЧЕМУ? (дательный); О КОМ? О ЧЕМ? ( предложный); КОГО? ЧЕГО? ( родительный); КОГО? ЧТО? ( винительный); КЕМ? ЧЕМ? (творительный). Молодцы, ребята! Употребляются ли имена существительные в И. п. с предлогами? • Сколько падежей в русском языке? (6) • Перечислите их. • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? Скажите пожалуйста. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Сейчас достаём дневники, записываем домашнее задание. С.39, упр.69. Поднимите руку те, кто
Всем спасибо за вниманье, | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Записать домашнее задание. Оценивать свои достижения . | Р:принимаютисохраняютуч.задачупривыполнениизаданий;действуютсучетомвыделенныхучителемориентиров;применяютосвоенныеспособыдействия. |
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос | Предлоги | Примеры |
Именительный | есть | кто? что? | ---------- | лес, заяц |
Родительный | нет | кого? чего? | От, до, из, без, у, для, с, около | леса, зайца |
Дательный | рад | кому? чему? | к, по | лесу, зайцу |
Винительный | вижу | кого? что? | в, на, за, про, через | лес, зайца |
Творительный | любуюсь | кем? чем? | над, под, с, между, перед, за | лесом, зайцем |
Предложный | говорю | о ком? о чём? | об, о, на, в, при, во | о лесе, о зайце |
«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс
Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»
Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Склонение имен существительных", программа "Начальная школа XXI века"
3 класс "Склонение имен существительных"...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных»
Цели педагогической деятельности:создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.Задачи:Образовательная: активизировать способность язы...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных" для начальной школы...
Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....