план конспект -урока обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Твердохлебова Ольга Сергеевна

План конспект урока для 1 класса " УМК 21 век" по теме: " Звуки [Л] , [Л] и буква Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ll_moe.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Звуки [л], [л], буква Л л"                    1 слайд

Цель:  познакомить учащихся со звуками [л], [л] и буквой, обозначающей эти звуки,  научиться различать звуки [л], [л], букву “л” .Организовать работу с буквой Л, наблюдение за её применением в устной и письменной речи, научить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.

Задачи:

 развивать речь, умение логически мыслить, анализировать,

находить общие признаки, делать выводы.

 развивать умение работать в парах, слушать друг друга.

Планируемые результаты:

Познавательные: общеучебные – ознакомление с буквой Л л, чтение прямых слогов; выполнение звукового анализа слов; структурирование знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

Коммуникативные : Формирование  умения слушать  друг друга и вступать в диалог.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, презентация.

Оборудование для урока:

  Звуковые схемы

 Раздаточные карточки для индивидуальной работы

 Конверты с листочками

Средства обучения: доска, раздаточный материал, иллюстрации, презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг - другу улыбнулись.

Тихо сели.

-Какое сегодня число?

-Месяц?

-День недели?

-Время года?

-Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?

(Листопад)              2 слайд

У: Если мы хорошо поработаем на уроке, то осень подарит нам сюрприз в конце урока.

      Улыбнитесь друг другу, подарите свои  улыбки мне и нашим гостям. А теперь настроимся на работу. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Вспомним  некоторые

2. Речевая разминка.

У: На уроках мы всегда работаем по плану. С чего начинаем?

Д: С речевой разминки.

У: Для чего она нужна?

Д: Развивать речь, научиться читать быстро и выразительно, чётко произносить звуки.

1)Чистоговорки

У: Ваша задача - чётко проговаривать звуки. Повторяем за мной хором.

 Ло-ло ло- на улице тепло.

Лу-лу-лу- стол стоит в углу.

Ул-ул-ул- у нас сломался стул.

Оль- оль- оль- мы купили соль.

2) Скороговорка: 4 слайд

Наш  Полкан попал в капкан

 Шепотом

 Вполголоса

 Огорчённо

 Удивлённо

3.Актуализация знаний.

У: - Что мы знаем о речи?

-Что мы произносим, когда говорим?

- На какие две группы делятся все звуки?

-Как мы обозначаем звуки на письме?

-С какими буквами мы уже познакомились?

- Назовите гласные буквы , которые мы изучили.

- Дайте характеристику гласным звукам.

- Назовите согласные буквы , которые мы изучили

- Дайте характеристику согласным  звукам.

У: Прочитаем слоги с изученными буквами

                  А

                  О                                    

   М            У        Н

                  Э

                  Ы

                  И

У: Молодцы ,ребята вы хорошо помните изученные звуки и буквы.

Я предлагаю вам продолжить путешествие по стране Знаний.

Для того, чтобы узнать, о какой букве мы сегодня поговорим нужно отгадать загадку. Эта буква стоит в начале слова-отгадки.

4. Определение темы.  Целеполагание.    

а) загадки

Ночью выгляни с балкона,

В небе - долечка лимона,

И красива и яркА...

Но надкушена слегка. (луна)

б)  Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех.   
(Лиса)

5. Характеристика звуков.

Сравните первые звуки в словах.

Слово “луна” начинается со звука [л], а слово лиса – со звука [л,]  значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”

Работа в учебнике стр 69 .

У: Составьте звукобуквенную модель слов «луна» , « лиса»  с помощью фишек.

Один человек у доски

( у каждого на парте набор карточек) Звуковой анализ слова  луна. .                            

– Давайте «прочтём слово  луна, ведя указкой по «домикам» для звуков.

– Читать будем так, чтобы каждый звук очень точно попадал в свой «домик».

 (Л-лу-ун-на-а)

– Сколько звуков в слове л-лу-ун-на-а? (4 звука)

– Читаем слово, интонационно выделяя только первый звук. Л-л-луна. (Ребята долго тянут первый звук, указка задерживается только в первой клеточке, быстро проходя остальные).

– Кто из вас услышал – какой звук живёт в первом «домике», какой первый звук в слове «л-л-л-уна?

– Выделим первый звук.

– Дайте характеристику звуку, обозначьте фишкой. (Звук согласный, твёрдый, звонкий).

– Обозначьте фишками все остальные звуки. (Ребята работают со схемой в учебнике).

– Аналогичная работа проводится со словом лиса. (На доске схема звукового состава слова).

б) Сравните первые звуки в словах.

Слово “луна” начинается со звука [л], а слово лиса – со звука ,]  значит тема сегодняшнего урока: “Звуки [л], [л,] и буква, которая их обозначает”

  1. Игра

Если услышите звук [л‘] – погладить ладошки, [л] – хлопнуть.

Лист, литр, ландыш, ласточка, льдина, люк, лодка, лёд, лось, лес, лиса, лапа, лев, люстра.

Для обозначения этих звуков существует удивительно красивая буква.

Послушайте сказку: «Однажды на свет родилась маленькая буква. Такая красивая, с ножками как у балерины. И дали ей красивое имя Эль. Когда она выросла, то Господин Алфавит указал ей достойное место, между буквами ….».  Какими? Может быть, кто-то знает? (К, М).

7. Знакомство с буквой Л л.

1).У:  Звуки [л], [л']  на письме обозначаются  заглавной и строчной буквой     Л (эль).     7 слайд

2).- Для чего нужна заглавная буква?

-  Встаньте те ребята, чьё имя начинается с буквы Л.  Назовите имена. Какой звук произнесли?

-  Встаньте те ребята, чья фамилия начинается  с буквы Л. Какой звук?

3).У:  На что похожа буква?

Д: На шалаш, ……

4).У: Алфавит продолжит наш

     Буква Л- лесной шалаш.

8.Чтение  слогов, слов и предложений стр 69.

(Слайд)

Вышел  ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».

- Какую буковку нашёл ёжик? (Л)

Прибежал весёлый А, прочитали дети – ЛА. (щелчок)

Прибежал задорный О, прочитали дети – ЛО. (щелчок)

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – ЛЯ. (щелчок)

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ЛЫ. (щелчок)

Прибежал игривый И, прочитали дети – ЛИ. (щелчок)

Прибежал упрямый У, прочитали дети – ЛУ. (щелчок)

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – ЛЁ. (щелчок)

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – ЛЮ. (щелчок)

Прибежал обжора Э, прочитали дети – ЛЭ. (щелчок)

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – ЛЕ. (щелчок)

Чтение слогов  и предложений в учебнике

9. Физкультминутка

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает листву.

Листья запорхали,

Как бабочки на карнавале 

Игра : « Поcади cлово»   слайд

( под крышу дома нужно посадить живoтное , но пoселиться могут только те животные в названии которых есть звуки [л],[ л]

5 слайд:

6 слайд:

Молодцы , xoрoшо пoтрудились на уроке

Работа  в карточке.

У: Выполните задания с буквой Л.  Соедини с буквой Л картинки, слова  которых  начинаются со звука Л.)

10. Работа над предложением. (творческое задание)   12 слайд

У: В начале урока мы говорили о красивом осеннем явлении- листопаде.

Представьте, что вы в осеннем лесу. Посмотрите на картину. Что вы увидели, услышали, почувствовали? Составьте предложения.

Д: В осеннем лесу очень красиво. Под ногами шуршат листья. Осень пришла в лес. В лесу пахнет грибами.

У: Составьте предложение из моделей. Я предлагаю вам оценить свои силы и составить из белых прямоугольников или из цветных

 С деревьев облетают листья.

Сколько слов? (проверка у доски)

11. Подведение итогов урока

У:- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Расскажите, что нового  вы сегодня узнали на уроке?

Д: Мы учились различать звуки [л], [л’] и букву Л в словах, учились читать слоги , слова и предложения

У:- Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л’]

Д: Звук [л] - согласный, непарный, звонкий, твёрдый.

 Звук [л’]- согласный, непарный, звонкий, мягкий.

У: - Какая буква обозначает звуки [л], [л’]

Д:Буква Л

12. Рефлексия. Самооценка.

У: Как я вам и обещала за хорошую работу осень приготовила для вас сюрприз. Перед вами дерево. Оно вам нравиться? Чего не хватает? Вы составляли очень хорошие предложения о листопаде. Давайте украсим  наше деревце  осенними листочками. Но листочки не простые, а с их помощью вы оцените свою работу на уроке.

13 слайд

Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, то прикрепите на дерево красный листочек.

Если что-то не получилось, были затруднения- жёлтый.

Если было очень сложно-зелёный.  (по рядам)

 14 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока обучения грамоте (литературное чтение) в 1 классе. Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. ФГОС. УМК "Школа России" автор В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская

Тема: "Согласные звуки [т],[т`], буквы Т,т. Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся ссогласными звуками [т], [ т\'] , буквами Т,т, развития речи.Тип урока: решение учебной з...

План-конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Урок по теме "Имена собственные. Собака-друг человека"...

План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.

Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ....

План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".

План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...

План-конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н."

В основе метопредметного урока лежит системно-деятельностный подход, где учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, становятся в ситуацию, когда необход...

План - конспект урока обучение грамоте «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е» (УМК «Школа России»)

План - конспект урока обучение грамоте (УМК «Школа России») «Звуки [й’э], [‘э]. Буквы Е, е»...