План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ульченко Светлана Владимировна

Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc56 КБ
Office presentation icon urok_obucheniya_gramote.ppt973 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

(составлен по материалам УМК «Школа 2100»)

 Тема: «О доброй и мудрой Пушкинской сказке».

                Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.  

Тип урока: закрепление знаний учащихся.

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, интеграция, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель урока: закрепление изученного материала.

Задачи урока:

Образовательные:

-    закрепить умение читать слова с Ь на конце и в середине;

-    закрепить знания о букве Ь, как показателе мягкости согласных слова.

Развивающие:

-     развивать орфографическую зоркость, умение находить слова с  Ь на конце и в середине слова;

-     развивать умение наблюдать, сравнивать.

Воспитательные:

-    воспитывать интерес к поэтическому слову, умение слушать и слышать;

Здоровьесберегающие:

       - профилактика утомления учащихся.  

 

Оснащение урока:

       Доска:  декорация дуба, цепь букв,  кораблики с «Ь»,

       ТСО: интерактивная доска, компьютер, запись классической музыки.

       Дидактический и раздаточный материал: отрывки сказок А.С. Пушкина (предварительная подготовка); карточки звуков.

Костюмы  сказочных персонажей.

       

Ход урока.

I Вступительная часть. «Рождение сказок»

Сцена «Няня и А. Пушкин».

Няня вяжет, поёт. Пушкин (роль поэта и няни  исполняют ученики) ходит, размышляет, читает:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Учитель: Ребята, вы узнали участников этой сцены?

Дети: Да, это А.С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.

Учитель: Арина Родионовна была большой мастерицей рассказывать сказки. Впоследствии А.С. Пушкин скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»

II Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы с вами заглянем на страницы Пушкинских сказок, встретимся с их героями, каждый из которых приготовил для вас задания. Прочитайте, о чём мы будем на уроке говорить и читать.

1 слайд:

 «О доброй и мудрой Пушкинской сказке».

III Сцена из поэмы «Руслан и Людмила»

Звучит музыка, кот (ученик в костюме) задумчиво ходит вокруг дуба (декорация) и читает:

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Учитель: Из какого произведения эти строки? (ответы)

Задание Кота: Я слышал, что вы, ребята, уже умеете хорошо читать. Прочитайте слова (слова составлены из букв, прикреплённых на цепи).

Дети: Читать, думать.

Учитель: Прочитайте  пословицу с этими словами.

2 слайд.

 «Мало уметь читать, надо уметь думать».

Учитель: На уроке мы узнаем, кто из вас умеет читать и думать.

Кот: Разделите слова, которые составлены из букв моей цепи на две группы.

Дети: Буквы, обозначающие звуки, и буквы, не обозначающие звуки.

Учитель: Ребята, для чего нужен Ь? Какую работу он выполняет?

Дети: Ь ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.

Учитель: Сформулируйте цель урока.

Кот: (читает с экрана, дети дополняют)

3 слайд.

Повторить… (всё, что знаем о букве Ь)

Учиться находить … (Ь в словах)

Учиться читать… (слова с Ь)

Кот: Желаем вам удачи. До встречи в сказках. (Звучит музыка. Кот уходит. Выходит мудрец.)

IV Основная часть. «Сказки»

Мудрец: (читает отрывок из «Сказки о золотом петушке»):

Учитель: Из какого произведения эти строки?

Мудрец: Я написал вам, ребята, слова для чтения, а Петушок пошутил и подписал в слова Ь.  Мои слова исчезли и появились новые. Прочитайте их и исправьте ошибки .

4 слайд.

Уголь, мель, ель, брать, сталь, быль, даль, шесть.

(Дети устно исправляют. На проекторе новая запись)

Учитель: Уважаемый Мудрец, помоги нам, пожалуйста, разобраться, чем отличаются слова.

Мудрец: В моих словах согласный на конце твёрдый, а  в словах Петушка – мягкий. Чем обозначается на письме мягкость согласного?

Учитель: Чем ещё отличаются слова?

Дети: Они отличаются значением. Например, шесть – это цифра, а шест – это палка

Учитель: прочитайте отрывок из «Сказки о золотом петушке», найдите слова с Ь.

5 слайд.

Негде, в  тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Дети читают и находят слово ЦАРЬ.

Учитель: Определите количество звуков и букв в этом слове. А ты, Мудрец, составь схему этого слова (карточки).

Учитель: Почему букв в слове больше, чем звуков?

Дети: Потому, что буква Ь звука не обозначает!

Учитель: Спасибо тебе, Мудрец, за интересное задание, за умные речи (Звучит музыка. Мудрец уходит. Выходит царица.)

Царица: «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Учитель: Из какой сказки эти строки? («Сказка о мёртвой царевне…»)

Прочитайте отрывок из сказки.

6 слайд.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Найдите слова с Ь.

Царица: Моё задание: «Спрятать Ь в середину слова»

Дети читают пары слов «цепочкой»:

7 слайд.

День, окунь, конь, пень, уголь.

Царица: А если Ь спрячется в середину слова ГАЛКА, то получится какое слово…? (ГАЛЬКА)

Вспомните скороговорку с этими словами.

8 слайд.

Дети: На иве галка, на берегу галька.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Дружно руки все подняли

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Царица Загляну я в зеркальце ещё разок. Кто это плывёт к нам на красивом корабле?  (9 слайд. )

Сцена «Корабельщики»

1 ученик: Ветер весело шумит.

                 Судно весело бежит.

2 ученик: Мимо острова Буяна

                В царство славного Салтана.

3 ученик: И заветная страна

                Вот уж издали видна.

Учитель: Из какой сказки эти строки?

Учитель: Ой, вы гости – господа! Причальте свой кораблик к нужным словам. (У детей рисунки кораблей, на которых написан Ь)

На доске написаны слова:

царевна Лебед__, княз__ Гвидон__, цар__ Салтан__.

Дети вставляют Ь, объясняя свой выбор. Повторяется правило обозначения мягкости согласных на письме с помощью Ь.

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки (в учебнике), найдите слова

с Ь.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

        Он бежит себе в волнах

         На поднятых парусах

мимо острова крутого,

Мимо города большого.  

          Пушки с пристани палят,

          Кораблю пристать велят.

Сцена «Царевна Лебедь»

Учитель: Гости в путь, а князь Гвидон

                С берега душой печальный

                Провожает бег их дальний.

                Глядь – поверх текучих вод

                Лебедь белая плывёт.

В центр класса медленно, плавно выходит Лебедь.

Задание царевны:

В какое насекомое я превращала князя Гвидона, в названии которого есть Ь? (шмель)

Под каким деревом белка пела песенки? (ель)

Сцена из «Сказки о попе и его работнике Балде»

Дети инсценируют начало сказки.

Учитель: Ребята, вы узнали сказку?

Учитель: Герои сказки предлагают вам подобрать слова к моделям .

10 слайд.

……..Ь        ……ЛЬ        ……ЕНЬ

……..Ь                      ……ЛЬ                      ……ЕНЬ

……..Ь                      ……ЛЬ                      ……ЕНЬ

……..Ь                      ……ЛЬ                      ……ЕНЬ

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, найдите слова с Ь.

11 слайд.

                 Жил-был поп,

                 Толоконный лоб.

                 Пошёл поп по базару

                 Посмотреть кой-какого товару.

Что обозначает Ь?

Учитель: За что был наказан поп?

Дети: Поп был наказан за жадность.

Учитель: В какой сказке А. С. Пушкина героиня тоже наказана за жадность?

Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, найдите слова с Ь.

12 слайд.

                Жил старик со своею старухой

                У самого синего моря,

                Они жили в ветхой землянке

                Ровно тридцать лет и три года.

Учитель: Что обозначает Ь?

Учитель: Герой сказки – старик предлагает нам решить кроссворд         «Доскажи словечко» .

13 слайд.

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

   

 

             

Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово – ПУШКИН.

А сама-то величава,

Выступает, будто … (пава)

                    Ой, Вы, гости-господа,

                    Долго ль ездили? Куда?

                    Ладно ль за морем иль худо?

                    И какое в свете …(чудо)

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят … (мешок)

                    А сидит в нём князь Гвидон,

                    Он прислал тебе … (поклон)

Коли красная девица,

Будь нам милая … (сестрица)

                    Инда плакал царь Дадон,

                    Инда забывал и … (сон)

V Итог урока

Учитель: Чему посвящён наш урок?

Дети: Доброй и мудрой Пушкинской сказке.

Учитель: Почему «добрая»? (добро побеждает)

Учитель: Почему «мудрая»? (учит многому)

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Учитель: К нам на урок приходили герои сказок А.С. Пушкина и приносили нам задания. Что общего было во всех заданиях? Чему мы учились, выполняя их?

Учитель: Что мы должны помнить о букве Ь?

Учитель благодарит детей за работу (звучит музыка).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: «О доброй и мудрой Пушкинской сказке» Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных

Слайд 2

«О доброй и мудрой Пушкинской сказке»

Слайд 3

«Мало уметь читать, надо уметь думать»

Слайд 4

Цель урока: Повторить… Учиться находить… Учиться читать…

Слайд 5

Уголь, мель, ель, брать, сталь, быль, даль, шесть

Слайд 6

Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.

Слайд 7

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

Слайд 8

День, окунь, конь, пень, уголь

Слайд 9

На иве галка, на берегу галька

Слайд 11

… .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ

Слайд 12

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару

Слайд 13

Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"

Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова)                          в 1 классе Тема. «Его Величество Театр».Цель урока: ...

Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]". 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]"....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»

Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

План конспект урока обучения грамоте. Тема "Закрепление изученных букв: А, О, И

Урок-игра по теме "Закрепление изученных букв". В ходе урока ребята помогают своему любимому сказочному герою, попавшему в беду. На уроке ребята закрепят понятие "гласный звук", на...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....