План-конспект урока обучения грамоте. Тема : "О доброй и мудрой Пушкинской сказке". 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Данный урок составлен по материалам УМК "Школа 2100" с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 56 КБ |
urok_obucheniya_gramote.ppt | 973 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе.
(составлен по материалам УМК «Школа 2100»)
Тема: «О доброй и мудрой Пушкинской сказке».
Слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
Тип урока: закрепление знаний учащихся.
Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, интеграция, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.
Цель урока: закрепление изученного материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить умение читать слова с Ь на конце и в середине;
- закрепить знания о букве Ь, как показателе мягкости согласных слова.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение находить слова с Ь на конце и в середине слова;
- развивать умение наблюдать, сравнивать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к поэтическому слову, умение слушать и слышать;
Здоровьесберегающие:
- профилактика утомления учащихся.
Оснащение урока:
Доска: декорация дуба, цепь букв, кораблики с «Ь»,
ТСО: интерактивная доска, компьютер, запись классической музыки.
Дидактический и раздаточный материал: отрывки сказок А.С. Пушкина (предварительная подготовка); карточки звуков.
Костюмы сказочных персонажей.
Ход урока.
I Вступительная часть. «Рождение сказок»
Сцена «Няня и А. Пушкин».
Няня вяжет, поёт. Пушкин (роль поэта и няни исполняют ученики) ходит, размышляет, читает:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Учитель: Ребята, вы узнали участников этой сцены?
Дети: Да, это А.С. Пушкин и его няня Арина Родионовна.
Учитель: Арина Родионовна была большой мастерицей рассказывать сказки. Впоследствии А.С. Пушкин скажет: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них – поэма!»
II Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня мы с вами заглянем на страницы Пушкинских сказок, встретимся с их героями, каждый из которых приготовил для вас задания. Прочитайте, о чём мы будем на уроке говорить и читать.
1 слайд:
«О доброй и мудрой Пушкинской сказке».
III Сцена из поэмы «Руслан и Людмила»
Звучит музыка, кот (ученик в костюме) задумчиво ходит вокруг дуба (декорация) и читает:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Учитель: Из какого произведения эти строки? (ответы)
Задание Кота: Я слышал, что вы, ребята, уже умеете хорошо читать. Прочитайте слова (слова составлены из букв, прикреплённых на цепи).
Дети: Читать, думать.
Учитель: Прочитайте пословицу с этими словами.
2 слайд.
«Мало уметь читать, надо уметь думать».
Учитель: На уроке мы узнаем, кто из вас умеет читать и думать.
Кот: Разделите слова, которые составлены из букв моей цепи на две группы.
Дети: Буквы, обозначающие звуки, и буквы, не обозначающие звуки.
Учитель: Ребята, для чего нужен Ь? Какую работу он выполняет?
Дети: Ь ОБОЗНАЧАЕТ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Учитель: Сформулируйте цель урока.
Кот: (читает с экрана, дети дополняют)
3 слайд.
Повторить… (всё, что знаем о букве Ь)
Учиться находить … (Ь в словах)
Учиться читать… (слова с Ь)
Кот: Желаем вам удачи. До встречи в сказках. (Звучит музыка. Кот уходит. Выходит мудрец.)
IV Основная часть. «Сказки»
Мудрец: (читает отрывок из «Сказки о золотом петушке»):
Учитель: Из какого произведения эти строки?
Мудрец: Я написал вам, ребята, слова для чтения, а Петушок пошутил и подписал в слова Ь. Мои слова исчезли и появились новые. Прочитайте их и исправьте ошибки .
4 слайд.
Уголь, мель, ель, брать, сталь, быль, даль, шесть.
(Дети устно исправляют. На проекторе новая запись)
Учитель: Уважаемый Мудрец, помоги нам, пожалуйста, разобраться, чем отличаются слова.
Мудрец: В моих словах согласный на конце твёрдый, а в словах Петушка – мягкий. Чем обозначается на письме мягкость согласного?
Учитель: Чем ещё отличаются слова?
Дети: Они отличаются значением. Например, шесть – это цифра, а шест – это палка
Учитель: прочитайте отрывок из «Сказки о золотом петушке», найдите слова с Ь.
5 слайд.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Дети читают и находят слово ЦАРЬ.
Учитель: Определите количество звуков и букв в этом слове. А ты, Мудрец, составь схему этого слова (карточки).
Учитель: Почему букв в слове больше, чем звуков?
Дети: Потому, что буква Ь звука не обозначает!
Учитель: Спасибо тебе, Мудрец, за интересное задание, за умные речи (Звучит музыка. Мудрец уходит. Выходит царица.)
Царица: «Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Учитель: Из какой сказки эти строки? («Сказка о мёртвой царевне…»)
Прочитайте отрывок из сказки.
6 слайд.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Найдите слова с Ь.
Царица: Моё задание: «Спрятать Ь в середину слова»
Дети читают пары слов «цепочкой»:
7 слайд.
День, окунь, конь, пень, уголь.
Царица: А если Ь спрячется в середину слова ГАЛКА, то получится какое слово…? (ГАЛЬКА)
Вспомните скороговорку с этими словами.
8 слайд.
Дети: На иве галка, на берегу галька.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Дружно руки все подняли
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Царица Загляну я в зеркальце ещё разок. Кто это плывёт к нам на красивом корабле? (9 слайд. )
Сцена «Корабельщики»
1 ученик: Ветер весело шумит.
Судно весело бежит.
2 ученик: Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
3 ученик: И заветная страна
Вот уж издали видна.
Учитель: Из какой сказки эти строки?
Учитель: Ой, вы гости – господа! Причальте свой кораблик к нужным словам. (У детей рисунки кораблей, на которых написан Ь)
На доске написаны слова:
царевна Лебед__, княз__ Гвидон__, цар__ Салтан__.
Дети вставляют Ь, объясняя свой выбор. Повторяется правило обозначения мягкости согласных на письме с помощью Ь.
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки (в учебнике), найдите слова
с Ь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Сцена «Царевна Лебедь»
Учитель: Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальный
Провожает бег их дальний.
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
В центр класса медленно, плавно выходит Лебедь.
Задание царевны:
В какое насекомое я превращала князя Гвидона, в названии которого есть Ь? (шмель)
Под каким деревом белка пела песенки? (ель)
Сцена из «Сказки о попе и его работнике Балде»
Дети инсценируют начало сказки.
Учитель: Ребята, вы узнали сказку?
Учитель: Герои сказки предлагают вам подобрать слова к моделям .
10 слайд.
……..Ь ……ЛЬ ……ЕНЬ
……..Ь ……ЛЬ ……ЕНЬ
……..Ь ……ЛЬ ……ЕНЬ
……..Ь ……ЛЬ ……ЕНЬ
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, найдите слова с Ь.
11 слайд.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Что обозначает Ь?
Учитель: За что был наказан поп?
Дети: Поп был наказан за жадность.
Учитель: В какой сказке А. С. Пушкина героиня тоже наказана за жадность?
Учитель: Прочитайте отрывок из сказки, найдите слова с Ь.
12 слайд.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Учитель: Что обозначает Ь?
Учитель: Герой сказки – старик предлагает нам решить кроссворд «Доскажи словечко» .
13 слайд.
1 |
|
|
| |||||
2 |
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
|
| |
6 |
|
|
Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово – ПУШКИН.
А сама-то величава,
Выступает, будто … (пава)
Ой, Вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете …(чудо)
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе … (поклон)
Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и … (сон)
V Итог урока
Учитель: Чему посвящён наш урок?
Дети: Доброй и мудрой Пушкинской сказке.
Учитель: Почему «добрая»? (добро побеждает)
Учитель: Почему «мудрая»? (учит многому)
«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Учитель: К нам на урок приходили герои сказок А.С. Пушкина и приносили нам задания. Что общего было во всех заданиях? Чему мы учились, выполняя их?
Учитель: Что мы должны помнить о букве Ь?
Учитель благодарит детей за работу (звучит музыка).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О доброй и мудрой Пушкинской сказке»
«Мало уметь читать, надо уметь думать»
Цель урока: Повторить… Учиться находить… Учиться читать…
Уголь, мель, ель, брать, сталь, быль, даль, шесть
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
День, окунь, конь, пень, уголь
На иве галка, на берегу галька
… .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ … .Ь ….ЛЬ ….ЕНЬ
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару
Жил старик со своею старухой У самого синего моря, Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе по теме: "Его Величество Театр"
Урок обучения грамоте (по системе Л.В.Занкова) в 1 классе Тема. «Его Величество Театр».Цель урока: ...
Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]". 1 класс
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г, Звуки [г], [г’]"....
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»
Технологическая карта урока обучения грамоте с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»
Урок обучения грамоте Тема урока: «Согласные звуки [б, [б], буквы Б, б» 1 класс , программа Перспектива»...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...
План конспект урока обучения грамоте. Тема "Закрепление изученных букв: А, О, И
Урок-игра по теме "Закрепление изученных букв". В ходе урока ребята помогают своему любимому сказочному герою, попавшему в беду. На уроке ребята закрепят понятие "гласный звук", на...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.
Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки [з] - [с] буквами....