План-конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Абдульминова Сусанна Исметовна

В основе метопредметного урока лежит системно-деятельностный подход, где учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке, формируются УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_n.docx284.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н, развитие речи.

Тип урока: решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные): Различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твердые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияние согласного с гласным в слогах.

Личностные результаты: Осознают свою принадлежность к народу, стране, государству.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [н], [н‘].

Коммуникативные: выразительно рассказывают по сюжетной картинке.

Образовательные ресурсы: Счетные палочки. Барабан, шахматная фигура – конь. Синие и зеленые карточки.

Ход урока

  1. Организация урока. Проверка готовности класса к уроку.

Эмоциональный настрой. Приветствие.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Проверим готовность к уроку.

  1. Речевая разминка:
  1. «Хор» - пропевание гласных звуков
  2. «Лошадка» - Но! Но! Но!
  1. Постановка учебной задачи

(На доске – предметные картинки)

- Произнесите эти слова.

- Какая закономерность здесь наблюдается? (В каждом слове встречаются звуки [н], [н‘])

- О чем это говорит?

(Ответы детей: Значит тема урока: «Звуки [н], [н‘]. Буквы Н, н)

(Учитель на доске схематически обозначает тему урока)

- Чтобы хорошо познакомиться и больше узнать по теме, какие шаги мы будем делать?

(Ответы учащихся: Разбирать слово по звукам. Находить слоги-слияния, делить на слоги, определить ударный слог, обозначить твердость и мягкость согласных, составить предложения, читать)

(Учитель схематически обозначает на левой стороне доски)

- Итак, задачи поставлены. Начинаем работать.

  1. Усвоение новых знаний и способов деятельности .
  1. Выделение.
  • Рассмотрите схему слова барабан
  • Произнесите все слово. Выделите последний звук.
  • Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
  • Рассмотрите схему слова конь.
  • Произнесите все слово. Выделите последний звук.
  • Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.
  • Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки  [н], [н‘], сравните их.
  • В слове барабан  звук [н]  - твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н‘] – мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

  1. Дидактическая игра

Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н]. поднимаете синюю карточку; если вы слышите мягкий звук [н‘] – зеленую карточку.

-Сон, лень, сосна, встань, нитка, Наташа, Дина, Нина

  1. Знакомство с буквой

- Звуки [н] и [н‘] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

- На что похожа буква Н?

-Н – натянутая сетка,

Сетку держать очень крепко

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

- Выложите букву Н из счетных палочек.

  1. Чтение слияний в слогах. Чтение предложений.

- Рассмотрите слоги.

- Какая первая буква во всех слогах?

- Буква Н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у, в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ним. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо. Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение.

  1. Развитие связной речи.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

- Рассмотрите картинку. На ней изображен Никита Кожемяка. Что вы о нем знаете?

- Трудно ответить да, ребята?

Тогда, давайте, начнем составление схематического текста с вопросительного предложения. Озвучьте это предложение. (Дети: Кто такой Никита Кожемяка? Говорят и схематически обозначают предложение)

- Вы спросили. А теперь послушайте. (Учитель дает краткую информацию о Никите Кожемяке)

- Послушали, получили информацию. Попробуем составить второе предложение.

(Дети: Никита Кожемяка – славный русский богатырь. Схематически обозначают предложение)

- Правильно. А как можно его охарактеризовать? (Дети: сильный, бесстрашный, смелый, храбрый и т.д.)

- Давайте составим третье предложение, использовав слова, в которых встречаются звуки [н], [н‘]. (Дети выбирают и схематически обозначают предложение)

- Ну вот, теперь вы знаете, кто такой Никита Кожемяка. Как можно закончить наш текст?

(Дети: Похвалить его)

- Какое предложение можно составить? (Дети: Хвала русскому богатырю! или Слава русскому богатырю! )

- Как нужно произнести его и что нужно поставить на конце предложения?

(Дети: С интонацией и восклицательный знак)

  1. Работа над выразительностью речи.

Чтение стихотворения И. Никитина «Русь»

- Как называется стихотворение?

- Как вы понимаете это слово?

- Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.

- Прочитайте стихотворение.

- Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине?

  1. Работа с пословицами

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»?

  1. Физкультминутка

«Солнышко и тучки» (с движениями)

Гимнастика для глаз.

  1. Закрепление знаний и способов действий (учебник, с. 42)

- Соотнесите слово и рисунки.

- Прочитайте имена девочек.

- Прочитайте предложения, используя рисунки.

- Объясните различия: слова одинаковые, а значения разные.

(на – указание места; на – в значении возьми)

Работа с «лентой букв»

- Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему?

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднения? Почему?

(Дети оценивают свою работу)

- Вернёмся к нашей схеме и задачам урока. Все шаги сделаны? Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.»

Знакомство с новым звуком, 1 класс, обучение грамоте по "Гармонии"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

Урок обучения чтению.Звуки с, с. Буквы С, с.

Цели урока:-       продолжить работу по развитию умения читать слоги-       ознакомить с новыми звуками и буквами-...

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.На урок...

Урок обучения грамоте "Звуки [ б], [б ] , буква б.

Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...