Виды текстов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фофанова Елена Николаевна

Конспект урока для 2 класса по теме "Виды текстов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_tekstov.rar182.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урока русского языка во 2 классе

Тема: «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с разными видами текстов - повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.
  2. Способствовать формированию аналитических умений.

Оборудование:

  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
  • сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
  • разрезная схема «Виды текстов».

1. Организационный момент 

2.Актуализация опорных знаний 

1. Отгадайте загадку

В белом поле синие

Протянулись линии,

А по ним друзья идут,

Друг друга за руки ведут. (Буквы)    

-Посмотрите на цепочку из букв и найдите закономерность.

- На какие группы можно разделить? (гласные/согласные).

-Что вы можете сказать про согласные? (глухие, парные).

2. Анаграмма

-Из данных букв составьте слова (ест, текст, тест)

- Что такое тест?

- На прошлых уроке мы с вами знакомились с понятием «текст».

- Что такое текст? (дети дают определение).

- Посмотрите на слайд и скажите, вся ли информация нам известна  о тексте?

4. Давайте попробуем заполнить маркировочную таблицу (коллективная работа на доске – разрезные карточки).

  Что знаю?                          Что хочу узнать?                Что узнал?

Текст – это                          В литературе исполь-                    

два или несколько               зуются    разные                          ?

предложений, связан-         виды  текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить         

3. Открытие новых знаний (Постановка учебной задачи)

-Что мы не знаем? ( В литературе используются разные виды текстов).

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, какие виды текстов используются в литературе, и будем учиться определять их?

4.Работа с текстами (Решение устной задачи)

–Посмотрите на следующий слайд. Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Решение устной задачи в определении вида текстов: повествование, описание, рассуждение (составление «кластера» в маркировочной таблице)

 -Что общего у этих текстов? (Все они о тиграх).

-Найдите текст, в котором говорится о признаках этого предмета, т.е. его описании.

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

Такой текст называется текст-описание. 

-Для чего нам нужны тексты- описания? (Описывать предмет)

-Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описания изображаются предметы, люди, животные, природа.  (Какой? Какая? Признаки предмета)

-Найдите текст, в котором мы можем увидеть причины, доказательства.

Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? (Почему?)

 (Почему? Причины, доказательства)

-Такой текст называется текст- рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.

-Прочитайте оставшийся текст. Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-О чем говорится в этом тексте? (О событиях, действиях)

-Такой текст называются текст - повествования или текст - сообщения.  

-Какой мы можем сделать вывод? Какие бывают тексты?

4. Первичное закрепление

1. Ученик читает на слайде тексты, остальные дети показывают определенную полоску-ответ и обосновывают свой выбор. У вас на столах лежат 3 полоски. Каждая полоска соответствует определённому виду текста (розовая - описания, жёлтая - сообщения, белая - рассуждения). 

1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.

2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело  играть. Я берегу его.

3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.

 При затруднении учитель задает вопросы.

- О чем рассказывается в тексте?

-  Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?

2. Работа в парах

-У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению.

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.         

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их

3. Работа в тетради

-Запишите в тетрадь текст, который записан на слайде и определите его вид, пользуясь памяткой на доске.

-Какой это текст?

-Что помогало вам в определении текста? (Вопросы, слова - помощники)

5. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой)

- Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице – кластер)?

- Какие виды текстов вы узнали?    - На какие вопросы они отвечают?

6. Домашнее задание по выбору (Инструктаж выполнения домашнего задания)

1.Составить текст о своей любимой игрушке и записать его в тетрадь (5-6 предложений).

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

        

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова)

 Данная работа представлена по направлению «Начальная школа», это урок русского языка в 3 классе по теме «Текст. Виды текстов» (УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова). Количественный состав...

Урок развития речи в з классе.Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок развития речи в 3 классе. Тема: Виды текстов. Текст-рассуждение....

Литературное чтение. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс

Литературное чтение В.Ю. Свиридова. Работа с текстом "Виды текстов" 2 класс...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Текст. Виды текста.

Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Урок -обобщения знаний по теме "Текст"....

Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок углубления знаний учащихся об особенности текста-рассуждения, его структуре. Развивать умение различать виды текстов, строить текст-рассуждение....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Текст. Виды текста"

Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Текст. Виды текста"...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...