Виды текстов. Текст-рассуждение.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Халецкая Инна Анатольевна

Урок углубления знаний учащихся об особенности текста-рассуждения, его структуре. Развивать умение различать виды текстов, строить текст-рассуждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_3_kllasse.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развитие речи в 3 классе

Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Цели урока: 

 1. Углубить знания учащихся об особенности текста - рассуждения, его структуре.

 2. Развитие  умения различать виды текстов, строить текст-рассуждение. Расширить знания детей о изменениях, происходящих в неживой природе.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

УУД:

Познавательные - развивать умение отвечать на вопросы учителя, сравнивать, обобщать, анализировать.

Личностные  – умение оценивать  свою работу и работу своих товарищей

Коммуникативные  – создавать условия для участия детей в диалоге, развивать умение слушать и понимать других.

Оборудование: раздаточный материал, презентация к уроку, опорные таблицы.

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Время

  1. Орг.момент

Создание необходимой деловой обстановки

Правильная посадка учащихся (осанка), проверка рабочего места

1  мин

2.Целеполагание.

Введение в тему

1.Чтение учителем стихотворения:       Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

-О каком времени года идёт речь в стихотворении?

- Да,  о весне. Сегодня на уроке развития речи вы узнаете об особенностях текста-рассуждения, его структуре и напишите  мини-сочинение «За что я люблю весну?»

- Мы составим с вами памятку по определению видов текста.

- Но прежде мы должны вспомнить все, что знаем о тексте-рассуждении и других типах текста.

Дети слушают внимательно стихотворение.

Ответы детей

- О весне

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других;

- построение речевых высказываний

Регулятивные УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2мин

3.Повторение изученного

4. Работа над сочинением

5.Орфографическая подготовка

6.Устное составление текстов

7. Написание сочинения.

8. Проверка сочинений. Зачитывание учащимися своих работ. Самоанализ и анализ работ.

9. Итог урока.

10. Домашнее задание

2.Составление опор типы текстов (опоры специально перепутаны)

-Посмотрите, ребята, правильно ли составлены наши таблицы?

-Правильность выполнения работы сверяем со слайдом.№3

Это мы знаем и умеем:

3. Повторение частей текста.

- Вспомните, из каких частей состоит текст?

Введение нового

У текста – рассуждения во вступлении выделяется утверждение, которое нужно доказать, в основной части предоставляются доказательства,  доводы и примеры, в заключении делаются выводы, к которому пришёл автор.

Слайд№4

4.Работа с текстами. Составление памятки.

- Сейчас будет совместная работа (в парах) Можно совещаться.

 - Определите виды текстов и приклейте к нужному заголовку.

Проверка работ учащихся коллективно

5. Работа над сочинением по готовому плану.

- Итак, нам предстоит написать сочинение-рассуждение «За что я люблю весну?».

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Может кто-нибудь знает стихи о весне?

Чтение стихов о весне

Слайд№5

6.Словарная работа

В своих сочинениях вы будете использовать много прилагательных, глаголов, существительных. Некоторые трудные слова я выписала на доску и у вас на листочках: прекрасное, пробуждается, звенит, возвращаются, весенняя,

интересно, набухают,

любоваться, обновление.

7.Устное составление текстов.

Зачитывание образца сочинения.

- Посмотрите на готовый план сочинения, прочитайте его.Слайд№6

- Многие писатели и поэты воспевали весну.       А сейчас вы выразите своё отношение к этому удивительному времени года. Будете начинающими писателями.

-Вступление уже даётся, вам нужно составить только основную часть и заключение

- О чём вы будете писать в основной части?

- Что напишем в заключительной части?

- Выводы обычно совпадают с той мыслью, которая высказывается в начале текста.

 - Перед вами памятка, которой вы можете пользоваться при составлении своего сочинения. Ещё раз проговорите свои сочинения мысленно и можете начинать работу.

- Не забываем каждую часть писать с красной строки

Чтение учителем образца сочинения.

8. Написание сочинения детьми

Учитель ведёт индивидуальную работу с учащимися.

9. Самоанализ и анализ работ учащихся по плану

- Ребята, а теперь послушаем ваши сочинения и дадим им оценку по плану:

1. Соответствует ли сочинение теме?

2. Раскрыта ли основная мысль?

3. Соответствует ли сочинение составленному плану?

Слайд№6

10. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Какой вопрос можно задать к тексту –рассуждению?

-С какими особенностями текста-рассуждения познакомились?

- У вас получилась памятка, которая пригодится вам в дальнейшей работе на уроках русского языка. 11. Домашнее задание.

Выучить  виды текстов и их отличия. Учиться писать тексты –рассуждения.

- Нет, они перепутаны, их нужно восстановить.

Вызываются трое желающих. Они восстанавливают правильный порядок схем.

Это мы знаем и умеем:

Текст-описание

Текст-повествование

Текст-рассуждение

Вопрс (Какой?)

Вопрос(Что случилось?)

Вопрос(Почему?)

Дано описание людей, животных, растений.

Сообщается о том, что случилось, что произошло.

Объясняет причину явлений, событий

Остальные учащиеся следят за правильностью выполнения работы.

- Вступление, основная часть, заключение

Работа в парах учащихся

(чтение текстов и определение вида текста). Вклеивание в памятку.

Ответы детей

Весна самое прекрасное время года. Под крышами звенит капель. Всё на земле пробуждается к жизни. Из тёплых стран прилетают птицы. Весна-это обновление в природе.

Чтение детьми стихов о весне

Дети внимательно слушают и запоминают правописание слов

Дети читают план сочинения

Дети составляют тексты-рассуждения и проговаривают их.

- Представим примеры, доказательства своей любви к этому времени года.

- выводы, к которым мы пришли.

Дети, пользуясь памяткой, про себя проговаривают свои сочинения.

Дети внимательно слушают учителя.

Написание сочинения детьми

Дети анализируют работы своих товарищей по плану. Дают самооценку своим работам.

- Писать текст-рассуждение.

-Составили памятку видов текста.

- Почему?

- В тексте –рассуждении три части в первой говорится о том, что нужно будет доказать, во второй- само доказательство, в третьей- к какому выводу пришёл.

Дети внимательно слушают учителя

Регулятивные УУД

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)

ОбщеучебныеУУД

-структурирование знаний;

Знаково-символические УУД

-моделирование;

-формирование обобщённых знаний.

Формирование обобщённых знаний

Познавательные УУД

- Делать выводы в результате совместной работы в парах;

- планирование учебного сотрудничества.

- согласование действий с партнёром

Коммуникативные УУД

- Учиться высказывать своё мнение;

- Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений или небольшого текста)

- построение речевых высказываний

РегулятивныеУУД

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-волевая саморегуляция

ОбщеучебныеУУД

-произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Познавательные УУД

-Сравнивать и анализировать

РегулятивныеУУД

- оценка;

- коррекция;

-контроль.

ОбщеучебныеУУД

структурирование знаний

3мин

5мин

 5мин

3мин

 

5мин

10мин

3мин

2мин

1мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип текста - рассуждение, учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке обучающиеся совершенствуют умения и навыки конструирования и редактирования текста-рассуждения. Новый материал на занятии представлен в виде мультимедийного проекта на тему «Почему берёзу счи...

Урок развития речи в з классе.Тема урока: Виды текстов. Текст-рассуждение.

Урок развития речи в 3 классе. Тема: Виды текстов. Текст-рассуждение....

Виды текстов (рассуждение, описание, повествование)

Призентация нацелена на изучение трех видов текста (рассуждение, описание, повествование)....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )

Конспект урока по русскому языку " Понятие о тексте-рассуждении. Структура текста-рассуждения." ( 2 класс )...