Урок русского языка в 4 классе по теме "Текст. Виды текста.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Материал содержит конспект урока и презентацию к уроку. Урок -обобщения знаний по теме "Текст".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык . 4 класс.
УМК6 «Планета знаний»
Тема урока: текст. Типы текстов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цели урока: обобщение и уточнение представлений учащихся об особенностях текста как единицы речи, развитие умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты рассуждения.
Задачи.
Предметные: создать условия для определения признаков текста; способствовать развитию умения отличать текст от других записей по его признакам; формировать умения распознавать типы текстов.
Метапредметные: развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре, в группе.
Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.
Ход урока
- Организационный момент.
- Минутка чистописания т
Задание: Красиво списать, исправить ошибки.
По билели паля и лиса. Хрупким льдом пакрылась рика, уснула, как вскаске.
Работа с оценочным листом. Если вы нашли все ошибки, поставьте себе +, если не все – ±, а если не нашли, поставьте -.
- Словарная работа. На доске кроссворд, заполним его.
а | Т | т | р | а | к | ц | и | о | н | |||
а | н | т | Е | н | н | а | ||||||
х | о | К | к | е | й | |||||||
д | р | е | С | с | и | р | о | в | щ | и | к | |
к | р | и | с | Т | а | л | л |
- Место развлечения в парке.
- Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
- Зимний вид спорта
- Цирковая профессия.
- Твердое тело, имеющее симметричное строение.
На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку)
- Определение темы урока, постановка целей.
Какое слово появилось? (Текст) Случайно ли это?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Что такое текст? Что вы знаете о тексте? Какие виды текстов вам знакомы?
Цель: Наша цель повторить, систематизировать наши знания о разного вида текстах.
- Работа с учебником.
Читаем-заполняем памятку
Текст | ||
Повествование | Описание | Рассуждение |
ЦЕЛЬ | ||
Рассказ, сообщение | Описание предмета, лица, места | Объяснение причин, высказывание точки зрения |
ВОПРОС | ||
Что произошло? | Какой? | Почему? |
СТРУКТУРА | ||
|
|
|
6.Первичное закрепление: Определите тип текстов. Действуем по алгоритму.
1. Прочитать текст.
2. Определить на какой вопрос дается ответ в тексте.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
- Можно ли назвать первый текст текстом - рассуждения? Попробуйте доказать. (В тексте дается объяснение где можно достать корм для птиц зимой).
- Определите, где в тексте мысль, которую нужно доказать (Тезис)? (Трудно птицам зимой. Холодно.)
- Найдите в тексте доказательство. (По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?).
- Прочитайте вывод. (Поэтому на помощь птицам приходят дети).
Вывод: мы доказали, что это текст – рассуждение.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте предложения с однородными членами предложения.
- К какому типу речи относится второй текст? Кто является объектом описания? (Это текст описание, объект описания – лось).
Какие слова помогают описать лося? (Мирный, лесной, стройные, широкие – имена прилагательные)
Вывод: мы доказали, что это текст - описание.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте все имена прилагательные, подчеркните их.
Как вы думаете, какой это тип текста под №3? Докажите, что этот текст повествования. (В тексте говорится о первых месяцах жизни медвежонка).
-Отвечает на вопрос: Что происходит с медвежонком?
Вывод: мы доказали, что это текст – повествования.
Поработаем с данным текстом.
Задание: Найдите в тексте и подчеркните все глаголы.
- У вас на партах лежат карточки с текстами. Посоветуйтесь с товарищем и определите тип текста. Рядом с текстом поставьте букву П, О, Р.
- Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
- Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
- Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
Работа с оценочным листом. Если вы справились с заданием без ошибок, поставьте себе +, если была 1 ошибка – ±, а если не справились с заданием, поставьте -.
7. Самостоятельная работа. Задание (буквенный диктант)
- Прослушайте текст и определите его вид, записав начальной буквой в тетрадь (описание – о, рассуждение – р, повествование – п).
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Самопроверка. Р, О, П, О, П, Р. Слайд №7 Работа с оценочным листом. Если вы справились с заданием без ошибок поставьте себе +, если была допущени1,2 ошибки – ±,а если не справились с заданием, поставьте -.
8. Творческая работа. Работа над деформированным текстом. Собери предложения и запиши текст.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
9. Итог урока.
Что нового взяли для себя из этого урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
10. Рефлексия
Закончите предложения:
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. .
Текст, в котором рассказывается о чем произошло, называется-…. .
Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… .
Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
11. Выставление отметок
Работа с оценочными листами. Если вы считаете, что на уроке работали в полную силу, то поставьте себе 5. Если считаете, что могли бы работать лучше – поставьте 4.
А если вам не подходит ни один из критериев, то значит следует задуматься и сделать для себя вывод, отметку пока не ставьте.
12. Домашнее задание: составить текст на тему: Что жду я от Нового года?
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Оценочный лист
Этапы урока | Оценка | |
Чистописание(редактирование предложений) | ||
Работа в парах | ||
Буквенный диктант | ||
Составление текста | ||
Общая отметка за урок | ||
- Раздаточный материал
Текст 1. Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
Текст 2. Лось. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
Текст 3. Медвежонок. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и слепым. Шел день за днем. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
- Текст для работы в парах
- Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика.
- Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка.
- Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
- Деформированные предложения.
заиграло, лесом, над, солнце, зимнее |
берез, иней, ветки, украсил, гибкие |
к, летят, высоким, клесты, елям |
тетерева, снега, мягкого, вылетели, из |
расселись, на, и, березах, почки, стали клевать, душистые, они |
эти, живут, дружными, птицы, нарядные, стаями. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а т т р а к ц и о н а н т е н н а х о к к е й д р е с с и р о в щ и к к р и с т а л л е кроссворд
Типы текстов Текст–повествование ЧТО ПРОИЗОШЛО? КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ (события, действия) Текст–описание КАКОЙ? (признаки предмета) Текст-рассуждение ПОЧЕМУ? (причины , доказательства)
Алгоритм определения типа текста 1. Прочитай текст. 2. Определи на какой вопрос дается ответ в тексте. 3. По вопросу и содержанию определи тип текста.
1 . Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм? Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.
2. Лось - мирный лесной житель. У лесного великана длинная горбоносая морда. Он тяжёлый и грузный, а ноги высокие и стройные. Острые и широкие рога, тяжелые копыта защищают его от врагов.
3. Родился медвежонок. Он родился очень маленьким и беспомощным. Шёл день за днём. Медвежонок немного подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать – медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его.
1. На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
3. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников .
6. Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
Р, О, П, О, П, Р.
Несколько предложений, объединенных по смыслу называются …. . Текст, в котором рассказывается что произошло, называется-…. . Текст ,к которому можно поставить вопрос КАКОЙ? Называется -… . Текст, в котором говорится о причинах явлений и состояний, к которому можно поставить вопрос ПОЧЕМУ? ,называется -… .
Домашнее задание: Составить текст на тему : Что жду я от Нового года ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 2 класс. "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам".
Конспект урока русского языка. 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока "Последовательность абзацев. Составление текста по абзацам". К конспекту прилагает...
Урок русского языка 2 класс "Общее понятие о тексте"
Цель урока: ознакомление учащихся с общим понятием "текст", основными признаками текста...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 1 класс ТЕМА: «Предложение и текст».
Материал рассчитан на формирование умения соотносить тексты и заголовки к ним; выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных, составлять устный рассказ с опорой на рисунок; узнавать знач...
Разработка урока.Русский язык.4 класс.Канакина. Что такое текст.
Разработка урока русского языка в 4 классе по теме: " Что такое текст"...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...
Урок русского языка 1 класс Тема: Восстановление деформированного текста Л.Н. Толстой „ Чиж“
презентация к уроку русского языка 1 класс Тема: Восстановление деформированного текста Л.Н. Толстой „ Чиж&ldquo...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Текст-рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (русский язык, 2 класс)...