Урок русского языка по теме "Алфавит" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Алфавит" во 2 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - открытие нового знания. Урок содержит материал проблемного и игрового характер, разноуровневые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2v_klass.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Центр образования № 2»
Конспект
открытого урока
по русскому языку
(2В класс)
Тема урока: «Алфавит»
Подготовила
учитель начальных классов:
Пашкова Юлия Викторовна
Тула, 2016 г.
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 2В
Дата проведения урока: 06.12.2016 г.
Учитель: Пашкова Юлия Викторовна
Тема: Алфавит
Тип урока | открытие нового знания |
Цель деятельности учителя | формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека. |
Планируемые образовательные результаты | образовательные:
развивающие:
воспитательные:
|
Планируемые метапредметные результаты | личностные:
познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
|
Межпредметные связи |
|
Использование современных образовательных технология |
|
Формы обучения |
|
Методы обучения |
|
Образовательные ресурсы | Для учителя: Т.Г.Рамзаева, учебник «Русский язык, 2 класс, часть 1, Москва, «Дрофа», 2010 г.
Для учащихся:
|
Оборудование |
|
Организационная структура урока
№ | Этапы урока | Содержание учебного процесса | Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт. Ну-ка проверь, дружок, Готов ли ты начать урок Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. |
|
| Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация пробного действия | - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку. Слайд 2 На страницах букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. - Кто же является жителями сказочного города? - Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город Буквоград. Жители города приготовили для вас интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа. - А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что мы плывём на кораблях в Буквоград. Слайд 3 Корабли по морю плыли К чудо-городу спешили. Ждали там давно гостей, Чтобы стали вы умней. - Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами) |
|
| Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
3. | Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока. | - Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли. (Слайд 4 - беспорядок в библиотеке) У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке). - Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке) - Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.) - Каковы же цели нашего урока-путешествия? (слайд 5) - Давайте теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли упр. 90 на стр. 52 (устно). Вы пересказывали текст о происхождении слов «алфавит» и «азбука». (Один ученик рассказывает на оценку). - Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Историческая справка учителя - Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют. - Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий. В IX веке в Греции жили Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа. (Слайд 6). Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи. Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица) 24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры. При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.
|
|
| Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
|
4. 5. | Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта | - Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита. - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? - Какие буквы звуков не обозначают? - Чем отличаются буквы от звуков? - Давайте сейчас поможем жителям Буквограда расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9) - Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно) Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?» (слайд 10) 1) Назови первые буквы в словах. 2) Вспомни место этих букв в алфавите. 3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве. 4) Если в словах первые буквы одинаковые, то назови вторые буквы в словах. 5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве. 6) И т.д. - Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке. (Названия авторов записаны на доске) (Ученики проговаривают авторов по цепочке) Взаимопроверка (слайд 11) (работа в парах) - Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита? Вы побеседовали с родителями и узнали об использовании алфавита на их работе и об использовании алфавита в повседневной жизни. 1-ый ученик: - В словарях и энциклопедиях слова расположены в алфавитном порядке. 2-ой ученик: - Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке. 3-ий ученик: - Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке. 4-ый ученик: - У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.
- Ребята, благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни. - Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним такие упражнения, повторяйте за мной: Алфавит мы изучали, Мы писали, мы читали, Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. (Дети с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков) - Теперь следующее задание физминутки «Покажи печатную букву своим телом» (Кто стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р) |
|
участие в меро приятие, направленном на развитие двигательных навыков учащихся | Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре; |
6. | Первичное закрепление с проговариванием в речи | - Некоторые жители города не знают, как писать словарные слова. Давайте им поможем. Возьмите в руки веер гласных букв, я буду называть вам слово, а вы показывайте мне и жителям Буквограда букву, которую нужно писать в слове. (Дети показывают букву, один ученик проговаривает слово). Нужно написать слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить орфограмму в словарных словах. Слайд 13 (1 ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку) Самопроверка (Слайд 14) |
|
| Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
7. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | - Где использует учитель алфавит? (В классном журнале). Учитель:
- Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке. Слайд 15 (5 имён располагают в алфавитном порядке) Это задание вы будете выполнять самостоятельно Слайд 16 (взаимопроверка) Слайд 17 (критерии выставления оценок). Сами поставьте себе оценки. | оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных, психофизических, интеллектуальных);
| соблюдение правильной осанки;
| Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
8. | Этап включения в систему знаний и повторение | - Ребята, дополните предложение (устно): Учеба – это ____________ (слайд 18) Выполнить это задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.) - Составьте устно из слов предложения, объясните смысл пословиц. (слайд 19) (Дети записывают пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске) Самопроверка (слайд 20) - Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали. Посмотрите на экран. (Слайд 21) Корабли по морю плыли, Снова в школу мы спешили. Вы много нового узнали, И друзей вы повстречали. |
|
| Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
9. | Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание | Учитель:
(Слайд 22) Задание: Дополните предложения:
Учитель: - У вас на партах лежат маленькие листочки. Напишите первую букву вашего имени зелёной ручкой, если вам понравился урок и все задания вам были понятны. Напишите первую букву вашего имени синей ручкой, если некоторые задания вызвали у вас затруднения. Поднимите свои карточки вверх. - Молодцы, многие из вас подняли зелёные буквы, это значит, что вы сможете легко выполнить домашнее задание. Сегодня я поставила вам такие оценки:……….. Теперь запишите домашнее задание. (Слайд 23) - Всем спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24) | организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности; поддержание благоприятного эмоционального и психологического фона в классе;
|
анализ и осмысление информации | Личностные:
Регулятивные:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой
Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"
Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...
Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.
Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Урок русского языка в 3 классе по программе "Планета знаний. Русский язык в 3 классе Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой"
Тема урока: "Устойчивые сочетания слов"...
Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"
На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....