Урок русского языка по теме "Алфавит" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пашкова Юлия Викторовна

Урок русского языка по теме "Алфавит" во 2 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - открытие нового знания. Урок содержит материал проблемного и игрового характер, разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_2v_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Центр образования № 2»

Конспект

открытого урока

по русскому языку

(2В класс)

Тема урока: «Алфавит»

                      Подготовила

                                                 учитель начальных классов:

                                                 Пашкова Юлия Викторовна

Тула, 2016 г. 

 Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс:

Дата проведения урока:  06.12.2016 г.

Учитель:  Пашкова Юлия Викторовна

        Тема:  Алфавит

Тип урока

открытие нового знания

Цель деятельности

 учителя

формирование необходимости знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.

Планируемые

образовательные

результаты

 образовательные:

  • совершенствовать знания алфавита;
  • развивать умение пользоваться алфавитом;
  • пополнять словарный запас учащихся

развивающие:

  • развивать устную и письменную  речь;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, чувство взаимовыручки;
  • воспитывать у детей любовь к родному языку;
  • воспитывать чувство уважения  и бережного отношения к  историческому прошлому

Планируемые

метапредметные

результаты

личностные:

  • выражение положительного отношения к процессу познания;
  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к  прошлому народа;
  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к  одноклассникам;
  • желание узнать новое;
  • нравственно-этическая ориентация;
  • сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
  • умение помогать друг другу;
  • умение сосредотачиваться;
  • формирование мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни

познавательные:

  • анализ и сравнение, установление причинно-следственных связей;
  • понимание  учебного материала;
  • построение простейших моделей объектов и процессов;
  • анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • структурирование информации, её организация;
  • умение строить высказывание;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;
  • осознание важности двигательной деятельности;
  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

регулятивные:

  • организация места занятий в сотрудничестве с учителем;
  • осмысление поставленной задачи при выполнении упражнения;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств  для ее выполнения;
  • выбор действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий);
  • прогнозирование  результатов своей деятельности;  
  • осуществление  взаимного контроля;
  • оценивание  собственных результатов полученных на уроке;
  • рефлексия своей деятельности

коммуникативные:

  • взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;
  • планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • прогнозирование последствий коллективных решений;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение проявлять активность в коллективной деятельности

Межпредметные

связи

  • основы православной культуры;
  • литературное чтение;

Использование

современных образовательных  технология

  • личностно-ориентированное обучение;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • электронные образовательные ресурсы;

Формы

обучения

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;

Методы

обучения

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Образовательные

 ресурсы

Для учителя: 

Т.Г.Рамзаева, учебник «Русский язык, 2 класс,  часть 1, Москва, «Дрофа», 2010 г.

  • Электронное приложение к учебнику «Русский язык»  2 класс, «Дрофа», 2010 г.

Для учащихся:

  • учебник;
  • словарь словарных слов;
  • рабочая тетрадь;
  • карточки

Оборудование

  • ноутбук учителя;
  • мультимедиа-проектор;
  • экран;
  • презентация к уроку, разработанная в программе Microsoft Power Point;

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Содержание учебного процесса

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 - Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел, встаньте около своих парт.

Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

  • приветствие учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;
  • строгое соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся

  • организация своего рабочего места;
  • приветствие учителя;
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе

Личностные:

  • выражение положительного отношения к процессу познания;
  • желание узнать новое;
  • умение сосредотачиваться;

Регулятивные:

  • организация места занятий в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

       планирование       учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация пробного действия

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в один сказочный город. Кто является жителями этого города, вы узнаете, если угадаете загадку.

Слайд 2

  На страницах букваря

  Тридцать три богатыря.

  Мудрецов-богатырей

  Знает каждый грамотей.

 - Кто же является жителями сказочного города?

 - Правильно, это буквы. Сегодня мы отправимся в город  Буквоград. Жители города приготовили для вас  интересные задания. Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

- А теперь мы отправляемся в путешествие. Посмотрите на экран и представьте, что  мы плывём на кораблях  в Буквоград.

Слайд 3

  Корабли по морю плыли

  К чудо-городу спешили.

  Ждали там давно гостей,

  Чтобы стали вы умней.

- Вот мы и в городе, все жители-буквы встречают нас. (Учитель открывает плакат с буквами)

  • необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • организация диалога;
  • поддержка высокого уровня мотивации с использованием приёма смещения мотива на цель;
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;  
  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;

  • соблюдение правильной осанки;
  • выполнение заданий, требующих творчества в содержании работы, в способе учебной работы;
  • участие в диалоге с учителем.

Личностные:

  • готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к  прошлому народа;

Регулятивные:

  • прогнозирование своей работы;

Познавательные:

  • умение строить высказывание;

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли

3.

Выявление места и причины затруднения. Постановка учебных целей урока.

- Ребята, жители Буквограда приглашают нас в библиотеку, чтобы мы им помогли.

 (Слайд 4 - беспорядок в библиотеке)

 У них возникла проблема: они не могут найти нужную им книгу. Что нужно сделать, чтобы им помочь? (Расставить книги в алфавитном порядке).

- Что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определённом порядке) 

- Запишите тему урока: Алфавит. Как по-другому можно назвать алфавит? Запишите рядом: Азбука. Эти слова называются синонимами. (Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но они одинаковые или близкие по смыслу.)

- Каковы же цели нашего урока-путешествия?

(слайд 5)

- Давайте теперь проверим ваше домашнее задание. Дома вы выполняли упр. 90 на стр. 52 (устно).  Вы пересказывали текст о происхождении слов «алфавит» и «азбука». (Один ученик рассказывает на оценку).

  - Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке у славян (наших предков) азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Историческая справка учителя

- Сейчас я вам расскажу, откуда появилась наша азбука и почему её так называют.

- Русский алфавит произошёл от старославянского алфавита, который создали в 863 году Кирилл и Мефодий.

В IX веке в Греции жили  Кирилл и Мефодий – два брата, люди мудрые и очень образованные, они были учениками Иисуса Христа.  (Слайд 6). 

     Кирилл и Мефодий по просьбе славянского князя приехали в Древнюю Русь, чтобы составить для наших предков-славян азбуку. Кирилл и Мефодий сначала создали глаголицу (первую славянскую азбуку) (Слайд 7), но буквы глаголицы были трудные для написания. Глаголица быстро исчезла из употребления. Тогда Кирилл м Мефодий создали вторую славянскую азбуку (кириллицу) на основе греческого алфавита. Так что наша азбука — «дочка» греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого языка, поэтому они и с виду на них похожи.

   Новую старославянскую азбуку назвали кириллицей в честь Кирилла. (Слайд 8 – кириллица)

   24 мая – День памяти Кирилла и Мефодия. В этот день проходит праздник славянской письменности и культуры.

   При царе Петре I была реформа кириллица. Петр I убрал некоторые буквы из алфавита, некоторые упростил. Возникла азбука, которой и мы сейчас пользуемся.

     

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • создание проблемной ситуации;
  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса;
  • чередование видов деятельности;
  • использование  творческих домашних заданий развивающего характера

  • соблюдение правильной осанки;
  • самостоятельное решение проблемы;
  • участие в диалоге с учителем;
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе.

Личностные:

  • нравственное-этическая ориентация;
  • формирование мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 Познавательные:

  • знакомство с историей возникновения алфавита.

Регулятивные:

  • развитие умения формулировать  цели урока с помощью учителя.

4.

5.

Построение проекта выхода из затруднения

Реализация построенного проекта

- Давайте сейчас по цепочке повторим буквы нашего алфавита.

 - Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных букв?  Сколько согласных букв?

- Какие буквы звуков не обозначают?

- Чем отличаются буквы от звуков?

- Давайте сейчас поможем жителям Буквограда  расположить авторов книг в алфавитном порядке. Кто может назвать фамилию, имя, отчество этих авторов. (Слайд 9) 

- Расскажите, как мы будем действовать. Давайте составим памятку «Как расположить слова в алфавитном порядке?». (устно)

Памятка «Как расположить слова в алфавитном порядке?»  (слайд 10)

1) Назови  первые  буквы  в словах.

2) Вспомни место этих букв в алфавите.

3) Запиши слова в алфавитном порядке по первой букве.

4) Если в словах первые буквы одинаковые,  то назови  вторые буквы в словах.

5) Запиши слова в алфавитном порядке по второй букве.

6) И т.д.

- Давайте, пользуясь памяткой, запишем названия авторов в алфавитном порядке.

(Названия авторов записаны на доске)

(Ученики проговаривают авторов по цепочке)

Взаимопроверка (слайд 11) (работа в парах)

- Книги в библиотеке расположены в алфавитном порядке по фамилии автора. Зачем нам ещё нужно знать алфавит? Где в повседневной жизни нам может пригодиться знание алфавита?

Вы  побеседовали с   родителями   и узнали об использовании алфавита на их работе и об использовании алфавита в повседневной жизни.

1-ый ученик:

 - В словарях и энциклопедиях слова расположены в алфавитном порядке.

2-ой ученик:

 - Телефоны людей в мобильном телефоне расположены в алфавитном порядке.

3-ий ученик:

 - Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

4-ый ученик:

 - У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

   

 - Ребята,  благодаря вашей любознательности, вы узнали много нового об использовании алфавита в повседневной жизни.  

 - Сейчас мы чуть-чуть отдохнём и проведём физминутку (слайд 12). Встаньте около своих парт. Давайте хором прочитаем небольшое стихотворение и выполним такие упражнения, повторяйте за мной:

   Алфавит мы изучали,

   Мы писали, мы читали,

   Мы немножко отдохнём

   И опять писать начнём.

(Дети с учителем выполняют наклоны вправо, влево, разминку для пальчиков)

 - Теперь следующее задание физминутки   «Покажи печатную букву своим телом» (Кто стоит в паре показывает букву М, Н; кто стоит один показывает букву Г, Р)

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • фронтальный опрос учащихся;
  • оценка уровня построения алгоритма;
  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • оценка уровня выполнения проектов;
  • применение образовательных технологий с учетом физиологических возможностей учащихся;
  • организация взаимопроверки$
  • организация проведения мероприятий, направленных на развитие двигательных навыков учащихся;
  • применение образовательные технологии с учетом физиологических возможностей учащихся

  • соблюдение правильной осанки;
  • участие в коллективных формах работы;
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;
  • выполнение заданий.

  • соблюдение правильной осанки;
  • участие в групповых формах работы;
  • представление проекта и его защита;
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;
  • выполнение заданий;
  • анализ причин своих успехов и неудач;

    участие в меро    приятие, направленном на развитие двигательных навыков учащихся

Личностные:

  • умение помогать друг другу;
  • сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;

Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма действий)

Познавательные:

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами.

Личностные:

  • умение помогать друг другу;
  • сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции;
  • формирование установки на здоровый образ жизни

Регулятивные:

  • выбор действия в соответствии с поставленной задачей;
  • развитие умения работать по алгоритму
  • осмысление поставленной задачи при выполнении упражнения;

Познавательные:

  • анализ, синтез, обобщение, классификация;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимость между объектами;
  • осознание важности двигательной деятельности

Коммуникативные:

  • умение проявлять активность в коллективной деятельности;

взаимодействие со сверстниками в парах и группах в игре;

6.

Первичное закрепление с проговариванием в речи

 - Некоторые жители города не знают, как писать  словарные слова. Давайте им поможем. Возьмите в руки веер гласных букв, я буду называть вам слово, а вы показывайте мне и жителям Буквограда букву, которую нужно писать в слове.

 (Дети показывают букву, один ученик проговаривает слово).

 Нужно написать слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы, правильно выделить орфограмму в словарных словах.

Слайд 13 (1 ученик выполняет задание у доски с проговариванием на оценку)

Самопроверка (Слайд 14) 

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • стимулирование мотивации учащихся;
  • подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса
  • соблюдение правильной осанки;
  • участие в групповых формах работы;
  • представление проекта и его защита;
  • участие в групповых формах работы;
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе;
  • участие в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы;
  • дети работают с веером гласных букв.

 

Личностные:

  • сформированность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, уважительное отношение к  прошлому народа;
  • сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;
  • умение воспроизводить во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение;

Регулятивные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение выражать свои мысли.

 

7.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Где использует учитель алфавит?

(В классном журнале).

Учитель:  

  • Как записать учеников, фамилии которых начинаются   на одну и ту же букву.

- Сегодня мы на нашем уроке-путешествии помогаем жителям Буквограда. Маленькие жители Буквограда в следующем учебном году придут учиться в школу. Нужно помочь их учителю расположить имена учеников в алфавитном порядке.

Слайд 15 (5 имён располагают в алфавитном порядке)

Это задание вы будете выполнять самостоятельно

Слайд 16 (взаимопроверка)

Слайд  17 (критерии выставления оценок). Сами поставьте себе оценки.

оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);

  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • стимулирование мотивации учащихся

соблюдение правильной осанки;

  • выбор уровня учебной работы;
  • выполнение заданий;

Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять учебные задания
  •  умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;
  • закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятивные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение помогать друг другу

 

8.

Этап включения в систему знаний и повторение

- Ребята, дополните предложение (устно):

Учеба – это ____________ (слайд 18)

Выполнить это задание вам поможет упражнение 95 на стр. 54 (Учёба – это труд.)

 - Составьте устно из слов предложения, объясните  смысл пословиц. (слайд 19)

(Дети записывают пословицы в тетрадь, один ученик пишет их на доске)

Самопроверка (слайд 20)

- Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в школу. Все жители Буквограда благодарят вас за помощь, которую вы им оказали.  Посмотрите на экран.

 (Слайд 21)

    Корабли по морю плыли,

    Снова в школу мы спешили.

    Вы много нового узнали,

    И друзей вы повстречали.

  • оценка и необходимая коррекция психологических состояний учащихся (эмоциональных,  психофизических, интеллектуальных);
  • применение дидактического материала, позволяющего ученику использовать при выполнении заданий субъектный опыт;
  • создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции в учебной деятельности;
  • стимулирование мотивации учащихся

  • соблюдение правильной осанки;
  • выбор уровня учебной работы;
  • выполнение заданий;

Личностные:

  • умение самостоятельно выполнять учебные задания
  •  умение работать в паре, оценивать работу товарища

Познавательные:

  • умение применять знания на практике;
  • закрепить навык расставлять слова в алфавитном порядке

Регулятивные:

  • приобретение способа действия по достижению целей;

Коммуникативные:

  • умение помогать друг другу

9.

Рефлексия учебной деятельности, домашнее задание

Учитель:

  • Вот мы и в классе. Понравился вам наш урок-путешествие? А сейчас мы выполним следующее задание устно и подведём итог урока.  

(Слайд 22)

Задание:

Дополните предложения:

  1.  Я  узнал на уроке….
  2.  Мне понравилось…..
  3.  Я научился(лась) на уроке…

Учитель:

- У вас на партах лежат маленькие листочки. Напишите первую букву вашего имени зелёной ручкой, если вам понравился урок и все задания вам были понятны. Напишите первую букву вашего имени синей ручкой, если некоторые задания вызвали у вас затруднения. Поднимите свои карточки вверх.

- Молодцы, многие из вас подняли зелёные буквы, это значит, что вы сможете легко выполнить домашнее задание. Сегодня я поставила вам такие оценки:……….. Теперь запишите домашнее задание. (Слайд  23)

 - Всем спасибо за внимание. Урок закончен. (Слайд 24)

организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности;

поддержание благоприятного эмоционального и психологического фона в классе;

  • строгое соблюдение требований СанПиН к обучению и воспитанию учащихся;
  • инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания;
  • использование творческого домашнего задания;
  • соблюдение нормирования учебной нагрузки обучающихся.

  • соблюдение правильной осанки;
  • выполнение самоценки собственной учебной деятельности;

   анализ и осмысление      информации

Личностные:

  • доброжелательное и эмоционально-нравственное отношение к  одноклассникам;

Регулятивные:

  • оценивание  собственных результатов полученных на уроке;
  • рефлексия своей деятельности;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять поиск средств  для ее выполнения;
  • осмысление поставленной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....