«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка в 4 классе, по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 12.77 КБ |
konspekt_uroka.docx | 126.85 КБ |
4_klass_pravopisanie_posle_shipyashchih_na_kontse_sushchestvitelnyh.pptx | 999.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Авторы разработки:
Суслова Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Учреждение:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Название разработки:
конспект урока русского языка в 4 классе
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:
Вашему вниманию представлена разработка урока русского языка в 4 классе. Урок проводится по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс. В уроке составляется алгоритм правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных».
Перечень дополнительных материалов:
- Презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Миасского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Конспект
урока русского языка
в 4 классе
ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
(учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)
составила
Суслова С. В.
учитель начальных классов
Миасс
2013
Цели: научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь
на конце существительных после шипящих и работать по нему;
повторить признаки склонений существительного;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;
воспитание положительной мотивации к учению.
Оборудование: письмо с заданиями, таблица – алгоритм, маркер;
сигнальные карточки Ь Ь 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.
СЛАЙД №1
II. Повторение изученного.
- Что такое «склонение»?
- Сколько склонений в русском языке?
- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?
- Как определить склонение существительного?
III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2
шшш жжж ччч щщщ
- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).
- Запишите слова в тетрадь:
Карандаш, луч, нож.
Ночь, помощь, рожь.
- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)
- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь;
2-я группа – слова ж.р. с Ь).
- Запомните, это нам пригодится.
IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3
На доске записаны слова:
|
|
- Выпишите номера слов, записанных правильно.
1 2 5 6 9
- Подставьте под цифрой 9 – букву Ш
под цифрой 5 – букву М
под цифрой 2 – букву А
под цифрой 6 – букву Ы
под цифрой 1 – букву К
-Какое слово получилось? (КАМЫШ).
- Что знаете об этом растении?
- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.
- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.
Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).
V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока. СЛАЙД №4
На доске:
Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . .
- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где – нет?
Сформулируйте тему урока.
- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. – нет).
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5
1. Прочитай существительное.
2. проверь, есть ли шипящая на конце.
3. Определи род.
4. В ж.р. – пишем Ь, в м.р. – не пишем Ь.
- Мы составили план действий, т. е. алгоритм.
Прочитайте правило в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
VI. Работа по закреплению.
- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.
СЛАЙД №6
Работа в группах.
- Заполните блок-схемы карандашом.
Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7
VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.
- Проверим, работает ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).
- Придумайте свои примеры на это правило.
- Чтение вывода в учебнике (с. 36).
VIII. Самостоятельная работа с учебником.
1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36).
2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).
3. Определите склонение существительных.
- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.
- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8
- Какую роль выполняет Ь в этих словах?
IX. Итог урока. СЛАЙД №9
- Что создали на уроке?
- Чему научились?
- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?
- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?
X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока чистописание словарь физкультминутка самостоятельная работа работа в группах итоги домашнее задание
шшш жжж ччч щщщ Карандаш, луч, нож. Ночь, помощь, рожь.
лепесток процесс сочнение ришение палатка 6. традиция 7. падеш 8. клас 9. забота 10. лапата 1 2 5 6 9 к а м ы ш РОГОЗ КАМЫШ
Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . . Где нужно писать Ь, а где – нет?
1. Прочитай существительное. 2. Есть ли шипящий звук в конце слова? 3. Определи род существительного. 4. В ж. р. – пишем Ь, в м. р. – нет.
начало прочитай существительное Есть шипящая на конце? да нет обозначь орфограмму конец конец
начало прочитай существительное Есть шипящая на конце? да нет обозначь орфограмму конец конец определи род ж. р.? да нет с Ь без Ь используй знакомое правило
Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь. П Р О В Е Р К А
Зачем нам был нужен этот урок? Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих? Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного? Кого можно похвалить за сегодняшний урок? И Т О Г И :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».
Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь». Цели:* познакомить с ...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....
Презентация к уроку по теме "«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Презентация к уроку русского языка....
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода
Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России" с применением ТРКМЧП....