«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка в 4 классе, по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Авторы разработки:  

Суслова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

 

 Учреждение:  

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 9»

 Название разработки:  

              конспект урока русского языка в  4 классе

             «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Краткое описание цели создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:  

Вашему вниманию представлена разработка урока русского языка в 4 классе. Урок проводится по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс. В уроке составляется алгоритм правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных».

Перечень дополнительных материалов:  

  1. Презентация  к  уроку



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  образовательное учреждение

 Миасского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Конспект

урока русского языка

в  4 классе

ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

                       НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

 (учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык»)

составила

Суслова С. В.

учитель начальных классов

   

                                            Миасс

2013


Цели: научить детей самостоятельно составлять алгоритм правописания Ь

               на конце существительных после шипящих и работать по нему;

               повторить признаки склонений существительного;

               развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации;

               воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование:  письмо с заданиями, таблица – алгоритм, маркер;

                          сигнальные карточки  Ь      Ь        1 скл.     2 скл.   3 скл.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

 - Здравствуйте! Сегодня на уроке будем учиться думать, размышлять. Постараемся стать маленькими учёными и сделать маленькие открытия.

СЛАЙД №1

II. Повторение изученного.

- Что такое «склонение»?

- Сколько склонений в русском языке?

- Признаки существительных 1 (2, 3) склонения?

- Как определить склонение существительного?

III. Каллиграфическая минутка. СЛАЙД №2

шшш       жжж      ччч    щщщ

- Что это за буквы? (обозначают шипящие звуки).

- Запишите слова в тетрадь:

Карандаш, луч, нож.

Ночь, помощь, рожь.

- Что общего у всех записанных слов? (оканчиваются на шипящую)

- Определите род. Чем отличаются группы слов? (1-я группа – слова м.р., без Ь;

2-я группа – слова ж.р. с Ь).

- Запомните, это нам пригодится.

IV. Словарно-орфографическая работа. СЛАЙД №3

На доске записаны слова:

  1.  лепесток
  2. процесс
  3. сочнение
  4. ришение
  5. палатка
  1. традиция
  2. падеш
  3. клас
  4. забота
  5. лапата

- Выпишите номера слов, записанных правильно.

1  2  5  6  9

- Подставьте под цифрой 9 – букву Ш

                       под цифрой 5 – букву М

                       под цифрой 2 – букву А

                       под цифрой 6 – букву Ы

                       под цифрой 1 – букву К

-Какое слово получилось? (КАМЫШ).

- Что знаете об этом растении?

- Рассказ о слове: сколько слогов, ударение, безударная гласная.

- Прочитайте слово хором, по слогам, пропевая безударную гласную, шёпотом.

Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Заслушать несколько предложений).

V. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока. СЛАЙД №4

На доске:

Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . .

- Как писать существительные? Где нужен Ь, а где – нет?

Сформулируйте тему урока.

- Вспомните слова, которые вы записывали в начале урока. Может это ключ к разгадке? (в ж.р. на конце существительных пишется Ь, в м.р. – нет).

-  Как нужно действовать, чтобы правильно написать существительное с шипящей на конце? СЛАЙД №5

1.  Прочитай существительное.

2. проверь, есть ли шипящая на конце.

3. Определи род.

4. В ж.р. – пишем Ь, в м.р. – не пишем Ь.

- Мы составили план действий, т. е. алгоритм.

Прочитайте правило в учебнике.

ФИЗМИНУТКА

VI. Работа по закреплению.

- У нас в гостях РОБОТ. Нам нужно составить для него программу, чтобы он тоже знал как писать существительные с шипящим звуком на конце.

СЛАЙД №6

 

Работа в группах.

- Заполните блок-схемы карандашом.

Проверка заданий. Заполнение блок схемы на доске. СЛАЙД №7

 VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.

- Проверим, работает  ли алгоритм, который мы составили. Запись слов с доски в тетрадь (с комментированием).

- Придумайте свои примеры на это правило.

- Чтение вывода в учебнике (с. 36).

VIII. Самостоятельная работа с учебником.

1. Письмо с комментированием (упр. 67, с. 35–36).

2. Самостоятельная работа (упр. 69, с. 36).

3.  Определите склонение существительных.

- Я буду показывать картинки, а вы запишите эти слова в тетрадь.

Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь.

- Проверим. Нет ли среди записанных слов «лишних»? (стулья, огонь – другое правило). СЛАЙД №8

- Какую роль выполняет Ь в этих словах?

IX. Итог урока. СЛАЙД №9

- Что создали на уроке?

- Чему научились?

- Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих?

- Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного?

X. Домашнее задание: выучить правило, упр. 70.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Презентацию выполнила Суслова С. В. учитель начальных классов МКОУ «СОШ №9» 2013 г. Правописание Ь после шипящих на конце существительных Урок № 1

Слайд 2

План урока чистописание словарь физкультминутка самостоятельная работа работа в группах итоги домашнее задание

Слайд 3

шшш жжж ччч щщщ Карандаш, луч, нож. Ночь, помощь, рожь.

Слайд 4

лепесток процесс сочнение ришение палатка 6. традиция 7. падеш 8. клас 9. забота 10. лапата 1 2 5 6 9 к а м ы ш РОГОЗ КАМЫШ

Слайд 5

Дич . , полноч . , дрож . , плач . , ключ . , муж . . Где нужно писать Ь, а где – нет?

Слайд 6

1. Прочитай существительное. 2. Есть ли шипящий звук в конце слова? 3. Определи род существительного. 4. В ж. р. – пишем Ь, в м. р. – нет.

Слайд 7

начало прочитай существительное Есть шипящая на конце? да нет обозначь орфограмму конец конец

Слайд 8

начало прочитай существительное Есть шипящая на конце? да нет обозначь орфограмму конец конец определи род ж. р.? да нет с Ь без Ь используй знакомое правило

Слайд 10

Ночь, мышь, шалаш, стулья, обруч, ключ, огонь, рожь. П Р О В Е Р К А

Слайд 11

Зачем нам был нужен этот урок? Что нужно уметь определять у имён существительных, чтобы правильно написать букву ь после шипящих? Указывает ли ь в этом случае на мягкость согласного? Кого можно похвалить за сегодняшний урок? И Т О Г И :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

презентация к уроку русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"

Презентация поспособствует обогащению урока яркими красками и лучшему усвоению материала....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....