Конспект урока по русскому языку 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
-------------------------------------------Рус.яз
Учитель Косарева А.А.
Тема: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода
Урок формирования умений и навыков
Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе, определять падеж имён прилагательных. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, проверять правильность написанного Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму-шрование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование модели с целью выявления общих i.ikohob, определяющих данную предметную область; анализ, ( равнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — умение с достаточной полнотой и точностью иыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
1.Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Никита, Настя,Ксюша?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
2. Постановка целей и задач.
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова (учитель открывает на доске две группы слов).
Каким человеком? О каком человеке?
трудолюбив___ о добр___
радостн___ о слаб___
здоров___ о беспомощн___
весёл___
счастлив___ о родн___
искренн___
добр___
милосердн___ о пожил___
- Что общего у всех этих слов? (Работа с первым столбиком; все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде,
- Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде. А ещё в словах первой и второй групп необходимо вставить окончания.)
- Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.? и ? падежи ……………………………………………… рода.
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно, писать безударные окончания имён прилагательных.)
3.сообщение целей урока (слайды 1-3)
На экране словосочетания с прилагательными, у которых пропущена вся основа и дано только окончание.
под …..им деревом в …..ем платье
за …..им морем о …..ом стадионе
с …..ым мячом при …..ом морозе
- В каком падеже должны быть прилагательные? (1 столбик – в творительном падеже, 2 столбик – в предложном падеже)
- Прилагательные в каком роде? ( В мужском и среднем роде)
- Сформулируйте тему урока (Творительный и предложный падежи муж. и сред. рода)
Слайд с темой
- Сегодня наш урок пройдет необычно. На каждом этапе урока вы будете сами подводить итоги, оценивать себя на индивидуальных оценочных листах.
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
4. «Наборщик» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах |
4 Повторение правила о прилагательном.
-Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном.
3.Блиц-опрос.
-Ответьте на вопросы: да или нет
*имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)
*имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)
*имя прилагательное обозначает предмет (нет)
*имя прилагательное обозначает признак предмета (да)
*имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? (нет)
* имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)
* имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)
*имя прилагательное имеет постоянный род (нет)
*имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)
*род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)
III. Актуализация знаний
-А теперь пропишем в тетрадях: -ым, -им, -ом, -ем.
Слайд
«Буквенный диктант»
— Прочитайте слова. ( на доске)
Дв..ровый, переб..гать, гр..бник, взгл..ни, д..ждевая, л..сок, л..тел, гн..здо, б..готня, гр..ница, л..тун, , х.лодное.космос (слов.слово)
— Что у них общего? (Все начинаются с буквы, обозначающей согласный звук. Во всех словах есть безударные гласные в корне, проверяемые ударением.)
— Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
(Проверка, самооценка.)
IV. Самоопределение к деятельности
— Среди записанных слов найдите имена прилагательные в мужском и среднем роде. (Дворовый ( пес), холодное(утро).)
- Подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Просклоняйте получившиеся словосочетания.
(Два ученика работают на откидной доске.)
- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении задания?
V. Работа по теме урока
Упр. 50 (с. 25).Презентация
— Рассмотрите схему.
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?
— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?
Ребята, а сейчас мы будем составлять предложения о зимнем лесе
Вот эти два предложения мы должны закончить, используя имена прилагательные в творительном и предложном падежах
Всё вокруг засыпано ……. ……. .
Очень тихо в ……. ……… .
Разбор и составление предложений, запись, определение падежей под контролем учителя.
-А вот остальные предложения вы дополните самостоятельно. У прилагательных мужского и среднего рода выделите окончания и определите падежи.
В белом наряде …….. .
Под снежным одеялом ……… .
На гладком снегу …….. .
Под низким кустом ……… .
Над большим сугробом ……… .
На высоком дереве …….. .
— Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах, и научиться правильно их писать.) (Поупражняться в склонении и правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.)
Работа по учебнику
Упр. 53 (с. 26).Презентация (слов слово ИНЕЙ)
— Прочитайте предложения.
— Можно ли их назвать текстом? Почему?
— Озаглавьте текст. Назовите его основную мысль.
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске разбор предложения по членам. Самооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Презентация
Упр. 55 (с. 26).Письмо по памяти
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Какие окончания вы поставили? Почему?
(Два ученика выполняют на доске грамматические разборы. Самооценка.)
VIII. Рефлексия Работа по карточкам
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
Зимн.. холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк.. пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин (Проверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
(Самопроверка по образцу.)
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах?
— Какие знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что показалось вам трудным?
======Каким был урок?Ответьте прилагательным.
- Вернемся к целям нашего урока. слайд
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
Обсуждение в парах. Ребята пришли к выводу, что отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого рабочего свой.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите синий квадратик.
Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – красный квадратик.
- Молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание Упр. 56 (2) (с. 26-27).
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
Зимн… холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк… пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
И. Бунин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
За окошком в бел… поле —
Сумрак, ветер, снеговей...
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светл. комнатке своей.
М. Исаковский
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
А по двору метелица
Ковром шелков… стелется,
Но больно холодна.
С. Есенин
— Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж
Зимн… холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярк… пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Уровень повышенной сложности
— Спишите, правильно обозначая звуки буквами. Укажите падеж имён прилагательных.
Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Работа по карточкам Программный уровень
- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных, укажите их падеж.
Цветы обладают волшебн.. даром выражать нежность, чистоту. Они волнуют тонк.. ароматом и грациозн.. красотой. В самом крошечн.. лютике, привычн.. одуванчике или син.. васильке таится великая сила.
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах | |||
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах |
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах | |||
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах |
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах | |||
Задание | Верно | Ошибки | Отметка |
1.Чистописание | |||
2. «Разделите на две группы» | |||
3. «Буквенный диктант» | |||
5. Письмо по памяти | |||
6.Составьте предложения | |||
7. Упражнение 53 | |||
8. Работа в парах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...