конспекты урока по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
конспекты урока по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 547.61 КБ |
Предварительный просмотр:
12. Изменение местоимений в 3 лице по родам
Мы продолжаем наше путешествие по городу Местоимение. Определить тему сегодняшнего урока вам поможет следующее задание: Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о чём идёт речь. Он, Она, Оно Утром – так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар-птицей. А стемнеет – ОН придёт: Тоненький, Смущённый, – Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна. Кто же ОН, ОНО, ОНА? ПАУЗА
Это месяц, солнце и луна. Порассуждаем!
Месяц – он. Солнце – оно. Луна – она. Он, она, оно – местоимения 3 лица, единственного числа. Сегодня на уроке мы узнаем, как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа по родам. Будем учиться правильно употреблять в письменной и устной речи личные местоимения 3-го лица. Чистописание Пропишите заглавную и строчную букву О и ее соединения с другими буквами. Оо оОо ово одо ло Запишите местоимения 3-го лица единственного числа. Под каждым местоимением запишите соответствующее ему слово. К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные, составьте словосочетания. ручей (какой?) говорливый река (какая?) полноводная озеро (какое?) гладкое Изучение материала Почему нельзя сказать: солнце, ручей – она, луна, озеро – он, месяц, река – оно? Запомните, употребление в устной и письменной речи личных местоимений 3-го лица единственного числа зависит от рода имени существительного, вместо которого употребляется местоимение: в мужском роде – он (месяц, день, кот – он), в женском роде – она (луна, земляника, ворона — она), в среднем – оно (солнце, море, молоко — оно). Значит местоимения 3 лица ед.ч. изменяются по родам. Во множественном числе во всех родах употребляется местоимение – они. Горы, моря, озёра — они Физкультминутка Закрепление изученного материала Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями. Обозначьте род. Осенью мы ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке. Деревья стояли в золотых нарядах. Неожиданно я увидел чернику. Черника была уже мягкая, но очень вкусная. В школу мы поехали очень довольные. Проверьте себя Осенью мы ездили в Малые Карелы. В тот день солнце было яркое и весёлое. Оно (ср. р.) даже пригревало немного. Деревья были, как в сказке. Они (мн. ч.) стояли в золотых нарядах. Неожиданно я увидел чернику. Она (ж. р.) была уже мягкая, но очень вкусная. В школу мы поехали очень довольные. | |||
| |||
Вставьте подходящие по смыслу местоимения 3 лица. Обозначьте род и число.
ровно тридцать лет и три года.
соку спелого полно.
… под деревом сидит!
к муравью ползёт … . Проверьте себя.
ровно тридцать лет и три года.
соку спелого полно.
Он (ед. ч., м. р.) под деревом сидит!
к муравью ползёт она (ед. ч., ж. р.) | |||
Развиваем свою речь В вертикальном столбце зашифровано новое словарное слово, написание которого вы должны запомнить. Разгадайте кроссворд 1. Вот вам чертёж, где каждый размер новой детали рассчитал… (инженер). 2. Руководитель предприятия, учреждения. (Директор) 3. Промышленное предприятие. (Завод) 4. Иду в воду красным. Из воды – чёрным. (Железо) Какое слово получилось в вертикальном столбце? Металл – это вещество, получаемое из полезного ископаемого – руды. Запишите и запомните! Заглянем в словарик Это слово пришло в русский язык в начале XVIII века из немецкого языка; немцы же позаимствовали его в латинском языке. По-латыни metallum – руда. А вот в латынь оно пришло из греческого языка. По-гречески metallon означало «рудник, шахта». | |||
Логические задания Хитрые вопросы 1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на). 2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты). 3.Какое местоимение нужно добавить к еще одному местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы). | |||
Итог урока Соберите цветы в букеты. На поляне растут цветы, на которых написано: М. р., Ср. р., Ж. р., он, оно, она, роза, пион, солнышко. После паузы цветы собираются в букеты: М. р, он, пион, Ср. р., оно, солнышко Ж. р., она, роза |
|
В вертикальном столбце зашифровано новое словарное слово, написание которого вы должны запомнить.
Разгадайте кроссворд
В вертикальном столбце зашифровано новое словарное слово, написание которого вы должны запомнить.
Разгадайте кроссворд
В вертикальном столбце зашифровано новое словарное слово, написание которого вы должны запомнить.
Разгадайте кроссворд
13. Изменение личных местоимений по падежам.
Правописание местоимений
Путешествие – дело для отважных. Мы отправимся с вами в лес. Но в лес необычный — в лес грамматический, где много заданий, вопросов, чудес. Сегодня на уроке мы узнаем, как склоняются личные местоимения, будем учиться грамотно писать косвенные формы личных местоимений и предлоги с местоимениями. |
Чистописание В волшебный лес нас ведет тропинка ЧИСТОПИСАНИЕ. Чтобы узнать, какую букву мы будем писать, загадку нужно отгадать: Я капелька лета На тоненькой ножке. Плетут для меня Кузовки и лукошки. Правильно, это земляника. Пропишите заглавную и строчную букву З и ее соединения с другими буквами. Зз звз злз зе Пропишите названия ягод, изображенных на экране. Со словами земляника, малина, черника составьте и запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания. |
Актуализация Посмотрите, на нашей поляне выросли вопросы. Ответьте на их. Вместо какой части речи употребляются местоимения? Вместо существительного. Какие местоимения относятся к первому лицу? Я, мы. Какие местоимения относятся ко второму лицу? Ты, вы Какие местоимения относятся к третьему лицу? Он, она, оно, они. Местоимения какого лица могут изменяться по родам? По родам изменяются местоимения 3-го лица единственного числа. Что значит просклонять слово? Просклонять, значит изменить слово по падежам. |
Изучение материала К нам на ветку соловей присел, он просклонять местоимения хотел. Просклоняйте местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа. И. Кто я мы Р. кого? меня нас Д. кому? мне нам В. кого? меня нас Т. кем? мной нами П. О ком? обо мне о нас И. Кто ты вы Р. кого? тебя вас Д. кому? тебе вам В. кого? тебя вас Т. кем? тобой вами П. ком? о тебе о вас В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го и 2-го лица одинаковы? Запомните правописание выделенных орфограмм. Запомните! Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа. Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму. Разговаривать с нами. Ставим в начальную форму – мы, значит первое лицо, множественное число.
|
Закрепление Поставьте местоимение я в нужной форме. был (кто?) … я, Спрятался (за кого?)… за меня, Ходи (с кем?)… со мной. |
Спишите текст, заменяя вопрос местоимением ты в нужном падеже. Мама Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек – мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет все, что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда (с кем?) мама. Проверь себя и оцени свои успехи Мама Самый светлый, самый дорогой тебе (Д. п.) человек – мама. Мама учит тебя (В. п.) добру, объясняет все, что тебе (Д. п.) непонятно. Когда ты (И. п.) болен, она ночами сидит возле тебя (Р. п.). Везде и всегда с тобой (Т. п.) мама. |
Физкультминутка Изучение материала Послушайте текст. В лесу Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния. От дождя на Коле промокла вся одежда. Что происходит с существительным Коля в тексте? Существительное изменяется по падежам. Употреблено ли это существительное с предлогами? Как предлоги пишутся с существительными? Предлоги с существительными пишутся раздельно. Прочитайте рассказ от первого лица, т.е. вместо существительного Коля используйте местоимение я. Проверьте себя. Однажды я пошёл в лес за грибами. Меня не было дома целый день. Мне удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу меня застала гроза. Надо мной гремел гром, сверкала молния. От дождя на мне промокла вся одежда. Что можно сказать о правописании местоимений с предлогами? Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У меня, от нас, к тебе, для вас |
Закрепление Прочитайте. Замените существительные местоимениями 1-го лица множественного числа с предлогами. Запишите полученные словосочетания. Проверьте себя. Подошел (к кому?) к нам, возвратился (с кем?) с нами, посмотрел (на кого?) на нас, вспомнил (о ком?) о нас, спросил (у кого?) у нас. |
Изучение материала Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица. В каких падежных формах личные местоимения одинаковы? Расскажите, как пишутся местоимения с предлогами? Запомните! Если личное местоимение 3-го лица употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме с буквы н: к нему, к ней. Не добавляется буква н к местоимению после предлогов: вопреки ему, благодаря ей, навстречу им. Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно. |
Закрепление материала К нам снегирь торопится, На урок к нам просится. Птицам нужно помогать И заданье выполнять. Спишите, раскрывая скобки. Подошёл к (он) Возвратился с (она) Защитил (он) Посмотрел на (они) Позвонил (она) Отвечал (они) Спросил про (он) Проверь себя. Подошёл к нему Возвратился с ней Защитил его Посмотрел на них Позвонил ей Отвечал им Спросил про него |
В нашем чудесном лесу живут очень вежливые и внимательные звери, птицы, насекомые и конечно же сами Местоимения, которые хотят рассказать вам одно правило. Запомните! Местоимение Вы и его падежные формы (Вас, Вам, Вами) при письменном обращении к незнакомому или старшему по возрасту человеку пишутся с большой буквы. |
Вот и мудрая сова Прилетела к нам сюда. Вам задание дает, Ответа правильного ждет. Составьте и запишите текст поздравления с днём рождения своего друга или подруги. |
Итог урока Запомните правила волшебного леса: Местоимения с предлогами пишутся раздельно! После предлогов в местоимениях 3-го лица пишется буква н! |
14. Глагол как часть речи
Слова диктора |
Ребята, мы продолжаем путешествие по стране, которая изучает части речи, – Морфологии. Угадайте, на чем мы отправимся в новый город? (Картинка поезда с вагонами) Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались, путь далек. Лишь оставили дымок. Правильно, это паровоз и вагоны. Пропишите заглавную и строчную букву р и ее соединения с другими буквами. Эти буквы мы и напишем: Рр ро оро прп ре ру рд Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? Послушайте пословицы. За дружбу дружбой платят. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Друга за деньги не купишь. Как вы понимаете их смысл? Запишите одну пословицу. Давайте определим, в какой город держит путь наш поезд. Для этого отгадайте загадку. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Правильно, наш поезд держит путь в город Глагол. Сегодня на уроке мы вспомним, что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, будем учиться определять роль глагола в предложении. Физкультминутка Изучение материала И вот мы прибыли в город. На перроне нас встречает экскурсовод. Здравствуйте, ребята. Мы сегодня совершим увлекательное путешествие по городу, который называется Глагол. Почему так называется наш город? В старину вместо слова “говорить” употребляли слово “глаголить”, название части речи глагол созвучно именно с этим словом. ГЛАГОЛ – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного. Давайте послушаем, что о себе расскажет сама часть речи: Я, страшное дело, какой деловой, В любые дела ухожу с головой. Задачи решаю, на скрипке играю, Сынишку соседки в коляске катаю, Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, И на стадионе голы забиваю, Укроп поливаю, кусты подстригаю, И чисто-пречисто весь двор подметаю. Дорожки в саду я песком посыпаю, А после работы в тени отдыхаю. Назовите глаголы, которые встретились в этом стихотворении. На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?) Что обозначают глаголы? (действие) Запомните! Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Солнце (что делает?) светит. Птицы (что делают?) поют. Дождик (что сделает?) пойдет. В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого. Мы нашли в лесу ежа. Мы — подлежащее, мы что сделали? нашли – сказуемое. Развиваем свою речь Впереди река «Словарная», чтобы ее пройти, нужно записать словарные слова, подчеркнув орфограммы. Запомните, как пишутся и произносятся слова: гореть, сверкать. Гореть — значит быть под воздействием огня. Дрова горят в печи. Также слово гореть может употребляться в переносном значении: Печка горит. Горит употреблено в значении «топится». Лампочка горит. Горит – значит, действует, светится. К слову гореть можно подобрать синонимы: пылать, светить, блестеть, сверкать, излучать. С данными словами составьте предложения, чтобы они употреблялись в прямом и переносном значении. |
Закрепление материала Ребята, по нашему городу гуляют необычные звери и предлагают вам выполнить задание. Назовите действия, которые могут совершать предметы и персонажи рисунков. Космический корабль (что делает?) летит. Звезды (что делают?) сверкают. Кит (что сделал?) приплыл. Ручей (что делает?) бежит. Послушайте текст. В нашем лесу живет лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь мы будем охранять наш лесистый край. Дайте название тексту. Выпишите глаголы. Что делает? – живет. Что делает? – знает. Что сделал? – создал. Что будем делать? – будем охранять. Выпишите однокоренные слова в начальной форме, обозначьте корень. Лес, лесник, лесной, лесничий, лесничество, лесистый. Корень -лес- Составьте предложения, вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы как члены предложения. 1) Л.сные, мурав.и, санитары. 2)По.дают, гусениц, они, вредных. 3)Кучу, не, мурав.иную, разрушайте. 4) Если пог.бает мурав.иная муравейник с.м.я, разорить. Проверьте себя
Глагол во всех предложениях является сказуемым. Чему учит рассказ? |
К каждому существительному подберите подходящие по смыслу глаголы. сущ+смысловая картинка+глагол Существительные: города, железные дороги, телеграмма, подарок, цветы, книги. Глаголы: вручать, прокладывать, читать, возводить, выращивать, дарить. Проверьте себя Возводить города, прокладывать железные дороги, вручать телеграмму, дарить подарок, выращивать цветы, читать книги. С данными словосочетаниями составьте предложения. |
Подведение итогов На этом наша экскурсия по городу Глагол заканчивается. Ребята, что обозначает глагол? По реке плывут кораблики, на парусе написано: обозначает… , отвечает на вопросы …, в предложении бывает…
|
Тема : «Правописание –тся и –ться в глаголах». 27.01.17
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.
Задачи:
-познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
-формировать навыки грамотного письма глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Ход урока.
I. Организационная часть
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
В нашем классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!
Послушайте легенду.
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
II. Минутка чистописания.
На доске : Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
-Кто догадался, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
- Составьте задание для минутки чистописания, используя букву ь.
III. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.
- С какой частью речи мы работаем последние уроки? (глагол)
-Что вы знаете о глаголе?
На доске: Учится - учиться. Трудится – трудиться. Ленится – лениться.
.Что интересного заметили?
Какие вопросы у вас возникли?
Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов с -тся, -ться)
Какую цель поставите перед собой? ( Выяснить, когда у глаголов нужно писать -ться, а когда -тся) (СЛАЙД)
IV Наблюдение над правописанием тся и ться.
1) Исследование №1.
- Пропустите одну строку. Запишите эти слова в два столбика: в первый - с ь, а во второй - без ь.
Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?
(СЛАЙД) ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.
«-тся» нам или «-ться» писать?
Не забудь вопрос задать.
Если «Ь» знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»
- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.
ИГРАЕТСЯ, ИГРАТЬСЯ, ПРЯТАТЬСЯ, СЛЫШИТСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ПОЛУЧИТСЯ, КАТАТЬСЯ, ПРОБЕЖАТЬСЯ.
2) Исследование №2.
-Есть ещё один способ, который поможет определить, когда надо писать Ь в глаголах, а когда не надо.
-Составьте предложения со словами: учится и учиться.
Саша учится на пятёрки. Саша будет учиться на пятёрки.
- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
- В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
Проведите аналогичную работу с остальными глаголами.
Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
Подведём итог. Когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
ВЫВОД 2: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.
V. Закрепление.
1) Найти глаголы в пословицах.
За всё брат?ся – ничего (не)сделать.
Друзья познают?ся в беде.
-Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах. А вот еще один совет, который нам дал герой Вениамина Каверина в романе “Два капитана” и который стал крылатым выражением, девизом для многих поколений:
“Б?рот?ся и искать, найти и (не)сд?ват?ся”.
- Какое задание нужно выполнить?
-Запишите это предложение, устранив все неясности. Проверка.
ФИЗМИНУТКА. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПАУЗА.
2) Самостоятельная работа.
Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся.
- Нет ли здесь лишнего слова? Какая это часть речи?
- Нужно быть очень внимательным и не путать существительные, которые оканчиваются на –ца, с глаголами. (СЛАЙД)
V. Итог урока.
1) -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.
Кто считает, что выполнил эту задачу?
VI. Домашнее задание.
Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.
Задание на дом: подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. | Самостоятельная работа. Купает…ся, влит…ся, купат…ся,, влюблят…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, , соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. |
Дата: 16.01
«Совершенный и несовершенный вид глагола»
Задачи: ∙ создать условия для обобщения известных сведений о глаголе; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола; ∙ способствовать развитию умения передавать полученную информацию и представлять её графически; ∙ создать условия для раскрытия красоты и богатства родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.
Ход урока.
I.Организационный этап
- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка.
а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока: - В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился). - Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
- Посмотрите на доску.
Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. - Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)
- Какая часть речи лишняя? (предлог)
- Почему? (это служебная часть речи, а остальные - самостоятельные части речи)
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и частицу не. (глагол)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер)
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Итак, дайте полное определение глагола.
Глагол
Действия Что делать? Сказуемое Что сделать? Состояния
-Мы выяснили значение части речи - глагол.
-А чем еще характеризуются части речи? (грамматическими признаками)
- Какими грамматическими признаками обладает глагол?
-Дополним кластер.
Признаки
Род Число Вид Время Наклонение Лицо
- Посмотрите внимательно на признаки глагола и скажите, что мы уже хорошо знаем, что только начали изучать, а какие признаки нам совершенно не известны.
Запись на доске : что делать? что сделать? что делает? что сделал? что делал? что сделает?
– Прочитайте вопросы. На определение, какого грамматического признака они указывают?
– Какого вида бывают глаголы?
– Вопросы, какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?
– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.
III . Этап усвоения знаний и способов действий
- - Прочитайте правило на с. 85 учебника.
– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?
Вид – обязательный, постоянный признак – глаголы разного вида имеют разное значение – глаголы с близким значением могут иметь разные основы- существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида
- Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол какого вида? (несовершенного)
- Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.
2.Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85)
3. Работа в парах.
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол совершенного вида, то садимся на корточки, если несовершенный, то поднимаем руки и встаем на цыпочки.
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, рисовать, срисовать.
IV. Этап закрепления изученных знаний и способов действий.
- Самостоятельная работа.
Выпо лне ние упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:
I в а р и а н т – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить; II в а р и а н т – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить.
– Выполните взаимопроверку.
- Как вы думаете, какая форма глагола считается главной – совершенный вид или несовершенный вид? Почему?
2. - А теперь маленькая разминка. Поможет мне Бобик. Я называю глагол совершенного вида, а вы несовершенного.
Подумал – думал, поговорил – говорил, сделал – делал, поймал – ловил, сказал – говорил.
- Какой вывод можем сделать? Прочитайте правило на с. 86. 3. Работа в группах
3. Работа в группах
1 группа
- Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
– Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
– Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей? Обоснуйте свой ответ.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.
2 группа
- Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?) Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей. К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.
3 группа
1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать.
4 группа
- Найдите смысловую ошибку в предложении:
Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями. Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал..).
- Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.
- Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).
V. Этап подведения итогов - Что нового мы сегодня узнали о виде глагола? (Обращение к кластеру)
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
- На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить
1 группа
- Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
– Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
– Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей? Обоснуйте свой ответ.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.
2 группа
- Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?) Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей. К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.
3 группа
1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать.
4 группа
- Найдите смысловую ошибку в предложении:
Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями. Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал..).
- Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.
- Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).
1 группа
- Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
– Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
– Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей? Обоснуйте свой ответ.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.
2 группа
- Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?) Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей. К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
- Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.
3 группа
1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...