Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
"Родительный падеж имен существительных во множественном числе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh_vo_mnozhestvennom_chisle.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4-м классе
по теме: "Родительный падеж имён существительных во множественном числе"
Цель: познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная: формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико-синтетическую деятельность, познавательные процессы; развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, уважение к собеседнику и учителю.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; карточки с заданием, схемы слов.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 слайд)
Проверьте готовность к уроку.
II. Чистописание. (2 слайд)
Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать?
и а с о у
- Правильно это буква с. А как вы догадались? (все буквы гласные, а буква С- согласная)
- Пишем слоги си са со су.
-Отгадайте загадку. (3 слайд)
Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет. (снег)
- Подберите однокоренные существительные к слову снег. (устно)
(снежок, снежинки, снегопад, снеговик, снегурочка, снегокат, снегирь) (4 слайд)
- Запишите слова, которые подходят к схеме, разберите по составу.
-Какое слово лишнее и почему? Почему? (Снежинки, т.к. слово стоит во множественном числе).
- Подберите к существительному снежинки прилагательные и составьте устно словосочетания.
(лёгкие, пушистые, кружевные, ажурные, блестящие и т. д.)
- Восстановите деформированное предложение.
Снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе. (5 слайд)
(Лёгкие снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.) (6 слайд)
- Разберите предложение по членам предложения (подлежащее и однородные сказуемые).
- В каком числе стоит существительное снежинки? (во множественном)
- Сегодня мы продолжим разговор о существительных во множественном числе. Как определить число имен существительных? (Сущ. обозначает один предмет- ед.ч, два и более предметов – мн.ч).
III. Словарно-орфографическая работа. (7 - 12 слайд)
- Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Р…бина, п…года, м…дведь, …дежда, м…роз, к…ньки.
-В каком числе стоят существительные?
IV. Сообщение темы. (13 слайд)
В деревушке семь избушек,
Семь деревьев, семь старушек,
Семь семей, семь щенков,
Семь драчливых петухов
Распустили семь хвостов
Каждый хвост семи цветов.
- Прочитайте стихотворение.
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Подумайте, о каких существительных мы будем говорить сегодня на уроке (для этого определите падеж и число имён существительных).
-Назовите тему нашего урока. (14 слайд)
- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.
V. Работа по теме.
1. Знакомство с окончаниями. (15 слайд)
-Прочитайте слова. Почему они записаны в три столбика? (по родам). Определите падеж и число сущ.-х)
- Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончания (трое учеников работают у доски).
снеговик | метель | облако |
месяц | рябина | дерево |
снегирь | снежинка | поле |
зайчонок | шуба | окно |
- Сделайте вывод, какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода, опираясь на таблицу. (16 слайд)
| М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
Р. п. мн. ч. | -ов -ев -ей - | -ей - - - | -ов -ев -ей - |
- Прочитайте правило в учебнике с 70.
Физминутка . (17 слайд)
А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули, вверх подняли, помахали, спрятали за спину их,
Оглянулись: через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели пяточки задели,
На носочки поднялись, опустили руки в низ.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке, продает она орешки, лисоньке-сестричка, воробью, синичке, мишке-косолапому, заиньке-мохнатому. Вот так!
2. Упражнения в написании окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа.
- Комментированное выполнение упражнения (карточки)
Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа. Выделите окончания.
Замерзли от мороз…, несколько месяц….., капают с крыш…, слепили снеговик…., корм для снегир….
-Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.
3. Работа над словообразованием.
А).- Образуйте от глаголов однокоренные существительные. (устно) (18 слайд)
Строить горки – стройка горок.
Лепить снеговика – лепка снеговиков.
Покупать коньки – покупка коньков.
Убирать сугробы – уборка сугробов.
Б). – Назовите, что кто изображен на картинках. (19 слайд)
-Напиши подходящие имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Стая – это множество_____________(волков)
Стадо – это множество ____________(коров)
Табун – это множество_____________(лошадей)
Стайка – это несколько_____________(птиц)
Отара – это множество ______________(овец)
Караван – это множество____________(верблюдов)
Толпа – это множество ______________(людей)
VI. Закрепление темы урока. (20 слайд)
- Прочитайте текст (карточки в конвертах). Спишите текст, разделив его на абзацы. Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме. Озаглавьте текст.
Вступила зима в свои права. Тяжёлое время наступило для (птицы). В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали хлебных (крошки), пшена, (семечки). Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится.
- Прочитайте текст, который у вас получился. Как озаглавили?
- Какая поговорка встретилась вам в тексте? (21 слайд)
- Почему птицам надо помогать зимой?
VI. Итог урока. (22 слайд)
-О каких существительных шла речь сегодня на уроке?
-Какие окончания пишутся у существительных в форме родительного падежа множественного числа?
-Что показалось сложным? А что не очень?
-Что было наиболее интересно?
VII. Домашнее задание: упр. 260, правило на с. 74. (23 слайд)
Спасибо за урок! (24 слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...