Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чернякова Юлия Николаевна

"Родительный падеж имен существительных во множественном числе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4-м классе

по теме: "Родительный падеж имён существительных во множественном числе"

Цель:  познакомить учащихся с особенностями окончаний имён существительных родительного падежа во множественном числе.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная: формировать умение употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико-синтетическую деятельность, познавательные процессы; развивать устную и письменную речь обучающихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, уважение к собеседнику и  учителю.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; карточки с заданием, схемы слов.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 слайд)

Проверьте готовность к уроку.

II. Чистописание. (2 слайд)

Посмотрите внимательно на эти буквы и подумайте, какую из них мы будем сегодня писать?

и а с о у

- Правильно это буква с. А как вы догадались? (все буквы гласные, а буква  С- согласная)
- Пишем слоги    
си са со су.

-Отгадайте загадку. (3 слайд)

  Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет.  (снег)
- Подберите однокоренные существительные к слову снег. (устно)

(снежок, снежинки, снегопад, снеговик, снегурочка,  снегокат, снегирь) (4 слайд)

- Запишите слова, которые подходят к схеме, разберите по составу.

-Какое слово лишнее и почему? Почему? (Снежинки, т.к. слово стоит во множественном числе).

- Подберите к существительному снежинки прилагательные и составьте устно словосочетания.

(лёгкие, пушистые, кружевные, ажурные, блестящие и т. д.)

- Восстановите деформированное предложение.

Снежинки, кружатся, на, лёгкие, опускаются, в, землю, тихо, воздухе. (5 слайд)

(Лёгкие снежинки кружатся в воздухе и тихо опускаются на землю.) (6 слайд)

- Разберите предложение по членам предложения (подлежащее и однородные сказуемые).
- В каком числе стоит существительное снежинки?
(во множественном)
- Сегодня мы продолжим разговор о существительных во множественном числе. Как определить число имен существительных?
(Сущ. обозначает один предмет- ед.ч, два и более предметов – мн.ч).

III. Словарно-орфографическая  работа. (7 - 12 слайд)

- Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

Р…бина,    п…года,    м…дведь,    …дежда,    м…роз,   к…ньки.

-В каком числе стоят существительные?

IV. Сообщение темы. (13 слайд)

В деревушке семь избушек,

Семь деревьев, семь старушек,

Семь семей, семь щенков,

Семь драчливых петухов

Распустили семь хвостов

Каждый хвост семи цветов.

- Прочитайте стихотворение.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Подумайте, о каких существительных мы будем говорить сегодня на уроке (для этого определите падеж и число имён существительных).

-Назовите тему нашего урока. (14 слайд)

- Молодцы! Сегодня мы узнаем, какие окончания пишутся у существительных родительного падежа во множественном числе, будем учиться писать окончания и употреблять эти существительные в речи.

V. Работа по теме.

1. Знакомство с окончаниями.  (15 слайд)

-Прочитайте слова. Почему они записаны в три столбика? (по родам). Определите падеж и число сущ.-х)

- Поставьте данные имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончания (трое учеников работают у доски).

снеговик

метель

облако

месяц

рябина

дерево

снегирь

снежинка

поле

зайчонок

шуба

окно

 - Сделайте вывод, какие окончания пишутся у имён существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа, у существительных женского рода, среднего рода, опираясь на таблицу. (16 слайд)

 

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Р. п.

мн. ч.

-ов

-ев

-ей

-

-ей

-

-

-

-ов

-ев

-ей

-

- Прочитайте правило в учебнике с 70.

Физминутка . (17  слайд)

А сейчас все по порядку  встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули, вверх подняли,  помахали,  спрятали за спину их,

Оглянулись:  через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели пяточки задели,

На носочки поднялись, опустили руки в низ.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке, продает она орешки, лисоньке-сестричка, воробью, синичке, мишке-косолапому, заиньке-мохнатому. Вот так!

2. Упражнения в написании окончаний имён существительных в родительном падеже множественного числа.

- Комментированное выполнение упражнения (карточки)

Напишите пропущенные окончания имён существительных в родительном падеже множественного числа. Выделите окончания.

Замерзли от мороз…, несколько месяц….., капают с крыш…, слепили снеговик…., корм для снегир….

-Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

3. Работа над словообразованием.

А).- Образуйте от глаголов однокоренные существительные. (устно) (18 слайд)

Строить горки – стройка горок.

Лепить снеговика – лепка снеговиков.

Покупать коньки – покупка коньков.

Убирать сугробы – уборка сугробов.

Б). – Назовите, что кто изображен на картинках. (19 слайд)

-Напиши подходящие имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Стая – это множество_____________(волков)

Стадо – это множество ____________(коров)

Табун – это множество_____________(лошадей)

Стайка – это несколько_____________(птиц)

Отара – это множество ______________(овец)

Караван – это множество____________(верблюдов)

Толпа – это множество ______________(людей)

VI. Закрепление темы урока.  (20 слайд)

- Прочитайте текст (карточки в конвертах). Спишите текст, разделив его на абзацы. Поставьте имена существительные в скобках в нужной форме. Озаглавьте текст.

        Вступила зима в свои права. Тяжёлое время наступило для (птицы). В школьной мастерской мальчики сделали несколько (кормушки). Утром ребята на лыжах отправились в лес. Они развесили кормушки на ветвях (берёзы, осины, ели). Девочки насыпали  хлебных (крошки), пшена, (семечки). Теперь птицам мороз не страшен. Сытая птица холода не боится.

- Прочитайте текст, который у вас получился. Как озаглавили?
- Какая поговорка встретилась вам в тексте?  
(21 слайд)
- Почему птицам надо помогать зимой?

VI. Итог урока. (22 слайд)

-О каких существительных шла речь сегодня на уроке?
-Какие окончания пишутся у существительных в форме родительного падежа множественного числа?
-Что показалось сложным? А что не очень?
-Что было наиболее интересно?

VII. Домашнее задание: упр. 260, правило на с. 74.  (23 слайд)

Спасибо за урок! (24 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...