Урок русского языка 3 класс "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка 3 класс "Сложные слова" по деятельностному методу. ОНЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onz_po_russ.yaz_slozhnye_slova.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени героя России Ф. Г. Гануса № 72
Урок открытия новых знаний
школьном семинаре
по русскому языку
в 3 классе
«Сложные слова
и их правописание»
Учитель: Плетнева С.А.
Липецк 2014 г.
I Самоопределение к деятельности.
- По приветствуем гостей.
- Отгадайте загадку: Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – помнит вас. (фотограф)
- Он любит путешествовать по всему миру. И сегодня заглянул в гости к нам. А знаете, где он недавно был? В одном словесном государстве. А там живут и не тужат орфограммы. Орфограммы – гласные и орфограммы – согласные часто собираются вместе, а порой и в одном слове, и ждут, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в правописании. Но иногда они шалят и никак не хотят говорить свои полные названия. Вот какие фотоснимки получились у нашего гостя.
безударные | согласные | удвоенные | непроизнос. |
- Вспомните полные названия этих орфограмм.
- Вы хотите продолжить изучение орфограмм и научиться грамотно писать?
- Сегодня, мы познакомимся еще с одной жительницей словесного государства – новой орфограммой.
II Актуализация
- Гимнастика для рук.
1) Словарная работа с комментированием.
Календарь, комната, характер, группа, праздник, перрон, коллекция, лестница, вокзал, чувство. (10 слов)
- Учитель переворачивает карточки на доске.
2) Над какой орфограммой мы работали на последних уроках?
-Выпишите сварные слова с непроизносимыми согласными.
(лестница, праздник, чувство)
3) Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спешите.
Шароко, власный блиский, озноп, тераса, мухалофка.
- Напишите правильно. Обозначьте знакомые орфограммы, выделите корень.
Широко, властный, близкий, озноб, терраса, мухоловка или мухаловка.
III Постановка проблемы.
- Какое задание выполняли?
(списывали слова, исправляли ошибки, выделяли орфограммы).
- Где возникло затруднение? ( в слове мухоловка)
- Какая проблема перед нами встала?
(уточнить сколько корней в слове и какую гласную написать в корне?)
- Почему возникло затруднение?
(мы не знакомы со словами такого вида).
IV Построение проекта выхода из затрудне6ния.
- Какую же цель мы поставили перед собой?
(узнать есть ли слова, в которых не один корень, какие орфограммы в них встречаются).
- Как вы предположили сформулировать тему др.?
(большие слова, многокорневые слова).
- Открыть «Сложные слова и их правописание».
- Давайте построим план работы с этим словом.
1) прочитать слово.
2) подумать над значением.
3) подобрать однокоренные слова.
4) определить сколько же в нем корней.
5) чем соединяют корни.
6)есть ли еще такие слова в русском языке.
V Реализация построения проекта.
1) Читать слово мухоловка
2)Почему птицу? Так назвали? (ловит мух)
Запись: мухоловка – ловит мух.
3) Какой корень в слове муха? Подберите однокоренное…мушка.
Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренное….выловит, ловля.
4) Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?
Так сколько же корней в слове? (два)
Почему такие слова назвали сложными? (сложили два корня)
5) Чем соединены корни? (гласной О)
- Она называется соединительная гласная.
Остановимся еще раз на одном важном моменте.
- Понаблюдаем за группой таких сложных слов.
Выделим корень и подчеркнем соединительную гласную. (1 уч. у доски)
мухомор мореход
рыболов пылесос
- Обратите внимание на соединительную гласную. Что замечаете?
- На какой согласной заканчивается первый корень 1 столбика? (х – тв, б – тв)
А 2 столбик? (р – мяг., л – мяг.)
- Когда же пишем соединительные гласные о, а когда е?
(о – после твердых согласных, е – после мягких согласных)
Сделаем вывод!
- Какие слова называют сложными? (сложили два корня)
- Чем и когда соединяются корни? (соединительными гласными – о после твердых, е после мягких).
- Где сверим наши выводы? (в учебнике)
- Открыть с 89 Чтение правил.
- Итак, вернемся к нашей трудности. Узнали сколько корней в слове? (да – 2)
- Чем они соединяются? (соединительными гласными о, так как х – твердая)
Интересные сведения:
- Слово фотограф тоже сложное. Photos – свет, означает светопись или письмо на grapho – пишу светочувствительной пленке. Раньше фотограф работал очень кропотливо: фотограф, проявлял, закреплял на пленке фотографию. Появилось слово в 1839 году в Англии физик и астроном Гермель создал из двух основ слово. Оно означало и человека, и сам снимок. В русский язык вошло в середине XIXв., но уже позже стали делить фотографа и фотографию.
- Скажите, есть в русском языке еще сложные слова?
Физкультминутка.
VI Первичное закрепление.
- Что теперь необходимо сделать? (закре6пить полученные знания)
- Упр.126. Читаем задания.
В помощь памятка, ознакомимся. Выполним с комментированием, один у доски.
VII С.Р.
- Готовы проверить свои силы?
Упр. 128 I вариант 1столбик, II в 2 столбик.
+127 упр. Любой столбик, какой вам понравится.
Самопроверка +?
I в. листопад II в. пылесос
первоклассник мухомор
ледокол лесоруб
Упр. 127
водолаз садовод камнепад
водосток пчеловод водопад
водопад полевод звездопад
водомет экскурсовод листопад
- У кого возникли трудности?
- С чем они связаны?
- У кого все получилось?
VII Включение.
- Где пригодятся полученные сегодня знания?
Игра «Перекресток»
1с | з | |||||
2 | а | о | ||||
3 | м | в | ||||
4 | о | |||||
5 | р | л | ||||
6 | а | е | ||||
7п | т |
- Шуруп, который нарезает резьбу сам? (саморез)
- Судно, приводимое в движение паровым двигателем? (пароход)
- Большой чайник (самовар)
- Русская народная игра- пляска (хоровод)
- Лес, поваленный бурей (бурелом)
- Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства (самотек)
- Огнестрельное оружие (пулемет)
IX Рефлексия.
- Наш гость был в стране сказок. Незнайка сказал ему: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино «Все длинные слова – это сложные слова».
Наш друг Афанасий «Слова, в которых 2 корня, называют сложными».
- Кто из них прав?
- Чему научились?
- Каким способом вы учились?
(выполн. сам. р., встретились с трудностью, поставили цель, поработали над этим словом и узнали, какие слова называют сложными)
- Что понравилось на уроке?
- Обратимся к нашему гостю. Мы уже сказали, что слово его обозначающее сложное. Попробуйте дать ему характеристику сложными словами:
( я буду помогать, замените словосочетание сложным словом)
жизнерадостный синеглазый
седобородый низкорослый
свободолюбивый чистосердечный
добродушный темноволосый
трудолюбивый остроумный
Д/з с 89 прав. С. 100 упр. 2 + твор. Зад.
Записать слова, которые характеризуют фотографа.
- Мы трудились и познавали русский язык, а фотограф тоже занимался своим делом. Только ваши фото он выполнил на разном фоне: красном, желтом, зеленом.
Догадались почему?
Выберите свой цвет и подарите нашему гостю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"
Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя безударными гласными....
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".
Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...