урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Савенкова Наталья Александровна

 

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чутьё. Выбранные методы и средства обучения обеспечивают разностороннее восприятие учебного материала, а мультимедийное сопровождение способствует повышению эффективности урока. Творческая работа учащихся организована с учетом личностно-ориентированного подхода. Использование на уроке информационных технологий помогает заинтересовать детей и дает им возможность показать свои знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_uroku.rar1.39 МБ
Microsoft Office document icon statya_osnova_slova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основа слова. Разбор слов по составу»

Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).

Задачи:

  1. Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о частях слова.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

  1. Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  1. Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  1. ноутбук
  2. мультимедийный проектор
  3. презентация Microsoft Power Point
  4. Учебник «Русский язык» С.В. Иванов, А.О. Евдокимова
  5. Раздаточный дидактический материал
  6. Индивидуальные карточки с разноуровневым заданием
  7. Толковый словарь

Ход урока.

I Организационный момент.

Слайд 1

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

  1. Вступительное слово учителя.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов  ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!

И вот начало урока.

Целеполагание. 

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

  1. Запись в тетради (число, классная работа)

II Основная часть урока

  1. Минутка чистописания.

Слайд 2

У. - Отгадайте, что это за буква?

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла.
 
До того она кругла,
 
Покатиться бы могла.

- Правильно, это буква О. 
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.
 
- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов … (Оог)

Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.

Ооа  Ооб  Оов  Оог  Оод  Оое

Отг…дайте, м…л…дцы,

Как з…вут нас7  (…гурцы).

(Работа с сигнальными карточками).

3.         Словарная работа

Слайд  3

У. Есть гласные – коварные.

А в чём коварство их?

А в том, что ударение –

Это не для них.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

- Повторяем словарь, отгадывая загадки и  записывая в тетради словарные слова.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слайд  4-15

Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.

  1. Знакомство с новым словарным словом. «Слово о слове». 

Слайд  16

У. чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку

«Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?»

 (Корзина)

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

- Прочитайте значение этого слова.

Фонетический разбор слова

Корзина– 3 слога,7 букв, 7 звуков.

 [к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[р] – согл., непарн., звонк., тв.

[з'] – согл., парн., звонк., мягк.

[и] – гласн., безуд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[а] – гласн., уд.

  1. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.

Мы писали, мы писали,

Наши глазки так устали.

Вместе сделаем зарядку –

Будет всё у нас в порядке.

  1. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный,

Придётся думать головой,

Вопрос услышать непростой.

-Какие части слова вы знаете?

Стр.165 «Тайны языка» чтение статьи.

Упр.№1 разбор слов по составу (на доске и в тетрадях)

Стр.165 «Подсказка»

 Слайд 17-20

Алгоритм разбора слова

-Каким способом образовано слово подводный? (приставочно-суффиксальным.)

-Каким способом образовано слово пчеловод? (способом сложения, это сложное слово)

  1. Работа по учебнику.

 

Слайд 21

Стр.166 №2 – комментированное письмо.

 Разбор слов по составу.

На доске:         (о)

        (е)

Садовод, хоровод, пароход, птицелов, ледокол, мореход

-Спиши, соотнеси слова со схемами.

  1. Закрепление знаний учащихся.

Слайд 22-25

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

 

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

( С. Погореловский)

  1. Физминутка.

 «Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.               имитация лепки снежков;

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.                     шагаем, высоко поднимая

                                                                                                         колени;

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                         пружинистые движения на

                                                                                    на месте, широкие взмахи руками,

                                                                                    руки согнуты в локтях;

на коньках по льду скользим, мы скользим.          плавные пружинистые движения

                                                                                     руки согнуты в локтях;

И снегурку лепим мы, лепим мы .                           соответствующие движения;              

Гостью-зиму любим мы, любим мы.                       развести руки в поклоне

                                                                                     и  поставить на пояс.                                  

  1. Творческое задание (по выбору):

Подбор и запись однокоренных слов по вариантам  с корнем:  -снег,  -мороз

В 1.  «Пишу сам(а)».

Задание: написать мини-сочинение по теме «Волшебница-зима», используя данные слова.

В 2.  Задание: записанные слова разобрать по составу. 

III. Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 26

У. Урок приблизился к концу,

 А я у вас спросить хочу:

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

Домашнее задание (ситуация выбора):

  1. Стр. 166 упр. 4
  2. Придумать и записать 10 слов на тему «Зимние забавы», разобрать их по составу.

Уроку нашему настал конец,

А кто работал

«МОЛОДЕЦ!»

Слайд 44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка. 3 класс. Разбор слова по составу.

Конспект урока русского языка  в 3 классе. Программа "Начальная школа XXI века".  Урок  поможет просто и  доступно поработать над упражнением в разборе слов по составу....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия о роли окончания в словах; выполнение словообразовательного анализа слов.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать у обучающихся умения определять...

Технологическая карта урока русского языка «Роль окончания в слове. Разбор слова по составу» (4 класс)

Цель урока: формирование понятия об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Формировать знание о том, что такое окончание.2.Нау...