Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему
Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Подготовила и провела учитель начальных классов Гусева Е.Г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: Перенос слова. Правила переноса слов.
ЦЕЛИ: 1) Обобщить и систематизировать знания детей о слове и словоделении,
о переносе слов и правилах переноса.
2) Развивать умение правильно переносить слова с одной строки на дру-
гую, используя различные случаи: перенос слов с «ь» и «ъ»; с удвоенной
согласной и буквой «й». Развивать орфографическую зоркость и перво-
начальные орф. умения – видеть в слове орфограмму, графически обо-
значать ее. Пополнять словарный запас учащихся. Развивать речь и
внимание, способность к самоконтролю. Комментированное управле-
ние.
3)Учить работать в паре. Воспринимать чувство взаимопомощи, това-
рищества. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Чистописание.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
- Откройте тетради. Запишите число. Веди, Саша!
- Упражнение «Собери буковку»
- Внимательно посмотрите на доску. Соберите из данных элементов известные буквы – заглавную и ее младшую подружку.
Учитель спрашивает 2 – 3-х учеников и открываетзапись на доске.
- Как догадались? (накл. линия с закругл. и «беретик» – линия с закруглениями слева и справа образует «Р» )
- Рассмотри образец. Пропиши по образцу до конца строки. Соблюдай правильную посадку. (Мисс и Мистер Правильная посадка? Кто у нас сегодня?)
- Проверь себя. Помести буквы на пьедестал почета (дети в тетрадях на полях помещают Р, р, и о, дают место).
- Хорошо. Какую цель ставили перед собой? Удалось добиться хороших результатов? (В следующий раз получится еще лучше)
Учитель открывает доску.
- Словарная работа. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
-Прочитайте «про себя» слова. Что будем делать? Сформулируйте задание (вставлять пропущенные буквы-капельки).
Падают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить,
Чтоб эти слова оживить?
Дети читают поочередно слова, называют пропущенную букву. Учитель вставляет букву. Дети записывают в тетрадь с комментарием.
Слово «сорока». Вставим безударную гласную «». Пишу со-ро-ка. Ставлю ударение. Подчеркиваю безударные гласные. Читаю. Проверяю.
О И Е А А О О
СОРОКА ГОРОД КАРТИНА ВЕТЕР ЯКОРЬ ИРИС*
*Последнее слово может вызвать затруднение , учитель демонстрирует картинку – подсказку:
- Растение с яркими крупными цветками.
- Нитки для вышивания.
- Найдите слово, в котором живет болезнь (якорь)
- Найдите слово с парным согласным на конце (город)
Подчеркните.
- Найдите слово, в котором умещается сорок «а».
- Есть ли здесь слова, которые нельзя переносить.
Подчеркните их.
- Какие слова подчеркнули? Почему? (нельзя одну букву оставить на строке)
Работа у доски. Учитель вызывает двоих учеников выполнить индивидуальное ответственное задание.
- Вспомните правила переноса слов.
- Запишите эти слова, разделяя их для переноса (помощью черточки-дефиса).
Используйте все варианты.
Одновременно проводится графический диктант (с оставшимися учащимися).
- Сегодня вы снова , мои дорогие друзья русского языка, будете в роли учителя Карандаша. Положите перед собой карточку для ответов. Карандаш задавал вопросы своим ученикам – Котику, Обезьяне и Зайчику. С чьим ответом ты согласен, ставь «+».
- Как определить количество слогов в слове?
КОТ: Надо подсчитать согласные. Столько же будет и слогов.
ОБЕЗЬЯНКА: Сколько букв, столько и слогов.
ЗАЙЧИК: Надо подсчитать гласные. Сколько гласных, столько и слогов.
- Как переносить слова с одной строки на другую?
КОТ: Надо переносить по буквам.
ОБЕЗЬЯНКА: Надо целиком переносить слово.
ЗАЙЧИК: Слова надо переносить по слогам.
- Как переносить слово, если в нем один слог?
КОТ: Одну букву оставить на одной строке, а остальные перенести.
ОБЕЗЬЯНКА: Слово нельзя перенести.
ЗАЙЧИК: Слово можно перенести на другую строчку целиком или уместить на одной строке.
- Как надо переносить слова с «ь», «ъ» и с буквой «й»?
КОТ: Надо перенести «ь»,»ъ» и «й» на другую строку.
ОБЕЗЬЯНКА: Такие слова нельзя переносить.
ЗАЙЧИК: Буквы «ь», «ъ» и «й» не переносятся на следующую строку.
- Кто из учеников – игрушек дал больше всего правильных ответов? Молодец, Зайчик! А вы, Котик и Обезьянка, не унывайте, все у вас получится,только нужно выучить правила.
- Проверим, как выполнили задание, ребята! Оцени работу…! Оцени работу…! (дети читают)
- Сформулируем тему нашего урока. Чем будем заниматься? (повторим все,
- что знаем о переносе слов).
- Расскажите по таблице все, что знаете для вас – слова-подсказки.
Поочередно учащиеся рассказывают правила переноса. Читают примеры слов в таблице.
Слова нужно переносить по слогам . БЕ-РЕ-ЗА
Буквы «ь», «ъ», «й» не переносятся на другую строку.
Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, даже если она образует слог.
Две одинаковые буквы (удвоенные согласные) в середине слова разбиваются переносом.
Ф И З М И Н У Т К А
III. Упражнения в переносе слов.
- Игра «Помоги Незнайке» (пока дети делают физминутку, учитель вывешивает фигурку Незнайки).
- Ребята, Незнайка тоже учится переносить правильно слова с одной строки на другую.
Учитель: Перенес слова Незнайка:
Дети: (хоровое чтение слов с )
За-йка, ле-йка, ча-йник, ма-йка, у-ши, ше- я, ло-б, глаз-а, о-вцы, у-тки,
ко-нь, коз-а.
Учитель: Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
- А может быть нет ошибок?
На и в тетрадях дети записывают слова правильно.
Неправильные учитель зачеркивает, правильные – обводит.
Ученики поочередно по одному слову:
Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка, уши, шея, лоб, гла-за, ов-цы, ут-ки, конь, ко-за.
- Почему не поделили на слоги слова уши, шея, лоб, конь ?(односложные слова, переносить только целым словом, нельзя перенести).
- Обозначьте гласные буквы, поставьте ударение, подчеркните ударные слоги. (с места по цепочке 3-го ряда).
- Заметили, что во всех словах первый слог ударный?
- Какие правила нам сегодня пригодились?
- Соревнование.
- А сейчас посоревнуемся в своих умениях делить слова на слоги. У нас – три команды: Котика, Обезьянки и Зайчика. Игрушки получили задание: «Разделить слова для переноса вертикальной чертой; Слова, которые нельзя переносить, с одной строчки на другую – подчеркнуть.
- Подходи по цепочке. Уважай товарища. Проверяй предыдущее слово.
Учитель открывает доску со словами(в три столбца)
- Раз, два, три – начни!
диван | лиса | сахар |
стулья | белка | чашка |
стол | змея | соль |
письмо | медведь | молоко |
подъем | ёжик | огонь |
утро | уточка | чайник |
(можно заметить, что слова подобраны по тематическим группам: Человек и его окружение; Животные; Кухня).
- Проверим работу команд. Пробегает указкой по первому столбцу. Слова, которые нельзя переносить (стол).
- Вторая команда. Слова, которые нельзя переносить!(змея, ёжик)
- Третья команда. Слова, которые нельзя переносить! (соль, огонь)
- Итог урока.
- Подведем итог урока. Чему мы учились на уроке русского языка? Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (письмо написать, объявление и т.д.)
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
- У меня фишки | красная, если | У меня все получится. Я умею переносить слова по слогам. |
зеленая, если | У меня получится, но надо еще поучиться, потренироваться. | |
синяя, если | Нужно много еше тренироваться. Выучить правило. |
- Выбери фишки из коробочки. Прикрепите на .
- Это наш результат. Нравится? Нужно еще учиться?
Домашнее задание: Упражнение 21 поможет вам закрепить свои знания.
Учитель начальных классов Гусева Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-176681-1443975735.jpg)
Урок русского языка. Тема: «Правила переноса слов»
Урок напрвлен на формирование исследовательских умений младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836714-1477328021.jpg)
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".
Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...
презентация к уроку русского языка "Перенос слов. Правило переноса слов с одной строки на другую". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/15/picture-1255867-1592207597.jpg)
Урок по русскому языку. Тема "Правила переноса слов".
Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: «Правила переноса слов».Цели урока:- Знакомство с новыми правилами переноса слов.- Совершенствование умения переносить слова с од...
Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс
Цель: познакомить с правилами переноса слов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-1208400-1579403460.jpg)
Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс
Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...
Комментарии
Елена Геннадьевна пожалуйста
Елена Геннадьевна пожалуйста проверьте, Вы не опубликовали урок русского языка "Перенос слова". Попробуйте загрузить его еще раз или проверьте размер файла.