Урок русского языка "Закрепление знаний об изученных частях речи. Поёт зима - аукает"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сафонова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Тема. "Поёт зима - аукает".
Закрепление знаний об изученных частях речи.
Цели. Совершенствовать умение и навыки правильного письма, умение правильно определять части речи;
закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи;
воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
Партитура урока "Закрепление знаний об изученных частях речи».
Экспозиция урока.
Романс С. Есенина «Звёздочки ясные».
Учитель: Настало утро. Разлилась по всему небосклону лимонная заря. Её отблески пробились между стволов исполинских деревьев, сквозь частокол кустарников, легли огромными светло-желтыми пятнами на снежный покров. Посреди поляны ёлочки обернулись снежными феями. Взявшись за руки, они идут навстречу солнцу, навстречу новому дню.
2. Завязка действия.
Учитель: Для того чтобы узнать тему нашего урока, необходимо выполнить задание.
Надо вставить пропущенные слова в предложения.
Ночью шёл… (снегопад), и лес превратился в зимнюю сказку. Неподвижный и …(прозрачный) был воздух. В долгий зачарованный сон …(погрузился) старый лес.
Учитель: Назовите слова, которые вы нашли для этих предложений.
Ученик: Снегопад, прозрачный, погрузился.
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах?
Ученик: Это имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Учитель: Слово – главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа. Как определить к какой части речи относится то, или иное слово, предстоит повторить нам сегодня на уроке.
3. Действие урока (развитие его сюжета)
Учитель: Прочитайте получившийся текст.
Какое имя существительное добавили в предложение?
Ученик: Снегопад
Учитель: Докажите, что это имя существительное?
Ученик: Часть речи, которая обозначает предмет (явление природы), отвечает на вопросы кто? что?.
Учитель: Какое имя прилагательное добавили в предложение?
Ученик: прозрачный
Учитель: Докажите, что это имя прилагательное?
Ученик: Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?
Учитель: Какое ещё слово вы добавили?
Ученик: Погрузился
Учитель: Какой частью речи является данное слово?
Ученик: Это глагол.
Учитель: Что такое глагол?
Ученик: Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Учитель: Перед вами строки из стихотворения, но для того, чтобы их прочитать, надо составить предложение по вопросам.
Что делает? Что? – Что делает?
Какой? Что? Что делает?...
Поёт, аукает, зима, лес, мохнатый, баюкает.
Ученик: Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает…
Учитель: Строки из какого стихотворения мы восстановили?
Ученик: Из стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает»
Учитель: Что необычное заметили в составленном отрывке?
Ученик: Зима поёт, аукает, баюкает.
Учитель: То есть неживому предмету приписывают действия живого предмета.
Для чего это делает автор?
Ученик:
Учитель: Какую часть речи использовал С. Есенин для описания действий зимы?
Ученик: Глагол
Ученик: Назовите глаголы
Ученик: Поет, аукает, баюкает.
Учитель: Докажите, что это глаголы.
Ученик: обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает?
Учитель: Найдите в этом отрывке имена существительные.
Ученик: зима, лес
Учитель: Докажите, что это имена существительные.
Ученик: обозначают предмет, отвечают на вопрос что?
Учитель: Назовите постоянные признаки имени существительного.
Учитель: Какие непостоянные признаки имени существительного вам известны?
Учитель: Дайте характеристику имени существительному зима.
Ученик: Зима – имя сущ., нарицательное, неодушевлённое, ж.р.. ед. ч.
Учитель: От имени существительного зима образуйте имена прилагательные.
Ученик: зимний, зимняя, зимнее.
Учитель: Есть ли в этом отрывке имена прилагательные?
Ученик: Мохнатый
Учитель: Докажите, что это имя прилагательное.
Ученик: обозначает признак предмета, отвечают на вопросы какой?
Учитель: Какие непостоянные признаки имени прилагательного нам известны?
Ученик: число, род
Учитель: Дайте характеристику слову мохнатый (лес)
Ученик: Имя прил., м.р., ед. ч.
Вывод:
Ученик: Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою.
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Учитель: В стихах Есенина много красок и много звуков. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы.
Слушание музыки Шопен «Ноктюрн»
- Какие чувства вызывает у вас музыка?
- Какую картину рисует ваше воображение?
Учитель: Какие части речи помогли вам составить рассказ?
Разноуровневая работа.
1 уровень.
Найди в тексте глаголы.
Снеговорот завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает.
2 уровень.
Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя чертами – глаголы, волнистой линией – имена прилагательные.
Стоят суровые морозы. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья нарядились серебристым инеем.
3 уровень.
Исправь ошибки.
имена существительные имена прилагательные глаголы
морозы суровые стоят
сковал чистый бодрит
воздух зимний нарядились
деревья идёт снег
иней серебристым
Проверка. Начинается с 3 уровня.
Словарная работа снеговорот –
«Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит яростная поземка. Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги. Тучи сыплют снег сверху. Солнце запуталось в снежных вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!» Николай Сладков.
Физкультминутка
Работа по картине Игоря Эммануиловича Грабаря
Учитель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках.
Обрядила зима сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Пуховые варежки на ветки надела.
Выглянуло солнце. Засветился снежок. Красные и зелёные огоньки зажглись на земле и на деревьях. Чудесная получилась картина!
Учитель: Перед вами репродукции картин Игоря Грабаря
Белая зима Февральская лазурь
Учитель: Что общего на этих картинах?
Учитель: Эти две картины были написаны художником в 1904 году. Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу «снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо.
Ученик: берёзы, морозный день
Учитель: Чем отличаются картины?
Ученик: разный снег
Учитель: Какой снег вы видите на этих репродукциях?
Ученик: Ослепительно-белый и нежно-голубой
Ученик: разный день
Учитель: 1 - День зимний серебристый, бессолнечный. 2 - Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом.
Учитель: На картине «Белая зима» художник хотел передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой.
Картину «Февральская лазурь» художник писал, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок. Ветви великолепных берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве приветствуют солнечное морозное утро.
О создании своей картины И. Грабарь рассказывает вот что: « В то необычное утро праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивной берёзы. Заглядевшись на неё я уронил палку и нагнулся, что бы её поднять. Когда я взглянул на вершину берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликивания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба… Если бы десятую долю этой красоты передать».
Учитель: Чем ещё отличаются картины? Похожи ли берёзы у художника?
Ученик: разные берёзы
Учитель: Давайте опишем берёзу с картины «Белая зима» и «Февральская лазурь».
Учитель: Какую часть речи употребили при описании берёзы?
Учитель: Посмотрите на картину «Белая зима» и подумайте, о чём можно так сказать?
Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой.
Рассмотрите внимательно картину. Какое ещё название можно ей дать?
Ученик: Грачиные гнёзда
Учитель: Всё кругом - и поля и леса - засыпал снег. Посреди белого поля виднелась одна только берёза. Её ветви обледенели, покрылись инеем. И, когда утром вставало солнце, берёза казалась нежно-розовой, будто нарисованной тонкой кистью на синем фоне морозного неба. Нельзя думая о России не вспомнить, о белой берёзоньке. Белоствольная, с развивающимся по ветру зелёными кудрями, немного задумчивая, берёза - самое красивое и желанное дерево наших лесов. Прекрасна берёза во все времена года, особенно в зимнем сказочном серебряном наряде, вырисовываясь на фоне ясного неба в морозный день.
Учитель: А чуть позже, в 1913 году, другой певец русской природы, Есенин, описал "русские березы в своем стихотворении "Белая береза".
Учитель читает стихотворение.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Учитель: Что общего между картиной и стихотворением?
Ученик: Березы написаны зимой, и в стихотворении березы тоже описываются зимой. - Березы покрыты инеем, и они описываются утром, потому что горят снежинки на солнце.
Учитель: Похожи ли берёзы грабаря и Есенина
Ученик: Обычно pyccкиe березки описываются застенчивыми, скромными, а здесь зима наградила их волшебной красотой.
Учитель: Когда речь идёт о русской природе, происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами – мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать.
Гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил берёзку. Находясь среди берёзовых рощ и перелесков, он не только отдыхал, но и черпал силы и вдохновение для создания своих бессмертных музыкальных творений.
Какую знакомую мелодию вы услышали в этом произведении?
Ученик: Во поле берёза стояла
Тест
1. Выбери существительное мужского рода,
отвечающее на вопрос ч т о ?
А) небо
Б) иней
В) снегурочка
2. Выбери верное утверждение.
Глагол обозначает:
А)Предмет
Б)Действие предмета
В)Признак предмета
3. Выбери имя прилагательное во множественном числе:
А) серебристый
Б) чистый
В) лучистые
4. Выбери предложение, в котором имя существительное
и имя прилагательное не согласованы в числе:
А) Наступает зимний вечер.
Б) Дует резкий ветер.
В) Сверкают яркая звёздочки.
Проверка.
4. Развязка. Эпилог.
Вывод. Повторить части речи.
Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, в живописи, в музыке.
Учитель: Ночь была лунная, морозная. Снег лежал сухой, лёгкий, скрипел под ногами.
Неподвижная, исполинская серьга молодой луны – жёлтой, прозрачной – отсвечивалась голубовато-фиолетовой тенью. Тихий снег мерцал вдали печальным светом. Деревья протягивали причудливые ледяные кисти в изорванных кое-где, казалось, мохнатых снежных варежках.
(По М. Козакову).
Список литературы:
http://wiki.saripkro.ru/ Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество С.Есенина" "Поет зима, аукает"
http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей Урок литературного чтения по теме: С.Есенин "Поет зима, аукает…"; Тема урока "Части речи все нужны! Части речи все важны!" (3-й класс)
http://www.babylessons.ru/ Поет зима - аукает. Сергей Есенин
http://maktab142.zn.uz/workbook/integrated/winter Интегрированный урок “Поёт зима – аукает”
http://www.rusedu.ru Стихи о зиме. С. Есенин "Поет зима - аукает..."
http://area7.ru/metodic-material.php?5001 Урок чтения во 2-м классе С.А. Есенин Поет зима – аукает...
http://www.openclass.ru/ Открытый класс Части речи (урок-смотр)
http://www.docme.ru Конспект урока-смотра «Части речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/04/picture-39183.jpg)
Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".
Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....
Есенин "Поёт зима, аукает"
Презентация к уроку. Видео слайд 8: http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2 Видео, слайд 5 :http://www.youtube.com/watch?v=D53G_xb2fHo...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/02/picture-222297-1619961347.jpg)
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»Прогнозируемый результат: сформировать представления у учащихся о красоте русской зимы через стихотворение С.Есе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-349470-1650998244.jpg)
С. Есенин "Поёт зима аукает", "Белая берёза".
На данном уроке представлены разнообразные приёмы работы со стихотворениями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-259458-1369580616.jpg)
С.А. Есенин "Поёт зима - аукает..."
Урок литературного чтения предназначен для учащихся 3 класса. Урок поможет учителю ввести учащихся в мир поэзии С.А. Есенина на примере стихотворения "Поёт зима - аукает...". На уроке использована гру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/28/picture-933888-1498632043.jpg)
"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"
Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...