Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Заяц Татьяна Николаевна

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс «Школа 2100»

Тема урока:    С.Есенин  «Поёт зима, аукает…»

Цели урока:   -  начать знакомство с произведениями поэтов и писателей  о зиме;

                       -  продолжить учить детей выразительно читать стихи;

                       -  учить видеть красоту зимней природы вокруг, в стихах, на          

                          картинах;

                       -  воспитывать любовь к природе;

                       -  поддерживать в детях желание помогать в трудное время

                          птицам.

Оборудование:  портрет С.Есенина, репродукция с картин «Первый снег»

                            А.Пластова, «Зимний пейзаж» И.Грабаря, детские рисунки

                            о зиме, демонстрационные карточки со словами Замёрзли,

                           Застыли, Продрогли, Устали, Окоченели, Ушли, Забыли,

                           музыкальный  центр, запись мелодии «Зима».

Тип урока:        комбинированный

Ход урока

  1. Организация класса

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Начинаем работу.

  1. Проверка домашнего задания

-  нарисовать иллюстрацию о зиме ( ученики показывают классу свои

   рисунки и рассказывают о том, что им нравится в зимнее время года.

   Часть рисунков – на выставке детских работ).

   

  1. Сообщение темы урока

-  Вы уже поняли, что нам  очень нравится зима. Мы сейчас услышали много интересных рассказов о зиме. Но о зиме любили писать поэты и писатели,

художники рисовали зимние пейзажи, а композиторы писали музыку.

Сегодня мы начнём знакомиться с такими произведениями о зиме.

  1. Рассматривание репродукций с картин А.Пластова «Первый снег», И.Грабаря

«Зимний пейзаж».

а)   -  Что изобразили художники на своих картинах?

   -   Какие цвета они использовали? Почему?

   -   Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти картины?

        («Первый снег» - весёлое, радостное чувство обновления,

          «Зимний пейзаж» - чувство бодрости, торжества природы).

б)  -  Чтение наизусть подготовленным заранее учеником отрывка из

          произведения К.Паустовского «Первый снег».

      -  К какой картине подходят эти строки? Докажите.

  1. Введение в раздел учебника «Поёт зима, аукает…»

        а) Работа по развороту учебника с.64 – 65 («Школа 2100», 3 класс)

       -  Что вы видите на рисунке?

       -   Прочитайте название раздела («Поёт зима, аукает…»).

       -   Умеет ли зима петь? Как?

       -   Почему эта строчка в кавычках?

       -   Что такое цитата?  

       -    Из какого произведения взята эта цитата?

   б)   Работа с авторским текстом на с.66

        -   Чтение авторского текста по абзацам учениками вслух.

           

            Беседа после чтения:

         -  Что любит делать Настина семья зимой?

         -   Почему Настя любит посещать зимой знакомые места?

         -   Какие чувства и желания переполняют Настю?

              (Желание рассказать всем о красоте зимнего леса).

  1. Работа над стихотворением С.Есенина

 

          а)  Знакомство с материалами об авторе

         (Дети за неделю до урока получили задание: узнать в библиотеке

          некоторые сведения о С.Есенине).

     На экране появляется запись:

                                Сергей Есенин

                           1895 – 1925

                   село Константиново

                      Рязанская область

                             река Ока

     

   б)   Чтение учителем дополнительного материала об ассоциациях с фамилией

          «Есенин».

       

          -  В этом имени – слово «есень», осень, ясень, осенний цвет;

             Что-то есть в нём от русских песен – поднебесье, тихие веси,

             Синь берёзы и синь – рассвет.

             Что-то есть в нём и от весенней грусти, юности, чистоты…

              Только скажут «Сергей Есенин», всей России встают черты…

    в)  Чтение стихотворения  «Поёт зима, аукает…» хорошо подготовленным

          учеником.

          (перед чтением детям дано задание

               - Какие чувства у вас возникли во время прослушивания?

                  (Ответы детей).

   г)  Самостоятельное чтение  стихотворения детьми с заданием

            - Какие картины зимы вы представили?

                  (Ответы детей).

  1. Работа над содержанием стихотворения.

           а)  1 строфа (ученик читает вслух)

                -  Словарная работа: стозвон сосняка.

                -  Кого напоминает зима?

                -  Что она делает?

                -  Почему облака вызывают чувство тоски, грусти?

          б)  2 строфа (ученик читает вслух)

                -  Какие чувства вызывают у автора воробьи?

                -  Как вы прочитаете эти строки?

в) 3 строфа (ученик читает вслух)

          -  Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ.

        (На экране появляются слова – синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли,

         Устали, Окоченели, Ушли, Забыли).

            -  Какие слова не являются синонимами к слову ОЗЯБЛИ?

            -  Почему автор выбрал слово ОЗЯБЛИ?

           ( оно звучит мягче, так бабушки чаще говорят своим внукам).

            -  Какими вы представляете воробышков?

            -  Как изменилось отношение автора к метели?

            -  Как он теперь её называет? (вьюга)

            -  Как вы думаете, отчего злится вьюга?

            -  О чём мечтают воробышки?

     г)  Вопросы после чтения

             -  Что тревожит автора?

             -   Какой приём использовал автор?  (олицетворение)

  1. Исследовательская работа ( по вариантам)

          -  Подчеркнуть слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

          -  Подчеркнуть слова, которые помогают услышать звуки зимы.

  1. Прослушивание музыкального произведения «Зима»  с заданием

          -  Какие строки из стихотворения подходят к данной музыке?

               (дети слушают и отмечают  строки).

   10. Работа над выразительным чтением стихотворения.

            - С каким чувством нужно читать строки:

                 Об облаках, о вьюге, о птичках, о весне?

           ( на доске слова ГРУСТЬ, ТРЕВОГА, НЕЖНОСТЬ, РАДОСТЬ. Дети устанавливают соответствие между словами).

            -  Выбор темпа чтения (темп меняется).

            -  Выразительное чтение стихотворения детьми (3-4 ученика)

  1. Обобщение по теме.

            - Как вы думаете, любил ли автор зиму?

         Чтение наизусть стихотворений о зиме , написанных С.Есениным (2 уч.)

         (дети заранее получили задание: найти и выучить  отрывки о зиме)

             -  Какой вывод можно сделать ?  ( Поэт любил зиму).

  1. Домашнее задание: стихотворение «Поёт зима, аукает…» выучить наизусть.

                                        Передать настроение стихотворения.

 

  1. Итог урока

                 - Оценивание работы детей на уроке

                 - Что нового узнали на уроке?

                 - Какое настроение у вас после нашего урока?              

 

             

       

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака"

Урок литературы по теме "Стихи С.Я.Маршака", проведён во 2 классе....

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

презентация к уроку литературного чтения С.Есенин "Поёт зима-аукает"

Картины русских художников.Портрет С.Есенина. Анализ стихотворения....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Поет зима,аукает..."

Конспект урока литературного чтения "Поет зима, аукает..." 3 класс по программе "Школа 2100" будет полезен учителям начальной школы.Разработан в соотвеетствии с требованиями Федерального Государственн...

Урок литературного чтения "С.Есенин. Поет зима - аукает" (2 класс)

Конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 классе (программа "Школа России) на тему: С.Есенин. "Поет зима - аукает". В конспекте предлагается вариант работы учащимися н...

Конспект урока по теме Есенин. Поёт зима, аукает.... 2 класс

Конспект урока по теме Есенин. Поёт зима, аукает.... 2 класс...