С.А. Есенин "Поёт зима - аукает..."
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Демченко Инна Владимировна

Урок литературного чтения предназначен для учащихся 3 класса. Урок поможет учителю ввести учащихся в мир поэзии С.А. Есенина на примере стихотворения "Поёт зима - аукает...". На уроке использована групповая форма работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 40

Республики Северная Осетия - Алания

Конспект урока по литературному чтению

в 3 классе

Тема. С.А. Есенин  «Поёт зима – аукает…»

  подготовила

учитель начальных классов

Демченко Инна Владимировна

г. Владикавказ

2014

Авторский медиапродукт: презентация.

Тип урока: новая тема.

Вид урока: комбинированный.

Цели: ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина на примере стихотворения «Поёт зима – аукает…». Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии С.А. Есенина. Развивать внимание, речь, память учащихся; умение работать с поэтическим текстом, совершенствовать навык правильного выразительного чтения.

Предметные умения: Совершенствовать  выразительность чтения. Формировать воссоздающее вооб-ражение. Совершенствовать  поисковый  способ чтения. Определять эмоциональный характер произведения. Характеризовать место  действия. Наблюдать за использованием  глаголов. Наблюдать за использованием    средств языковой выразительности (сравнением,  олицетворением, эпитетом). Обогащать словарный запас. Словесно иллюстрировать прочитанное.

УУД.

Регулятивные. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. Контролировать себя при чтении.

Познавательные. Ориентироваться в  тексте  произведения. Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности.

Коммуникативные. Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать пра-вила общения. Аргументировать  высказывания.

Личностные. Развивать   эстетические чувства и эстетический  вкус.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. Презентация к уроку «Картины художников о зиме».

3. А. Вивальди «Зима».

4. Учебник О.В, Кубасова «Литературное чтение»: - Издательство «Ассоциация XXI век», 2012 г.

5. Литературное чтение 3-4 классы: поурочные планы по программе «Гармония» (компакт-диск) – издательство «Ассоциация XXI век», 2011 г.

Ход урока.

 I. Актуализация знаний

Тётушка крутая,

Белая да седая

В мешке стужу везёт,

На землю снег трясёт,

Сугробы наметает,

Ковром землю устилает.

                                   (Зима)

- Правильно, ребята! Сегодня мы поговорим о волшебном времени года – о зиме.

- Чем вам нравится зима?

- Давайте полюбуемся под музыку Вивальди красотой зимы.

Звучит музыка Вивальди. Презентация.

- Какое настроение у вас возникло, когда вы смотрели на картины? (Радостное, когда был ясный солнечный день, грустное, когда была метель и вьюга)

- Как изобразили художники зимний лес? (Нарядным)

- Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем  лесу. (Искрятся и сверкают на солнце, деревья нахлобучили шапки, ветви покрыты серебром, в хрустальных платьях)

- Когда звучала музыка Вивальди, какие чувства у вас пробудились? (Настроение менялось, то радостное от яркого солнца и искрящего снега, то спокойное, то вспыхивала тревога)

- Есть ли связь музыки с живописью? (Связь несомненно есть. Музыка подчёркивает настроение, изображённое на картинах. Она помогает прочувствовать красоту и суровость зимы.)

- Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, кто ещё может воспеть красоту зимней природы? (Поэты)

- Каких поэтов вы знаете, описывающих красоту зимней природы? ( С. Есенин, К.Д. Бальмонт, С.Д. Дрожжин, З.А. Александрова, И.С. Суриков, А.А. Блок, А.С. Пушкин, И.С. Никитин)

- Прочитайте несколько стихотворений наизусть? ( 2-3 ученика)

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с одним из прекрасных стихотворений о зиме «Поёт зима – аукает…», которое написал Сергей Есенин.

1. Чтение учителем. Первичный анализ.

- Понравилось ли вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

2. Словарная работа.

- Все ли слова вам были понятны?

Стозвон – имеющий сто звонов.

Сосняк – сосновый лес.

Озябли -  замёрзли.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

III. Работа по теме урока.

1. Повторное чтение стихотворения.

2. Анализ произведения. Работа по группам.

- Прежде, чем мы начнём работу в группах, вспомните художественный приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Что это такое? (Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.)

- Прочитайте свою часть стихотворения и определите, есть ли в вашей части приём олицетворения.

1 группа – 1 часть стихотворения

2 группа - 2 часть стихотворения

3 группа – 3 часть стихотворения

Работа с 1 группой.

- С какой фразы начинается стихотворение? (Поёт зима аукает, мохнатый лес баюкает)

- Как вы понимаете эту фразу? (Зима поёт, слышен звук завывающего ветра, метели. Под эту музыку лес засыпает)

- С кем сравнивает автор зиму? (С женщиной, которая убаюкивает своего ребёнка)

- Как называется такой приём, который используют писатели и поэты? (Олицетворение)

- Что значит – стозвоном сосняка? (Ветки под ветром качаются и звучат как множество колокольчиков или струн)

- Я открою вам один секрет, если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражение стозвоном сосняка?

- Прочитайте следующие три строчки. Есть ли в этих строчках олицетворение? Почему так решили? (Облака тоскуют)

- О чём тоскуют облака? (Их гонит ветер в страну далёкую)

- Значит они живые, если могут испытывать чувства, свойственные человеку.

Работа со 2 группой.

- Есть ли в вашей части приём олицетворения? (Есть. Изображение метелицы)

- Как изображена метель? (Ласковой)

- Какие чувства вызывает у вас метелица? (Нежная, потому, что стелется шелковым ковром и коварная «но больно холодна»)

- Как представляете шёлковый ковёр? (Мягкий, искриться на солнце, как блестящая ткань)

- А знаете ли вы, что первое название этого стихотворения было «Воробушки»? Как вы думаете почему? (Автор сочувствует воробушкам)

- Найдите строки, где говорится о воробушках. Как автор их называет? (Воробушки игривые)

- Почему? (Они любят играть, прыгать, суетится, шалить)

- Почему они прижались именно к окну? (Из дома от окна идёт тепло)

- Чего ждут воробушки? (Ждут, когда им вынесут люди хлебных крошек)

Работа с 3 группой.

- Есть ли в вашей части приём олицетворения? (Есть. Изображение вьюги)

- Прочитайте строки, где нам становится страшно. (А вьюга с рёвом бешеным…)

- Бешенный рёв вьюги – это какой? (Громкий, сильный, страшный, завывающий)

- С какой интонацией это надо передать читая? (Страшной, злобной)

- Из каких картин складывается поэтический образ зимы в этом стихотворении? (Доброй и злой зимы)

- Являются ли синонимами слова метель и вьюга? (Да)

- Одинаково ли относится поэт к метели и вьюге? Как именно? (К метели с любовью, как к матери, вьюгу не любит за её бешеный рёв)

- Противопоставление двух характеров в литературе называется КОНТРАСТОМ. (на доске)

Работа фронтальная.

- Прочитайте последнюю часть стихотворения.

- Почему пташки дремлют, а не крепко спят? (Спать можно под тишину, а им страшно из-за вихрей)

- Всё ли так страшно? Что снится воробушкам? (Нет. Воробушкам снится ясная весна)

- Как прочитаем эти строки? (Мечтательно, с надеждой)

- Зачем автор использует образ зимы и весны. (Чтобы показать разницу между временами года)

- Именно потому, что разные, автор использует литературный приём … (КОНТРАСТА).

- А зачем он использует приём контраста? (Чтобы лучше, ярче показать их различие)

- Сравните БЕЛЫЕ ОБЛАКА; СЕДЫЕ ОБЛАКА. (на доске)

- Где здесь обычное определение, а где образное (эпитет). Поясните своё мнение.  (Они седые, как борода у Деда Мороза)

3. Выразительное чтение стихотворения.

- Как вы думаете, зачем мы так подробно разобрали стихотворение? (Чтобы понять и почувствовать красоту природы. Чтобы выразительно читать стихотворение)

Заслушиваются по одному ученику с каждой группы.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

- Много ли в стихотворении красок? (Нет)

- Почему же мы смогли почувствовать зиму? (В стихотворении много звуков)

- Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какие звуки вы услышали в этом стихотворении? (Вой, убаюкивающий звон сосняка, скрип, стук ставень, рёв)

- Какие литературные приёмы использовал автор при описании зимы? (олицетворение, контраст, эпитеты)

- Как вы думаете, как автор относится к природе? (Любит)

- Почему вы так решили? (Показывает её красоту. Жалеет птичек)

- Как бы вы помогли пернатым друзьям? (Сделали кормушки, развесили на деревьях, чтобы им было легче перезимовать)

- Как работала ваша группа?

- Кто работал активнее всего?

- С каким настроением вы уходите с урока?

V. Домашнее задание. с.36, стихотворение наизусть / по желанию написать мини-сочинение о зимних звуках, используя известные вам литературные приёмы.

Список используемой литературы

  1. Литературное чтение 3-4 классы: поурочные планы по программе «Гармония» (компакт-диск) – издательство «Ассоциация XXI век», 2011 г.
  2. О.В. Кубасова учебник Литературное чтение 1 ч.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

Используемые материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-pro-zimu.html
  2. http://www.audiopoisk.com/track/a-vival_di/mp3/vremena-goda-zima/
  3. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post261601881/
  4. http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post207453420/
  5. http://vasnec.ru/kartina/vasnecov_a35.php
  6. http://artnow.ru/ru/gallery/3/17573/picture/0/431672.html
  7. http://igor-grabar.ru/files/grabar11.php
  8. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post261601881/
  9. http://kalejdoskopphotoshopa.ru/zimnij-pejzazh.html
  10. http://www.bibliotekar.ru/k96-Grabar_Igor/6.htm
  11. http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post207453420/
  12. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post261601881/
  13. http://artnow.ru/ru/gallery/3/9308/picture/0/205067.html 
  14. http://artnow.ru/ru/gallery/3/29996/picture/4/733131.html?comments
  15. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post145688608
  16. http://www.artandphoto.ru/pic.php?razd=art1&id=20399&artist=1642
  17. http://artnow.ru/ru/gallery/3/16690/picture/0/589029.html
  18. http://domovouyasha.ru/zima-v-zhivopisi/
  19. http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post207453420/
  20. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post261601881/
  21. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post261601881/
  22. http://art-veranda.ru/paintings-and-drawings/pejzazhi-russkih-hudozhnikov/
  23. http://www.liveinternet.ru/users/tanai1956/post304581125/
  24. http://www.liveinternet.ru/users/tantana/post207453420/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: С.Есенин "Поёт зима, аукает...".

Урок проведён в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")...

Презентация. С. Есенин "Поет зима, аукает..."

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме С. Есенин "Поет зима, аукает..."...

Есенин "Поёт зима, аукает"

Презентация к уроку. Видео слайд 8:   http://www.nachalka.com/sergei-esenin-2  Видео, слайд 5   :http://www.youtube.com/watch?v=D53G_xb2fHo...

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....