Урок закрепление знаний об изученных частях речи
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок закрепление знаний об изученных частях речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zakreplenie_znaniy_ob_izuchennykh_chastyakh_rechi.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
ОБ ИЗУЧЕННЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ»
Цели урока:
а) образовательная - совершенствовать умение и навыки правильного письма, умение правильно определять части речи; закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи; усвоение учащимися сходства и различия между данными частями речи.
б) развивающая - развивать речь, память.
в) воспитательная - воспитывать чувство красоты, гармонии, чувство любви к родному языку.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка темы и целей урока
3. Чистописание
4. Словарная работа
5. Повторение материала об имени существительном
6. Повторение материала об имени прилагательном
7. Физкультминутка
8. Повторение материла о местоимениях
9. Повторение материала о глаголе.
10. Итог урока.
Оборудование: опорные схемы, таблицы, сигнальные карточки, предметные картинки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили к уроку? (тетрадь, учебник, сигнальные карточки, ручку, простой карандаш).
2. Постановка темы и целей урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, мы отправляемся в путешествие.
Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.
Конечная цель нашего пути - дойти до мудрой совы и прочитать письмо, которое она нам прислала.
Тема нашего урока: «Закрепление знаний об изученных частях речи». Прежде чем мы отправимся в путешествие, мы должны разбиться на 2 команды, выбрать капитанов команд, дать название команды.
Молодцы!
А теперь в своих рабочих тетрадях нужно написать число, когда мы решили отправиться в путешествие.
(Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я от Вас друзья не скрою,
Ручку правильно держу)
3. Чистописание
(Под музыку ребята отправляются в путешествие)
Мы с вами попали на 1 станцию ЧИСТОПИСАНИЕ Жители этого небольшого города предлагают вам задания, (капитаны команд подходят за 1-ым заданием). Задания для команд в конвертах.
Нужно вытащить из конверта карточку. На каждой карточке даны вами изученные элементы букв, слов, предложений. Вы должны написать аккуратно, без ошибок, без исправлений, по образцу. Также для команд дана пословица, вы ее должны написать аккуратно и объяснить.
1 команда
з// 3 3// 3
заяц озеро глаз Век живи, век учись
2 команда
звезда Тимур жизнь Терпение дает умение.
(Учащиеся объясняют пословицы).
Учитель предлагает эти пословицы взять девизом для каждой команды. Молодцы, хорошо справились с заданием.
А теперь продолжаем наш путь. Мы с вами прибыли на станцию
СЛОВАРНУЮ
Приготовились, самый мудрый житель этого города приготовил для вас задания. Вам предлагается вспомнить написание словарных слов.
1 команда: огород, желтый, директор, космонавт, шофер, вокзал
2 команда: медведь, тяжелый, здравствуй, инженер, яблоко, суббота.
Давайте проверим. Приготовили сигнальные карточки. Если правильно, то поднимите зеленую карточку, если нет - красную.
5. Повторение материала об имени существительном.
Молодцы, продолжаем путь. После станции словарной мы с вами попадаем в огромную страну ЧАСТИ РЕЧИ, чтобы попасть на следующую станцию, вы должны отгадать ее название. Послушайте!
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
Как вы думаете, что это за интересные слова? (это имена существительные) Правильно, мы с вами попали на станцию ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Задание для команд
Кто сможет быстро и красиво записать все существительные из прочитанного стихотворения получит жетон.
(собака, стол, часы, жираф, окно, утюг, пенал, котенок, конфеты)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)
- Что они обозначают? (предметы)
- Найдите одушевленные предметы (1 команда) (собака, жираф, котенок)
- Найдите неодушевленные предметы (2 команда) (стол, окно, утюг, пенал, конфеты)
Физкультминутка
Имя существительное Очень удивительное.
На вопросы кто? что?
Отвечать оно должно.
(если слово отвечает на вопрос кто? - руки поднимаем вверх, если на вопрос что? - вперед. Если же относится к другой части речи - присесть).
Учитель диктует слова: овощи, собраться, дорога, собака, костер, вкусный, лень, дом, комната, скворец, зима, ночь, Тимур, Наташа, чудесный.
А сейчас посмотрим, какая команда больше знакома с существительным. Кто быстро и правильно ответит на вопросы, получит для своей команды жетон.
1 команда:
1. Имя существительное - это? (часть речи, обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что?)
2. Как изменяются имена существительные? (по числам, падежам)
3. Сколько типов склонений имен существительных вы знаете? (3)
4. Ко 2 склонению - какие имена существительные относятся?
2 команда:
1. Какого рода могут быть имена существительные? (мужского, женского, среднего)
2. Сколько у него падежей (6). Назовите падежные вопросы
3. К 1 склонению какие имена существительные относятся?
4. К 3 склонению какие имена существительные относятся?
Следующее задание:
- Подчеркни имена существительные 1 склонения: слон, речь, сосна, природа, глобус, страна, дятел, ковер.
- Подчеркни имена существительные 3 склонения: тополь, горе, царь, гордость, сосулька, скатерть, боль, ночь.
Ой, ребята, помогите! Пришла клякса и испортила всю мою работу на двух страницах. Давайте поможем, ребята.
1 команда:
Стоит на столе.
Утопал в зелени.
Идет от бабушки.
Побежал за машиной.
Проехали на ветке.
Говорим о смелости.
2 команда:
Свежий ветер.
Идёт по тундре.
Говорим о храбрости.
Узнал о сюрпризе.
Идет к морю.
Кидается снегом.
Молодцы! Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном.
1. Часть речи
2. Предмет
3. Изменяется по числам, падежам
4. Бывает м.р., ж.р., с.р.
5. В предложении чаще всего бывает главным и второстепенным членом.
Следующее задание.
Произвести разбор имени существительного: число, род, склонение, падеж.
1 команда: Прочитал в газете.
2 команда: Приехал из села.
Давайте проверим. Приготовили карточки.
6. Повторение материала об имени прилагательном.
Продолжаем наш путь дальше. Угадайте на какую станцию мы попали. Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Мы с вами попали на станцию
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Чтобы попасть в этот город, мы должны суметь прославить имя прилагательное.
Стихи о прилагательном.
Художницу нашу знаем весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
Очень занимательное Имя прилагательное Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представьте-ка себе это!
Как без признаков предмета.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.
Вы любите отгадывать загадки? Отгадайте.
Длинноклювый, длиннокрылый,
Белый с черною каймой,
Встал на крыше от высокой,
Возвратясь к себе домой.
(Аист).
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мыши)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока).
Что помогло быстро отгадать загадки? Какие слова помогли? Что они обозначают?
Так для чего же в нашей речи используют прилагательные? (Для того, чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы,. Чтобы делать нашу речь выразительной).
А сейчас следующее задание. Каждая команда должна друг другу задать по загадке.
Прилагательное... Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Давайте заглянем вглубь истории. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого - эпитет. Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
Каждая команда должна прочитать стихотворение, а их соперники должны запомнить все прилагательные из этого стихотворения.
Дадим определение прилагательному (Имя прилагательное - это часть речи, отвечает на вопросы - какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признаки предметов).
С какой частью речи связано имя прилагательное (с существительным). Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.
Учащийся: родились прилагательные с очень покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.
Прилагательные: а что, если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные. Наконец, решили поговорить об этом с существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы.
Так и дружат до сих пор прилагательные, чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.
Вместе - служба, вместе - дружба.
Задание следующее. Спишите, изменяя падеж слов, которые даны в скобках. Укажите род, число, падеж у существительных.
1 команда:
Заниматься (важное дело)
Читали о (смелая девочка)
Бегали по (крепкий лед)
2 команда:
Чашка (горячее молоко)
Ехали по (широкое поле)
Летел над (огромный город)
7. Физкультминутка.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три нагнулась и присела.
И к цветочкам полетела.
Ребята, давайте вспомним, все, что мы знаем об имена прилагательном.
1. Часть речи
2. Признак
3. Прилагательные изменяются по родам, по числам, по падежам.
4. В предложении являются второстепенными членами, определениями.
Следующее задание: «Кто больше».
Подбор синонимов к данному прилагательному.
1 команда: удивительный, изумительный, необычный, сказочный, поразительный.
2 команда: тощий, худой, тонкий, сухощавый, худющий, исхудавший.
8. Повторение материала о местоимениях.
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп...
Отпустил он золотую рыбку И сказал ей ласковое слово...»
Запишите местоимения в ед. ч (я, ты, он, она, оно)
во мн. ч. (я, мы, они)
Прочитайте текст, спишите его, подчеркните местоимения. Укажите у них лицо, число, падеж. Из какой сказки эти строки?
Что вы знаете о местоимении?
1. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
2. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Не имеет рода, кроме он, она, оно
4. Изменяется по падежам и числам
9. Повторение материала о глаголах.
На доске записано деформированное предложение. Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор.
Петушок, спицы, с высокой, стережет, его границы.
Петушок с высокой спицы стережет его границы.
(повествовательное, невосклицательное, распространенное) стережет (с чего?) со спицы спицы (какой?) высокой стережет (что?) границы границы (кого?) его Следующее задание. Укажите лицо, число, спряжение глагола.
1 команда Мы ДЫШ...М Они свет...т Они увид...т Ты постел...шь Вы люб...те Они гуля...т
2 команда Вы гон...те Они ДЫШ...Т Он смотр...т Ты ожива...шь Мы тороп...им
10. Молодцы, ребята! Учитель достает из конверта письмо. Хорошо читающий ребенок зачитывает текст.
Ребята! Надо дружить с грамматикой, учить правила, и если не лениться, можно всему, всему научиться.
11. Итог урока
Какие части речи мы повторили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования приёмов фантазирования на уроках русского языка при изучении частей речи
Статья содержит разработанную систему творческих заданий с использованием приёмов фантазирования на уроках русского языка....
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресур-са по предмету русский язык (УМК «Школа 2100»), при изучении темы «Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?». Урок закрепления знаний. Тема: «Вопросы кто? что? к словам»
содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам"...
Урок русского языка "Закрепление знаний об изученных частях речи. Поёт зима - аукает"
Конспект урока русского языка....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Повторение и закрепление изученного» в 4 классе
Цели Цели:Повторить изученный материал по теме «Части речи»Развивать умение применять изученные орфограммы.Формировать самостоятельное мышление у...
Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».
Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:- определение изученных части речи и их грамматичес...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....