С. Есенин "Поёт зима аукает", "Белая берёза".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Малашенко Маргарита Николаевна

На данном уроке представлены разнообразные приёмы работы со стихотворениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionnyy_moment_avtosokhranennyy.docx22.78 КБ
Файл k_uroku.pptx771.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С. Есенин «Берёза», «Поёт зима аукает».

Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать  над звукоподражанием;

- учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов,  кругозор

- Учить детей выразительно читать стихи о природе

-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осознанно и произвольно
 строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением  с пропусками, рисунок берёзы на ватмане.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений А. Пушкина  и Ф. Тютчева.

  1. Речевая разминка.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет,

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём

И от весенней

Грусти, юности

И чистоты… (слайд 1)

- Как вы думаете, о какой фамилии какого поэта идёт речь? Ответить на этот вопрос вам помогут звуки этого стихотворения.

 Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

        (Николай Браун) (слайд 2)

  1. Постановка целей урока.

- Ребята, вы наверное догадались  о чём мы поговорим на сегодняшнем уроке?

- Что вы знаете о Сергее Есенине? (слайд 3)

- Сергей Есенин великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым  в Московском детском журнале  «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

         5. Работа по теме урока.

          Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно      прочитать стихотворение, показать всю  необыкновенную красоту  слова, нам необходимо  его прочувствовать и разгадать все загадки. А для этого нужно внимательно слушать.

Учитель читает стихотворение под музыку Чайковского «Декабрь». (слайд 4)

- Понравилось ли вам стихотворение? На мой взгляд в нём есть что-то сказочное и это помогает передать музыка П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь»..

- Какой перед вами предстала берёзка?

- Обратите внимание на выделенные слова. Найдите в словарике нашего учебника их значение.

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Белая, серебристая.

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

- Какой художественный прием использует автор? Сравнение.

- Как говорит о кистях берёзы?

- О чем ещё мы так говорим? Цветы.

- Как называется такой прием? Сравнение.

- Найдите ещё в тексте сравнения. Зачитайте.

- Какое время дня рисует поэт? Утро.

- Почему вы так решили? Заря.

- Солнечное это утро, или пасмурное? Горят в золотом огне.

- Прочитайте, как занимается заря зимой.

- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Олицетворение.

- Докажите это строчками из стихотворения.

- Где ещё используется этот прием?

- Какое чувство, настроение создал поэт? Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

- Когда у вас возникает похожее настроение? Перед новым годом.

-Да, это стихотворение создаёт нам праздничное настроение в преддверии нового года.

- Попробуйте прочитать это стихотворение так, чтобы почувствовали приближение нового года. Для этого не забывайте делать паузы и выделять голосом нужные слова.

- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

- Где читать быстрее?

- У вас действительно получилось создать отличное новогоднее настроение!

- Понравилось ли вам работать с этим стихотворением?

- Хотелось бы вам поработать ещё с одним стихотворением Есенина?

- И это осуществимо, потому что впереди у нас работа со стихотворением Сергея Есенина «Поёт зима, аукает», но сначала отдохнём.

6. Физкультминутка.

- Как вы думаете, легко ли поэтам сочинять стихи?

- Сейчас мы ощутим, какого это. Перед вами стихотворение «Поёт зима, аукает, но с пропусками. Постарайтесь их заполнить.

(Дети получают карточки со стихотворением и работают самостоятельно)

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес ________
                 Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
                __________облака.

А по двору метелица
Ковром ___________стелется,
                 Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки____________,
                 Прижались у окна.

- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом) (слайд 5)

- Легко ли быть поэтом?

- А теперь послушайте это стихотворение . (Читает учитель или включается аудиозапись)

               - Какие картины представили?

               - Какие звуки зимы услышали?

Повторние  чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом?  Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,

но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

- Представили эти картины?)

Подготовка к выразительному чтению ( по смысловым частям)

1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)

2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)

3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)

4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)

5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)

- Ребята, а ведь у этого стихотворения есть продолжение, хотите послушать?(слайд 6)

7. Рефлексия.

- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.

- У вас на столах снежинки разных размеров. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите самую большую снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой средней по размеру. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то что ж не оставлять же берёзку голой. Прикрепите на неё самую маленькую снежинку.

8. Подведение итогов урока.

- Со стихотворениями, какого поэта вы познакомились на уроке?

- Что вы узнали о поэте?

- Что поразило в его творчестве?

9. Домашнее задание.

- Выучить понравившиеся стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В этом имени слово « есень », Осень, ясень, осенний цвет, Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нём И от весенней Грусти, юности И чистоты…

Слайд 2

Только скажут – «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Николай Браун)

Слайд 3

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Слайд 5

Поет зима - аукает, Мохнатый лес ___________ Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую __________облака . А по двору метелица Ковром ___________стелется , Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки____________ , Прижались у окна. баюкает седые шелковым сиротливые

Слайд 6

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-экологический праздник"Берёза, белая берёза"

Литературно-экологический праздник "Берёза, белая берёза" может быть проведен в 4 классе как внеклассное мероприятие по литературному чтению и окружающему миру....

Есенин "Белая берёза"

Презентация к уроку. Слайд 8 - редкие кадры с Есениным. Слайд 14:http://www.youtube.com/watch?v=SwBBE2zM--UСлайд 19, музыка, песня "Бер1за - белая подруга": http://muzico.ru/index.php?m=music&am...

Белая берёза - символ России.

Классный час из серии мероприятий по патриотическому воспитанию....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

"Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"

Методическая разработка 1 класс. "Стихи о зиме. С.Есенин "Поёт зима аукает"...

С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"

Урок чтения, 2 класс, УМК "Школа России", С. Есенин "Поёт зима, аукает..." "Берёза"...