Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
Прогнозируемый результат: сформировать представления у учащихся о красоте русской зимы через стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе.
автор: Щербинина Элеонора Владимировна, учитель начальных классов МОУ ООШ №7г.Белово Кемеровской области.
Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
Прогнозируемый результат: сформировать представления у учащихся о красоте русской зимы через стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает»
Умения: Развивать умение работать с поэтическим текстом;
Развивать представления о зиме, у учащихся, с помощью музыки и изобразительного искусства
Вырабатывать навыки выразительного чтения;
Воспитывать эстетический вкус через слово живопись и музыку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация С.Есенин
Ход урока.
- Орг. момент.
Сегодня у нас на уроке гости, мы всегда рады гостям, давайте поприветствуем наших гостей!
2. Определение темы и целей урока.
На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима»,» у камелька» учитель читает стихотворение.
(Звучит музыка. Учитель читает стихотворение)
В.Брюсов
ПЕРВЫЙ СНЕГ
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
-Ребята, вы прослушали музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года»
- Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании?
- Какие картины природы вам представились?
- О каком времени года это стихотворение?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке в новом разделе?
( о зиме)
- Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»
- Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?
- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?
У доски есть слова помощники, выберите нужные которые характеризуют зиму и прикрепите к слову зима.
Работа с кластером
( дети прикрепляют на доску слова)
Зима – это , наверное, то время года , которое ни кого не может оставить равнодушным .
Многие русские поэты восхищались необычайной красотой русской зимы в своих произведениях.
Зимнюю природу изображают по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.
3.Работа со стихотворением « Поёт зима - аукает»
Ребята, откройте свои учебники на с. 52.
- Прочитайте название произведения.
- Какое это произведение по жанру? (стихотворение)
- Кто автор этого произведения? (Есенин)
- Где читали его произведения раньше? Как называются?
- Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием.
-Как зима может петь? (шум ветра, завывание вьюги )
- Прочитайте ключевые слова (слайд)
зима поёт, аукает, баюкает
мохнатый лес
седые облака
ковёр шелковый
метелица стелется
воробышки игривые
озябли пташки
вьюга стучит
с бешеным рёвом
(на слайде)
- Уточните свои предположения о чём это стихотворение?
Чтение стихотворения «про себя».
- Давайте прочитаем стихотворение и уточним свои предположения.
Анализ прочитанного.
- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после прочтения? Что увидели? Что услышали?
- Какие чувства у вас возникли?
-Можете ли описать свои чувства?
4. Знакомство с биографией Есенина.
Мы сегодня встретились с зимой в творчестве замечательного поэта Сергея Есенина. Расскажет нам о нём Вика.
5.. Чтение вслух по строфам вместе с учителем
-Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в прекрасный мир природы.
Вопросы после чтения.
- Какая у Есенина получилась зима?
- Как вы думаете, любит ли поэт зиму?
- Изначально у Есенина это стихотворение носило название «Воробышки». Почему поэт изменил заголовок? Поразмышляйте.
- Какое название предложили бы вы?
6. Физминутка.
-Сейчас давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И выполните, те движения ,которые напоминают нам. Как кружатся снежинки в метель.
7. Выразительное чтение в парах.
- Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он…
- Давайте в чтении попробуем передать настроение поэта.
- С каким чувством будем читать о вьюге, о птичках, о весне? (о вьюге – с тревогой и печально, о птичках – с нежностью, о весне – с радостью и надеждой)
- Какой темп выберем при чтении?
8.Работа с текстом.
Ребята, сейчас подчеркните в тексте слова, которые помогают нам услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков).
9. Творческая работа
1) Работа с музыкальными произведениями.
- Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме много зимних красок и звуков.
Можно ли сказать, что стихи Есенина музыкальны?( ответы детей)
Наверное, поэтому многие из его стихов положены на музыку.
-Захотелось ли кому – нибудь из вас спеть это стихотворение. Какую бы мелодию вы подобрали( спокойную, грустную). Можно попробовать.
Желающие могут исполнить.
Г.Свиридов посвятил памяти Есенина свою контату
( Георгий Свиридов контата «Поёт зима-аукает»)
-Послушаем.
2) Изображение зимы под музыку.
Работа в парах.
-Нарисуйте зиму такой,какой вы себе её представили, читая стихотворение, слушая музыку.
Подведение итога
Готовые работы дети по желанию вывешивают на доску и комментируют.
9. Итого урока.
-Ребята, чему на уроке вы удивились? Что узнали нового?
- А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?
- Что вы открыли для себя в его стихах?
- Хочется ли вам еще прочитать другие стихотворения о зиме С.Есенина?
10. Домашнее задание.
Сочинить мелодию к стихам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: "З.Александрова "Зима", С.Иванов "Каким бывает снег"
Конструктор урока: 1. организационный момент. Постановка учебной задачи....
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.
Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...
Урок литературного чтения во 2 классе "С. Есенин «Береза», «Поет зима - аукает... " УМК "Перспектива"
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение....
Урок русского языка "Закрепление знаний об изученных частях речи. Поёт зима - аукает"
Конспект урока русского языка....
Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы. Природа, её жизнь -вечны ......
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»...