Урок литературного чтения в 3 классе.Тема: Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Щербинина Элеонора Владимировна

 

Урок   литературного   чтения в 3 классе.

Тема:  Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»

Прогнозируемый результат: сформировать   представления  у  учащихся о красоте русской  зимы   через  стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   литературного   чтения в 3 классе.

автор: Щербинина Элеонора Владимировна, учитель начальных классов МОУ ООШ №7г.Белово Кемеровской области.

Тема:  Есенин С.А. «Поёт зима, аукает»

Прогнозируемый результат: сформировать   представления  у  учащихся о красоте русской  зимы   через  стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает»

Умения:    Развивать умение работать с поэтическим текстом;

                  Развивать    представления о зиме, у  учащихся, с помощью музыки и изобразительного искусства  

                  Вырабатывать  навыки выразительного чтения;

                  Воспитывать эстетический вкус через слово  живопись  и музыку.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презентация С.Есенин

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  Сегодня у нас на уроке гости, мы всегда рады гостям, давайте поприветствуем наших гостей!

2. Определение темы и целей урока.

 На фоне музыки П. И.  Чайковского из альбома «Времена года», «Зима»,» у камелька» учитель читает стихотворение.  

(Звучит музыка.  Учитель  читает стихотворение)

В.Брюсов

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Серебро, огни и блестки,-

        Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

        Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,

        Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

        Волшебством озарены.

 

Воплощение мечтаний,

        Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

        Этот мир из серебра!

-Ребята, вы прослушали музыку П.И.Чайковского из альбома «Времена года»

 

- Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании?

- Какие картины природы вам представились?

- О каком   времени года это стихотворение?

- Как вы думаете, о  чём пойдёт речь на нашем уроке  в новом разделе?

( о зиме)

- Закройте глаза и шепотом произнесите: «З – И – М – А …»

- Какие ассоциации у вас связаны со словом ЗИМА?

- Какими красивыми словами вы бы могли описать зиму?

У доски есть слова помощники, выберите нужные которые характеризуют зиму и прикрепите к слову зима.

Работа с кластером

( дети прикрепляют на доску слова)

Зима – это , наверное, то  время года , которое  ни кого не может оставить равнодушным .

 Многие русские поэты восхищались  необычайной красотой  русской зимы в своих произведениях.  

 Зимнюю природу изображают  по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты  - с помощью слов. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

 3.Работа со стихотворением « Поёт зима - аукает»

Ребята, откройте свои учебники на с. 52.

- Прочитайте название  произведения.

- Какое это произведение по жанру? (стихотворение)

- Кто автор этого произведения? (Есенин)

- Где читали его произведения раньше? Как называются?

- Рассмотрите иллюстрацию, задумайтесь над заглавием.

-Как зима может петь? (шум ветра,  завывание вьюги )

 

- Прочитайте ключевые слова (слайд)

зима поёт, аукает, баюкает

мохнатый лес

седые облака

ковёр шелковый

метелица стелется

воробышки игривые

озябли пташки

вьюга стучит

с бешеным рёвом

(на слайде)

- Уточните свои предположения о чём   это стихотворение?

Чтение стихотворения «про себя».

- Давайте прочитаем стихотворение   и уточним свои предположения.

 

 Анализ прочитанного.

- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после прочтения? Что увидели? Что услышали?

- Какие чувства у вас возникли?

-Можете ли описать свои чувства?

 

 

 

4. Знакомство с биографией Есенина.

   Мы сегодня встретились  с зимой   в творчестве замечательного поэта Сергея Есенина.  Расскажет  нам о нём Вика.

 5.. Чтение вслух по строфам вместе с учителем

-Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться  в прекрасный мир природы.

                      Вопросы после чтения.

 

- Какая у Есенина получилась зима?

- Как вы думаете, любит ли поэт зиму?

 

- Изначально у Есенина это стихотворение носило название «Воробышки». Почему поэт изменил заголовок? Поразмышляйте.

- Какое название предложили бы вы?

6. Физминутка.

 -Сейчас  давайте встанем и немного отдохнём под музыку Г.Свиридова «Метель», вообразим, что мы снежинки. И  выполните, те движения ,которые напоминают нам. Как кружатся снежинки  в метель.

7. Выразительное чтение в парах.

- Какое удивительное стихотворение! Как много можно увидеть и почувствовать, если быть внимательным к слову поэта. Сколько образов, настроений рисует он…

- Давайте в чтении попробуем передать настроение поэта.

- С каким чувством будем читать о вьюге, о птичках, о весне? (о вьюге – с тревогой и печально, о птичках – с нежностью, о весне – с радостью и надеждой)

- Какой темп выберем при чтении?

 

8.Работа с текстом.

 Ребята, сейчас  подчеркните в тексте слова, которые помогают нам услышать звуки зимы. (поёт, аукает, баюкает, скрип снега, звуки ветра, завывание вьюги, скрип ставен, чириканье воробышков).

 

9. Творческая работа

1) Работа  с музыкальными произведениями.

- Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме много зимних красок и  звуков.

 

 

Можно ли сказать, что стихи Есенина музыкальны?( ответы детей)

   Наверное, поэтому многие из его стихов положены на музыку.

-Захотелось ли кому – нибудь из вас спеть это стихотворение. Какую бы мелодию вы подобрали( спокойную, грустную).  Можно попробовать.

      Желающие могут исполнить.

Г.Свиридов посвятил  памяти Есенина свою контату

 ( Георгий Свиридов контата «Поёт зима-аукает»)

-Послушаем.

2) Изображение зимы под музыку.

Работа в парах.

-Нарисуйте зиму такой,какой вы себе её представили, читая стихотворение, слушая музыку.

Подведение итога

Готовые работы дети по желанию вывешивают на доску и комментируют.

 

 

9. Итого урока.

-Ребята, чему на уроке вы удивились? Что узнали нового?

- А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

- Что вы открыли для себя в его стихах?

- Хочется ли вам еще прочитать другие  стихотворения о зиме С.Есенина?

 

10. Домашнее задание.

Сочинить мелодию к стихам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: "З.Александрова "Зима", С.Иванов "Каким бывает снег"

Конструктор урока: 1. организационный момент. Постановка учебной задачи....

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...

Урок литературного чтения во 2 классе. Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса, о солнце. В нём говорится ещё и об особых законах природы.  Природа, её жизнь -вечны ......

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: « Нравится ли вам зима? Зимние загадки»...