Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Разделительные ь и ъ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Закрепить с учащимися правило употребления правописания слов с разделительными ь и содействовать развитию умения у анализировать и действовать по способствовать формированию навыков поведения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnye_i_.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: закрепить с учащимися правило употребления и
правописания слов с разделительными ь и ъ;
содействовать развитию умения у школьников
анализировать и действовать по аналогии;
способствовать формированию навыков культурного
поведения на уроке.
Оборудование: карточки со словами, цветные
карандаши, портрет О.Н.Трубачева.
Учитель:
Проведено: 14.10.2016
Волгоград
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку.
- А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке.
II. Актуализация знаний.
Словарная работа.
- В начале урока повторим правописание словарных слов. Рассмотрите картинки на доске и назовите эти предметы. (Учитель, рябина, ученик, карандаш, воробей, Москва, тетрадь, заяц.)
- Запишите эти слова в тетради через запятую, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
ПРОВЕРКА.
– Как вы думаете, какие буквы имеют два звука?
– В каких случаях гласные образуют два звука?
- Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? (учитель, тетрадь)
Почему?
- Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв? (заяц) Почему?
III. Сообщение темы урока.
- Назовите слова из словарной работы с мягким знаком. (Тетрадь, учитель.)
- Как называется мягкий знак, стоящий в конце слова? (Мягкий знак - показатель мягкости.)
- На что он указывает? (Он показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)
- А какой еще бывает мягкий знак? (Разделительный.)
- Сегодня на уроке мы узнаем о правописании разделительного мягкого знака.
- Работа по теме урока.
Повторение правила употребления и написания разделительного ь.
- Прочитайте слова на доске. (Ручьи, коньки, веселье.)
- Выберите из них слова с разделительным мягким знаком. (ручьи, веселье)
- Как вы определили, что в этих словах мягкий знак разделительный? (Он разделяет согласные и гласные, чтобы они не сливались.)
- Расскажите правило о правописании разделительного мягкого знака? (Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв, перед гласными е,ё,ю,я,и.)
Игра «Как сказать иначе?»
- А сейчас вы должны одним словом сказать то, чему я дам объяснение.
«Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре». (Варенье.)
- Запишите это слово. Подчеркните разделительный мягкий знак.
«Снежная буря, метель». (Вьюга.)
- Подчеркните мягкий знак.
«Боковые отростки от ствола дерева». (Сучья.)
- Объясните, почему вы писали в этих словах разделительный мягкий знак.
Образование форм множественного числа.
Вывешиваются карточки.
- Назовите предметы на карточках. (Лист, муравей, лев, дерево, стул.)
- Сколько предметов обозначают эти слова? (Один.)
- Образуйте от них слова, обозначающие множество предметов.
- Запишите эти слова, подчеркните мягкий знак и найдите лишнее слово. (Львы.).
- Почему это слово лишнее? (Потому что в этом слове мягкий знак - показатель мягкости, а в остальных - разделительный мягкий знак.)
Работа с текстом. Письмо по памяти.
Текст у каждого ученика на карточках:
«В березовой роще веселье.
Справляют грачи новоселье».
- Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, когда происходят эти действия? (Весной.)
- Прочитайте текст еще 2 раза и запишите его по памяти.
- Кто написал, проверьте себя по карточке.
- Найдите в тексте слово с разделительным ь и подчеркните его.
Письмо под диктовку.
Повторенье – мать ученья.
Ученье – путь к уменью.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
- Назовите слова с разделительным ь. Докажите.
Физкультминутка.
Повторение правила употребления и написания разделительного ъ.
(Вызвать мальчика и попросить его сесть.)
– Запишите, что сделал мальчик. (Сел )
– Сделайте звуковой анализ.
– Почему первый звук мягкий? (Это слияние)
– Какую роль играет буква “е”?
– Какие еще буквы показывают на мягкость согласного?
– А что нужно сделать, чтобы первый звук стал твердым? (Съел)
Было сели, стали съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновник? (твердый знак)
– Какую роль выполняет ъ?
– Что он разделяет?
– Вспомните, “ъ” разделяет согласные от каких гласных?
(На доске))
Инсценировка стихотворения учениками с заданием
- Ребята, сейчас вы увидите сценку. Ваша задача, не только смотреть, но и запоминать слова с разделительным ъ.
Сценка.
Мы с товарищем вдвоём
Шли на лыжах на подъём.
А потом с горы спускались,
Разъезжались и съезжались,
Объезжали все пеньки,
Доезжали до реки.
А от речки отъезжали,
Снова к горке подъезжали,
Снова лезли на подъём,
Чтобы съехать вниз потом.
– Запишите слова с разделительным ъ.
Самостоятельная работа
– Найдите и соедините слова так, чтобы получились словосочетания.
Вариант1. Вариант 2.
съедобный в лес разъяренный фильм
въезжать флага съемка от холода
подъемный зверь
объяснил гриб
съежился кран подъем задачу
V. Обобщение и систематизация знаний.
– Замените одним словом.
– Растолковать, сделать понятным (объяснить).
– Вход в здание (подъезд).
– Пригодный для еды (съедобный).
– Дорога в гору (подъем).
VI. Итог урока. Оценки. Домашнее задание.
– Сегодня я научился………………..
– Я теперь знаю…………………………
– Я умею………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")
Цели урока: - формировать умение применять и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....