Открытый урок по русскому языку на тему: «Падеж имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Прищепа Марина Павловна

Цели педагогической деятельности:

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.

Задачи:

Образовательная: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;

развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;

развивать и совершенствовать речь учащихся.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием падеж, с функцией падежа в речи; формирование умения определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову;

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; склонять имена существительные, распознавать падежи.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon padezh_3_kl_urok.doc546 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

04.02.2019

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Цели педагогической деятельности:

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, познакомить с падежами имён существительных.

Задачи:

Образовательная: активизировать способность языкового чутья и способа постановки смысловых и падежных вопросов; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей;

развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление;

развивать и совершенствовать речь учащихся.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием падеж, с функцией падежа в речи; формирование умения определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову;

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; склонять имена существительные, распознавать падежи.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

 Ход урока.

I. Организационный момент

- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту зимнего дня, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного учебного дня.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания. Прочитайте слова:

Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, жара.

- Какой звук повторяется во всех этих словах?

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твердый, парный звонкий)

- Какой буквой обозначается?

- Запишите в тетради:

Первая строка - 3 заглавные буквы Ж;

Вторая строка - «заборчик» из 3 строчных букв;

Третья строка – слоги: первый слог в слове жираф (с какой гласной?); 2 слог в слове крыжовник  (с какой гласной?) запишем только сочетание; 1 слог в слове жёлудь (с какой гласной?); 2 слог в слове тяжело (с какой гласной?); 2 слог в слове сторож, запишем только сочетание с буквой ж; 1 слог в слове жара.

Ж Ж Ж жжж жи жо жё же жа

III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

- Прочитайте ещё раз слова. Какое слово лишнее? Почему?

- Какой частью речи являются остальные слова?

- Как можно эти слова разделить на две группы? (кто? что?)

- Ещё как? (ж.р., м.р.) Назовите имена существительные ж.р.? М.р.?

- Прочитайте слово, записанное с помощью транскрипции.

([пад’эш]) – падеж

- Совпадает ли произношение слова с его написанием? Почему? (происходит оглушение согласного звука)

- Какая орфограмма в этом слове?

- Букву какого парного согласного звука необходимо писать в конце слова? Докажите.

- Как проверить парный согласный?

- В какой столбик будем записывать это слово: кто? или что? Определите род существительного падеж. Запишите это слово и проверочные слова на новой строке через запятую.

Падеж, падежи, падежные вопросы.

- Подчеркните орфограммы.

-Кто знает, что такое падеж? Сколько падежей в русском языке? Как они называются? Какие падежные вопросы имеют?

(Падеж - грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного  к другим словам в предложении. В русском языке 6 падежей. В разных языках разное количество падежей (от 2-х в английском, в немецком языке, например, падежей только 4, а у финнов насчитывается целых 15).

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?  Сформулируйте тему нашего урока. - Какие задачи мы должны сегодня с вами поставить?

Задачи:

  1. Узнать  названия падежей
  2. Узнать вопросы, относящиеся к каждому падежу
  3. Составить алгоритм  определения падежа имени существительного
  4. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 36 упражнение 64.

- Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово сосна в нужной форме.

Слова для справок:   сосна, сосны, сосне, сосну, сосной, сосне.

(учащиеся вписывают слова)

2. Работа в парах.

- Можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения?(нет) Почему на месте пропусков необходимы определённые формы слова «сосна»? ( слова отвечают на определённый вопросы, которые изменяют форму слова определённым образом)

Проверка на доске.

- Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они

 должны употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите

 своё мнение правилом учебника стр.36.

3. Коллективная работа.

- Посмотрите слайды, на них вы видите фотографии. (Показ слайдов)

- Догадались ли вы, достопримечательности какого города вы увидели?

- Какая река протекает в Чехове? Какие леса произрастают на нашей земле? Видели ли вы у нас сосны?

- Используя свои знания о природе нашей местности  из слов сосне, сосны составьте предложения.

(На сосне висит шишка. Я стоял у высокой сосны.)

- Ещё раз прочитайте правило на стр.37.

- Как вы думаете, сколько падежей в русском языке?

- Давайте с ними познакомимся.

4. Работа в группах. (Правила работы в группе, знакомство с капитанами.)

- Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже.

Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть

 падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа

 существительного.

Проверка.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

  1. Есть  именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы –
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

- С каким падежом познакомились ребята первой команды? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

  1. А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
     с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    Похож я на
    винительный
    Бываю иногда,
    Но в тексте различите вы
    Два падежа всегда.

- С каким падежом познакомились ребята второй команды? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

  1.    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому дать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом
    к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

- С каким падежом познакомились ребята третьей команды? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

  1. А я – винительный падеж
    И я во всём
    виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них «пятёрки» я ловлю.
    Кого позвать? Во что играть,
    Готов ребятам подсказать.
    Не прочь с предлогами дружить,
    Но и без них могу прожить.

- С каким падежом познакомились ребята четвёртой команды? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?

  1. А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! –
    Чем?
    Творить! –
    Кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам
    перед, под и над
    В любой момент я очень рад.
     

- С каким падежом познакомились ребята пятой команды? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

- С каким падежом познакомились ребята шестой команды?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

(Работая  с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вопрос

Подсказка

Падеж

Кто? Что?

Есть

Именительный

КОСВЕННЫЕ

Кого? Чего?

Нет

Родительный

Кому? Чему?

Дать

Дательный

Кого? Что?

Винить (Вижу)

Винительный

Кем? Чем?

Творить (Доволен )

Творительный

О ком? О чем?

Говорить

Предложный

- Только в каком падеже имя существительное может являться подлежащим? Как называются остальные? (косвенные)

- Как вы понимаете задание изменить слово по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)

5. Составление алгоритма определения падежа имени существительного.

- С падежами мы познакомились, но возникли трудности:

Как определить падеж имени существительного?  Давайте  составим пошаговый алгоритм определения падежа.

- С чего начинаем?

1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

Физкультурная минутка для глаз.

VII. Первичная проверка понимания.

1. Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на алгоритм.

- Пришло время вернуться к нашим предложениям и попробовать определить падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно. Варианты ответов учащихся. Фронтальная работа.

Определение падежа:

На сосне висит шишка.

- От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём вопрос. (Ставим стрелочку.)

висит(на чём?)на сосне

- Можно ли задать другой вопрос? (Где?)Можно, но при определении членов предложения, для определения падежа сущ-го нельзя!

- Попробуйте определить падеж сущ-го на сосне. (П.п.)

- Проверим, подобрав слово-помощник: говорю (о чём?) о сосне.

Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание.

Аналогичная работа с другим предложением.

Я стоял у высокой сосны.

Стоял (у чего?) у сосны (Р.п.)

Нет (чего?) сосны

VII. Первичное закрепление.

- Сейчас мы продолжим тренироваться в определении падежа существительного с помощью этого алгоритма.

Работа в парах. 

- Прочитайте текст, напечатанный на карточках.

(Первичное знакомство с текстом).

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Задание: определите падеж и выделите окончания существительных второго абзаца .

- Спишите последнюю часть текста в тетрадь.

VIII. Взаимопроверка

Сосна(И.п.) – символ(И.п)  новогодних праздников(Р.п).  Своей красотой (Т.п.) она радует человека(Р.п).  

IX. Заключение.

Смогли  ли мы выполнить поставленные задачи урока?  ( Ответы детей по задачам урока)

Задачи:

  1. Узнать  названия падежей
  2. Узнать вопросы, относящиеся к каждому падежу
  3. Составить алгоритм  определения падежа имени существительного
  4. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных

Блиц – опрос.

- Используйте для ответов страницу 37 учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)
  • Перечислите их.
  •  Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

  • Оценивание учеников

Рефлексия.

Ребята, если вы усвоили тему урока, раскрасьте веточку сосны  - в зелёный цвет, если не усвоили в жёлтый, если ещё есть недопонимание по теме - в коричневый. Украсим нашу сосну вашими веточками.

IX. Домашнее задание.

Уч. стр.38 упр.66

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных  новых встреч!»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ветвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возраста

Ветвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возраста

Ветвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возрастаВетвь сосны с шишками разного возраста

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Удивительное чувство испытываешь, видя сосну в зимнем наряде. Она как будто бы ждала зимы, чтобы бросить вызов своим обнаженным и унылым собратьям. Среди холода и снега она источает жизненную силу и радует глаз неяркой зеленью. 
Подойди и потрогай ее, и ты порадуешься живому прикосновению ее колючей веточки. Снег ложится на нее, словно прикрывая плечи белой пушистой шалью.

Сосна - символ  новогодних праздников.  Своей красотой она радует человека.

Задачи:

  1. Узнать  названия падежей
  2. Узнать вопросы, относящиеся к каждому падежу
  3. Составить алгоритм  определения падежа имени существительного
  4. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных

Алгоритм  определения падежа имени существительного

  1. Найди слово, к которому относится существительное.

2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

3. Определи падеж

существительного.

4. Проверь, подобрав вспомогательное слово.

  1. Есть  именительный падеж,

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

       Ни с чем не спутает никто.

  1. А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? Нет – вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из –

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

       Два падежа всегда.

  1. Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому дать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» и «по» дружу,

Но и один гулять хожу.

  1. А я – винительный падеж

И я люблю винить невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

  1. А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! – Чем?

Творить! –Кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

  1. Я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при –

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

       О чём мечтать и в чём гулять?

Жираф

Крыжовник

Жёлудь

Тяжело

Жара

[пад’эш]

  1. Физкультминутка «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Изменение имен существительных по родам и числам"

Изменение имен существительных по родам и числам (повторение)...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...