Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Конспект урока по русскому языку  4 класс "Склонение имен существительных" для начальной школы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку

в 4 классе

УЧИТЕЛЬ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Хайретдинова Гульфия Хайдаровна

Тема урока: Склонение имен существительных

Цель урока:

Познакомить детей со склонением имен существительных, развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.

  1. САМОООПРЕДЕЛЕНИЕ

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в страну имен существительных. Впереди нас ждут новые открытия. В путь мы отправляемся на этом чудесном корабле.

Море знаний нас ждет.

Волны открытий зовут.

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ

  • Какие волны на море? Покажите в воздухе.
  • Запишем в тетради такое упражнение.
  • Какую букву вам напоминают волны?

(На доске выставляется таблица с буквой Мм)

  • Какие звуки обозначает эта буква? 

([ м ], [ м, ] – согласн., звонк.)

  • В каких случаях пишется большая буква? (в именах собственных)
  • Запишем строчку Мм.

(Учитель записывает буквы на доске со счетом:«И – раз – и, два – и» )

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  • Итак, нас ждет море. Корабль отправился в путь.

(Слово море записать на доске.)

  1. ИГРА «СОБЕРИ РОДНЮ»
  • Подберите однокоренные слова к слову море.

(Работа со слайдами. На экране проецируются слова.)

Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячиь, взморье ,поморье, поморец, поморка.

  • Прочитайте слова.
  • Все ли они являются однокоренными?
  • Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?
  • Разберем эти слова по составу.

поморец                поморка

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
  • Прочитаем все слова орфографически.
  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(        Два ученика работают у доски)

  • Выпишите имена существительные.

Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка

  • Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
  • Встаньте те, кто «поймал рыбку».

  • Почему вы выписали именно эти слова?
  • Что называется именем существительным?
  • На какие три группы можно разделить имена существительные?

(мужской род, женский род, средний род)

  • Назовите существительное с безударной гласной в корне.
  • Какими словами можно проверить ее?
  • Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.

  •         Нас ждут затеи и задачи,

                Игры, шутки – все для нас

                Пожелаем друг другу удачи

За работу! В добрый час.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

  • А вот и страна имен существительных.

(На доске открывается карта)

  • Что вы знаете об именах существительных?
  • Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (склонение)
  • Что такое склонение имен существительных.

  1. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

  • Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?

Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.

  • Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

  • Изменение окончания имени существительного по вопроса называется склонением.

 (На экран проецируются слайды.)

  • Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.
  • Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
  • Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.

  • Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»

  • Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.

  • Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.

  • Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.

Вот такие падежи здесь!

А вы с ними подружитесь!

  • Повторим названия падежей и их вопросы.
  • Для чего нужны вопросы?

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

  • При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
  • Каждый из нас сегодня моряк.

 Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей.

(Запись осуществляется на доске и в тетрадях)

Именительный

кто? что?

моряк ,лодка

Родительный

кого? чего?

моряка, лодки

Дательный

кому? чему?

моряку, лодке

Винительный

кого? что?

моряка, лодку

Творительный

кем? чем?

моряком, лодкой

Предложный

о ком? о чем?

о моряке, о лодке

ВЫВОД

  • Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.
  • Прочитайте вывод в учебнике.
  • Что такое склонение?

ФИЗМИНУТКА

  • (музыкальная)

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

С САМОПРОВЕРКОЙ

ПО ОБРАЗЦУ

  • В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это?

(лиса)

  • Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.
  • Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».
  • (Показать слайд)

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пушистый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)

  • Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.

(Работа с пособием «Школьник – 3»)

  • Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.
  1. ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРКПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ

ИГРА «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ»

  • Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?
  • Прочитаем его телеграмму:

Долго я брожу в лису,

Не найду нигде лису.

  • Найдите ошибки.
  • Какие слова одинаково произносятся?
  • Выделите окончания в этих словах, определите падеж.

(Работа выполняется коллективно)

  • Где живет лиса? (в норе)

  • Просклоняйте существительное «нора».

(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитайте задание упражнения.
  • Что вызывает затруднение?

  1. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что такое склонение?
  • Назовите падежи и их вопросы.

  • Наш корабль остается в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
  • Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Род имени существительного" по программе "21 век" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных", 3 класс.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся с ЗПР, 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"

Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...

План-конспект урока по русскому языку "Падеж имен существительных" 3 класс

Данная работа представлена как образец использования образовательной платформы Учи.ру на уроках русского языка в начальной школе. В частности, представлено использование карточек с заданиями....