|
Моряк, морской, мореход, морячок, морячка, моряцкий, морячиь, взморье ,поморье, поморец, поморка.
- Прочитайте слова.
- Все ли они являются однокоренными?
- Как вы понимаете значение слов поморец, поморка?
- Разберем эти слова по составу.
поморец поморка - ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
- Прочитаем все слова орфографически.
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
( Два ученика работают у доски)
- Выпишите имена существительные.
Море, морячок, мореход, моряк, морячка, взморье, поморье, поморец, поморка
- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте. Если задание выполнено верно, нарисуйте на полях рыбку.
- Встаньте те, кто «поймал рыбку».
- Почему вы выписали именно эти слова?
- Что называется именем существительным?
- На какие три группы можно разделить имена существительные?
(мужской род, женский род, средний род)
- Назовите существительное с безударной гласной в корне.
- Какими словами можно проверить ее?
- Эти имена существительные и приведут нас в их родную страну имен существительных.
Игры, шутки – все для нас Пожелаем друг другу удачи За работу! В добрый час.
|
- ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
|
- А вот и страна имен существительных.
(На доске открывается карта)
- Что вы знаете об именах существительных?
- Какое новое грамматическое понятие вы встретили? (склонение)
- Что такое склонение имен существительных.
|
- ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
| - Можно ли назвать следующую группу слов предложением? Почему?
Нам нужны такой корабль на море, чтобы мы мог с любая волна поспорить.
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
- Изменение окончания имени существительного по вопроса называется склонением.
(На экран проецируются слайды.)
- Живут в реке Склонение шесть братьев падежей.
- Именительный – падеж общительный. С каждым хочет познакомиться. У всех спрашивает: «Ты кто? Ты что?».
- Родительный – падеж удивительный. Хочет знать, кто твои родители. Спрашивает: «Ты кого сын или дочь?» И очень бывает удивлен, если нет кого или чего.
- Падеж дательный – добрый и внимательный. Все, что есть у него, раздает. Так и спрашивает: «Кому дать? Чему дать?»
- Винительный – падеж зрительный. Зрение имеет прекрасное. Кричит громко и ясно: «Вижу кого? Вижу что?». А почему винительный? Он и сам не знает. Наверное, потому что один вопрос взял у именительного падежа, а другой у родительного падежа. Вот и чувствует свою вину.
- Падеж творительный – работник исключительный. Без дела не сидит. У каждого спрашивает: «Чем работать? С кем работать?». И очень доволен он, когда находится работа.
- Падеж предложный – рассказик невозможный. Много знает и может о ком или о чем рассказать. Наши предки его называли сказительным, а М. Ломоносов назвал его предложным, так как этот падеж употребляется только с предлогами.
Вот такие падежи здесь! А вы с ними подружитесь!
- Повторим названия падежей и их вопросы.
- Для чего нужны вопросы?
|
- ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
|
- При помощи вопросов падежей слово изменяет свое окончание.
- Каждый из нас сегодня моряк.
Изменим окончание существительного «моряк» и «лодка» по вопросам падежей. (Запись осуществляется на доске и в тетрадях)
Именительный
| кто? что? | моряк ,лодка |
Родительный
| кого? чего? | моряка, лодки |
Дательный
| кому? чему? | моряку, лодке |
Винительный
| кого? что? | моряка, лодку | Творительный | кем? чем? | моряком, лодкой | Предложный | о ком? о чем? | о моряке, о лодке |
ВЫВОД - Изменение окончания имени существительного по падежам называется склонением.
- Прочитайте вывод в учебнике.
- Что такое склонение?
|
ФИЗМИНУТКА |
|
- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ОБРАЗЦУ
| - В гости к нам пришел один хитрый лесной зверек.
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса) - Лиса пришла к нам не с пустыми руками. Она принесла для вас задание.
- Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».
|
| Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пушистый хвост. (Кому?) т..пло зимой. Охотник высл..дил (кого?). Заяц не любит встреч..ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки.
(Учащиеся списывают текст, изменяя по вопросам существительное «лиса», и вставляют пропущенные буквы. Учитель помогает «слабым» ученикам.)
- Прочитайте предложения. Назовите окончание существительного «лиса» и покажите падеж.
(Работа с пособием «Школьник – 3») - Какие буквы вы вставили в слова? Докажите.
|
- ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРКПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА И РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
| ИГРА «ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ» - Незнайка гулял по лесу. А хотите знать, за чем он пошел в лес?
- Прочитаем его телеграмму:
Долго я брожу в лису, Не найду нигде лису.
- Какие слова одинаково произносятся?
- Выделите окончания в этих словах, определите падеж.
(Работа выполняется коллективно)
- Просклоняйте существительное «нора».
(Учащиеся работают по цепочке: падеж – вопрос – слово) |
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
| - Прочитайте задание упражнения.
- Что вызывает затруднение?
|
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что такое склонение?
- Назовите падежи и их вопросы.
- Наш корабль остается в Стране Имен Существительных. На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Склонение имен существительных».
- Урок окончен.
|