Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 мин | - Мы будем на уроке думать? - Мы будем рассуждать? - А может, будем спать? - И в облаках летать? - Друг другу будем помогать? - И трудности преодолевать? - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. | -Да -Да -Нет -Нет -Да -Да | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
II. Актуализация знаний и мотивация | 4-5 мин | -Форма какого падежа является начальной? -Какой падеж не употребляется без предлога? -К какому падежу относится вопрос кому? -Какой падеж имеет предлоги в, на, за, под, через, про, в? -Какой падеж имеет вспомогательное слово нет? -Какой падеж имеет предлоги к, по? -Добавьте слово. Существительное – подлежащее всегда стоит в … -Какой падеж имеет вопрос кого? -Какой падеж имеет вопрос что? -Какой падеж имеет предлоги о, об?
-Вы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня вы расширите ваши знания об имени существительном. |
-П.п -Д.п -В.п -Р.п -Д.п
-И.п -В.п и Р.п - И.п и В.п. -П.п | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
III. Постановка учебной задачи | 4-5 мин | Рассмотрите таблицу.
И. п. | снежинка, семья | снег, великолепие | Р. п. | снежинки, семьи | снега, великолепия | Д. п. | снежинке, семье | снегу, великолепию | В. п. | снежинку, семью | снег, великолепие | Т. п. | снежинкой, семьёй | снегом, великолепием | П. п. | о снежинке, о семье | о снеге, о великолепии |
Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. К какому склонению они относятся? Как вы определили?
Назовите грамматические признаки второй группы слов.
Назовите их окончания в начальной форме.
К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? Сформулируйте тему урока?
Назовите цели урока? Чему должны научиться?
|
У них разные падежные окончания.
Снежинка, семья. К 1-му. Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе. В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о. Отвечают. Тема урока: Второе склонение имён существительных Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать | – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
|
IV. Открытие нового знания | 7-8 мин | - Прочитайте предложение, записанное на доске.
Обычная снежинка при изучении её под микроскопом представляет восхитительное зрелище и поражает правильностью и сложностью форм.
- Назовите имена существительные - Давайте просклоняем первое существительное? - В какой форме стоит это существительное? - Ребята, слова помощники и вопросы можно проговорить устно, не записывая их . -Проверьте свою работу. (Слайд) (Самооценка) (Слайд ) Работа по учебнику Упр. 162 (с. 93). Прочитайте пары слов.
Чем похожи слова каждой пары? Чем они отличаются? Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.) У каких существительных нулевое окончание?
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении упражнения?
Какие существительные относятся ко 2 склонению? Сравните с выводом учебника.
Физминутка.
Упр. 163 (с. 93). Рассмотрите образец. Назовите грамматические признаки первого слова в паре
Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. Что вы можете сказать о втором слове? Назовите грамматические признаки этого имени существительного.
Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.) Какие слова проиллюстрированы? Что вы можете сказать об этих словах? Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох. Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? |
Снежинка, микроскоп, зрелище, форма, правильность, сложность
Склоняют.
Проверяют, оценивают.
Это однокоренные слова Они разного рода
У существительных мужского рода.
Существительные 2-го склонения.
. Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения. Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о. Это однокоренное слово. Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.) Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.
Горох, телефон. Это слова из словаря.
Чередуются согласные ж//ш. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – волевая саморегуляция (Р); – познавательная инициатива (Р); – поиск необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – доказательство (П); за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
V.Первичное закрепление во внешней речи | 4-5 мин | Игра «Доскажи словечко»: Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка? Щёлкает орехи мелко. Ну, конечно, это … (белка) хлопок На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков … (горох) два притопа 3. Шубка – иголки, Свернётся он – колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это? … (ёж) два притопа 4. Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходит … (черепаха) хлопок | Учащиеся выполняют задание стоя у стола
| – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 мин | Выпишите имена существительные второго склонения.
I вариант Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.
II вариант Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня. |
| – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
|
VII. Включение в систему знаний | 7-8 мин | Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 94). Прочитайте стихотворение. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? Какие ещё слова выделены в стихотворении? Найдите в толковом словаре значение этих слов.
Выполните письменные задания к упражнению. |
Натюрморт.
Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п. Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока используется школьный толково- этимологический словарик. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – постановка вопросов (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 мин | Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению? Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- Что вам понравилось?
– Где возникли затруднения? |
По начальной форме
Отвечают. | – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |