технологическая карта урока в 3 классе по теме: "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Целью данного урока является расширение знаний о суффиксе: определение места суффикса в слове, функции суффикса, значения суффиксов. Для достижения поставленных целей путем деятельностного метода учащиеся открывают для себя новые знания посредством различных видов работ: фронтальной, парной, групповой, самостоятельной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме:
«Суффикс»
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 |
Программа | Перспектива |
Учебник | Л.Ф Климанова Т.В. Бабушкина «Русский язык» |
Тема урока | Суффикс |
Цели урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Формы организации урока |
|
Методы |
|
Дата проведения урока | 8 декабря 2016 |
Автор урока | Анохина Надежда Валентиновна – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4» города Саратова |
№ | Название этапа, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Прозвенел звонок, Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям! И садитесь по местам. - Приготовились работать. Какое сегодня число? Прочитаем и запишем. | Запись числа. | Фронтальная. Индивидуальная. | Метапредметные УУД. Регулятивные: самоопределение к учебной деятельности. |
2 | Актуализация знаний. | Минутка чистописания. - Спишите эти сочетания букв: крнь, прствк, кнчн. - Отгадайте, что это за слова? - Почему я их объединила для чистописания? - Значит, о чем будем сегодня говорить? - Сегодня на уроке мы продолжим свое путешествие по городу, где живут части слова. - Давайте вспомним, у каких частей слова мы побывали в гостях? - Что такое корень? - Как обозначается корень? - Покажите. - Что такое приставка? - Как обозначается приставка? - Покажите. - Вернемся к этапу чистописания. - Глядя на сочетание букв, предположите, какова будет тема урока. - Отгадайте загадку и узнаете, к кому в гости мы отправимся сегодня. После корня она стоит Перед окончанием Его я, если заменю, Другое слово получу, Обозначаю уголком Называю … - Сформулируйте тему урока. Записываем с объяснением орфограмм. - Какую цель поставим? - Может быть, мы все знаем о суффиксе? Давайте проверим. - Что такое суффикс? - Где стоит? - Для чего служит? | Запись. Корень, приставка, окончание. Части слова ( морфемы) Состав слова. Корень, приставка. Общая часть родственных слов, в которых передается их основное значение. Часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Ответы детей. Суффиксом. Суффикс. Расширять знания о суффиксе. Часть слова. После корня. Для образования новых слов. | Фронтальная, индивидуальная | Метапредметные УУД Регулятивные: - осуществлять самоконтроль; Предметные: соблюдать единый орфографический режим. Метапредметные УУД Познавательные: находить ответы на вопросы; личностные: оценивать содержание учебного материала; регулятивные: высказывать свое предположение, определять и формулировать тему и цели урока коммуникативные: слушать и понимать речь учителя; предметные: называть части слова, знать определения частей слова |
3 | Постановка проблемы. Цель: - создать проблемную ситуацию с затруднением; - фиксирование цели. | Работа в парах. - Запишите слова: розочка, бабочка - Найдите в них суффиксы. - Задание было одно. Почему разные ответы? - Что мы не знаем? - Итак, как конкретно мы будем расширять знания о суффиксе? | Ответы детей. Как находить суффиксы в словах. Учиться находить суффиксы в словах. | Парная | Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию; Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
4 | Открытие новых знаний. Цель: организовать учащихся исследованию проблемной ситуации. Задачи: вывести алгоритм нахождения суффиксов в словах; наблюдать над значением суффиксов. Динамическая пауза. Цель: смена вида деятельности | - Напомните , что такое суффикс? - Значит, что надо сделать, чтобы найти суффикс в слове?
- Что изменилось? Это окончание. Обведем его квадратиком.
- Выделяю все слово без окончания. Это – основа. 4. Обозначь основу слова. - Где стоит суффикс в слове? - Значит, что надо найти? - Как? 5. Подбери однокоренное слово. 6. Выдели корень. - После корня перед окончанием стоит - ? 7. Найди и обозначь суффикс. - Как ? - Итак, мы вывели алгоритм нахождения суффикса в слове. Повторим его. - По этому алгоритму найдем суффикс в слове бабочка. - Что мы сейчас делали? Физминутка для глаз - Вы уже много знаете о суффиксе. А сможете ли решить грамматическую задачу? - Распределите суффиксы на группы: тель, очк, ик, ищ, евич, ник, ечк, ок, ович, ист, оньк, ек, ич, еньк, ичн. - Почему не смогли распределить суффиксы? - Какую цель еще ставим? Делимся на группы. (5) Дети в каждой группе образуют новые слова с помощью суффиксов. (приложение 1) - Что мы узнали из проделанной работы? - С любым ли суффиксом можно образовать слово? - Давайте завяжем узелок на память со стр. 109 учебника. - Не хотите ли что-то добавить к первой части правила? | Часть слова. Разбить слово на части. (морфемы) Розочка – розочки, роза. После корня. Корень. Подбор родственных слов. Суффикс. Находили суффикс в словах. Ответы детей. Не знаем, по какому признаку. Как можно объединять суффиксы? Делают выводы. Суффиксы имеют значения. Лишь с тем, которое подходит по значению. Читают правило. Суффикс – это значимая часть слова. | Фронтальная групповая | Познавательные УУД : находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию слов, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой. |
5 | Развитие умений – применение знаний. Цели: проверить уровень усвоения материала, использование полученных знаний в практической деятельности. Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | 1.- Внимание на экран. - Соедините слово с нужным суффиксом. Рыба - ушк Дуб - к Ключ - ок Солнце - ек Зверь - ик Дед - ышк - Какое значение придают эти суффиксы словам? - Образуйте новые слова с помощью суффикса. Охота Стройка - тель Учит Двор - ник Сад - Какая проблема возникла? - А какое слово можно образовать? - Что видим? - Вывод? - Что обозначают слова с суффиксами – тель-, - ник-? 2. Раздаю карточки. - Исправьте ошибки. Детушки гуляли в лесике. На лесной поляне растет дубик. У речки построен теремок, там с Курушкой – сестрицей жил братец Петушонок. - Находим в словах суффикс.
Пишу на доске. 2. Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. Пишу на доске.
На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? Пишу на доске. Соревнуемся рядами. За 2 мин нужно написать как можно больше родственных слов к данным. - Кому какое слово достанется – покажет жеребьевка. - Выделяем суффикс. - Зачем мы изучаем тему «Суффикс»? Самостоятельная по вариантам. Раздаю карточки. - Найти слова с суффиксом. Выделить его. 1 вариант. Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, снега, снежки, заморозки. 2 вариант Добрый, осенний, сынок, говорит, школьная, учитель, огни, садик. | Учащиеся выходят к доске по одному. Запись в тетрадь. Уменьшительно-ласкательное Нельзя образовать слово с корнем сад и данными суффиксами. Садовник Два суффикса. Иногда в слове встречаются 2 суффикса. Профессии людей. Через 1 минуту дети зачитывают редактированный текст. Детки гуляли в лесочке. На лесной поляне растет дубок. У речки построен теремок, там с Курицей – сестрицей жил братец Петушок. У доски выписываем слова с разбором. Снег Береза Мороз Жеребьевка Игра 2 ученика у доски (закрыты) Самопроверка по образцу. | Фронтальная Парная Индивидуальная | Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: учатся планировать свою деятельность. Познавательные УУД: учатся использовать полученные знания для решения учебной задачи самостоятельно. |
6 | Рефлексия. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Удалось ли нам сделать на уроке то, что намечали? - Вспомните, что намечали? - Расскажите все , что вы знаете о суффиксе. - Какие смысловые оттенки они вносят? Тест - Отгадайте зашифрованное слово, заполнив тест. Суффикс – это О – часть речи М – часть слова; Суффикс служит М – для связи слов в предложении О – для образования новых слов; Суффикс стоит О – перед корнем Л – после корня Суффикс – это О – изменяемая часть слова М – неизменяемая часть слова Чтобы найти суффикс в слове, надо: О – изменить форму слова Д – подобрать однокоренные слова; В каких из этих слов есть суффикс: О – книга Е – книжный Ц – книжечка (слайд 36)
- Какое слово получилось? - Оцените свою работу на уроке, заполнив оценочные листы. | Расширить наши знания о суффиксе. Ответы детей. Молодец | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные УУД: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли. Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Суффикс" 2 класс...

Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)
Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...

Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России
Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...

Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс Тип: Открытие нового знания Тема: «На что похожа наша планета?»
Предмет: окружающий мир, 1 класс Тип урока: Открытие нового знания...