Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 24.79 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_okr.mir_.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (Урок обобщение)
Тема урока: “Природные зоны России”
Система: “Школа России”
Класс: 4 (четвертый)
Цель: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;
Задачи:
- формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
- воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
- развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с природными зонами России;
- уметь классифицировать природные зоны России;
- уметь показывать природные зоны на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к уроку;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формулировать учебные задачи;
- осуществлять самоконтроль;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать умение работать в парах, в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;
- делать обобщение и сопоставление.
Оборудование: карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с заданиями, конверты с заданиями, презентация в программе POWER POINT, электронное приложение к учебнику, видеофильм на сервисе YOUTUBE.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационный этап урока | Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД: формировать положительное отношение к уроку; следовать в поведении моральным и этическим требованиям. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира; |
Целепологание и мотивация, постановка цели и задач урока. | Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? | - Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему; Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; |
Актуализация опорных знаний | - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» | Отвечают на вопросы Показывают стрелками на доске. - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские | Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: формировать умение соотносить определение и термин. |
Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре,лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Сообщения учащихся о заповедниках:
Обсуждение экологических ситуаций
| Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Использование доски. Использование доски. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах. Обсуждают экологические ситуации | Познавательные УУД: Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать Регулятивные УУД: Формировать умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: Формировать сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: Формировать осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: Формировать умение соотносить определение и термин; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы их достигли? - На какой из станций вам было особенно интересно? - Что не удалось? - Что не получилось? Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (Урок обобщение)
Тема урока: “Природные зоны России”
Система: “Школа России”
Класс: 4 (четвертый)
Цель: обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях;
Задачи:
- формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
- воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
- развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.
Планируемые результаты:
Предметные:
- сформировать у детей умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
- уметь классифицировать природные зоны;
- учить находить признаки природных зон;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к уроку;
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формулировать умение соотносить определение и термин;
- осуществлять самоконтроль;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формировать умение работать в парах, в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные УУД:
- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;
- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;
- Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею.
Оборудование: карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с заданиями, конверты с заданиями, презентация в программе POWER POINT, электронное приложение к учебнику, видеофильм на сервисе YOUTUBE.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: частично-поисковый
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Организационный этап урока | Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Целепологание и мотивация, постановка цели и задач урока. | Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? -Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? | - Обобщить и проверить знания о природных зонах | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Актуализация опорных знаний | - А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России? 2. Самая северная природная зона. 3. Самая большая природная зона по территории. 4. Природная зона, где мы с вами живем. 5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. 6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? 7. Зона субтропиков на территории России. 8. Самая жаркая природная зона. 9. В каком направлении идет смена природных зон? 10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? 11. Как называется эта зона? 12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес. 13. Как называется сухой ветер степей? 14. Перечислите промежуточные природные зоны. 15. Река, впадающая в Каспийское море. 16. Какие горы есть на территории нашей страны? 17. Какие горы называют «каменным поясом России» | Отвечают на вопросы Показывают стрелками на доске. - 6 - Ледяная зона - Лесная зона - Зона степей - Вечная мерзлота - Арктика, тундра - Черноморское побережье Кавказа - Зона пустынь - С севера на юг - В горах - Области с высотной поясностью - Полярное сияние - Суховей - Лесотундра, лесостепь, полупустыня - Волга - Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ - Уральские | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
|
Обобщение и систематизация знаний о природных зонах. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Станция «Географическая» - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения Станция «Зоологическая» Игра «Рассели животных по природным зонам». - Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре,лесах и т. д.) - Что вы знаете об этих животных? Станция «Ботаническая» Узнайте растение по описанию
Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка. Карточка 1. Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет. Ягель Арктика Лиственница Лес Лишайник Тундра Саксаул Субтропики Ковыль Пустыни Инжир Степь Карточка 2 По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой. Корни-луковицы Арктика Длинные корни Тундра Деревья долгожители Субтропики Карликовые деревья Степи Живут на камнях Пустыни - Обменяйтесь листочками. Станция «Экологическая» Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник. Сообщения учащихся о заповедниках:
Обсуждение экологических ситуаций
| Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга Соотносят описание растения с его названием. - Лишайники - Дуб - Лиственница - Ягель - Ковыль - Саксаул - Верблюжья колючка Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга. Использование доски. Использование доски. Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах. Обсуждают экологические ситуации | Познавательные УУД:
Регулятивные УУД: Формировать умение контролировать свою деятельность Коммуникативные УУД: Формировать сотрудничество со сверстниками; осознанно строят речевые высказывания Личностные УУД: Формировать осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: Формировать умение соотносить определение и термин; Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы Регулятивные УУД: исследуют условия учебной задачи; анализируют собственную работу и работу соседа; умение контролировать свою деятельность. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками. Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; проявление самостоятельности Познавательные УУД: умение работать с информацией и обмениваться ею Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения; умение слушать оппонента Личностные УУД: следование в деятельности нормам эстетики |
Подведение итогов урока и рефлексия | - Какие цели мы ставили в начале урока? - Мы их достигли? - На какой из станций вам было особенно интересно? - Что не удалось? - Что не получилось? Домашнее задание Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников | Соотносят цель и результаты. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные УУД: оценка своей деятельности на уроке Личностные УУД: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)
Урок - обобщение по разделу "Природные зоны России"...
Задача. Урок математики в 1 классе. Конспект урока и технологическая карта. Самоанализ. УМК "Школа России"
Задача. Урок математики в 1 классе. Программа М.И. Моро. Конспект урока, технологическая карта, самоанализ....
Урок по курсу «Окружающий мир». Тема урока: «Природные зоны России. Тундра». 4-й класс
Урок по курсу «Окружающий мир». «Природные зоны России. Тундра». 4-й классЦели урока:Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением этой природно...
Технологическая карта изучения темы «Умножение». Тип урока: урок обобщения и систематизации
Тема «Умножение»Цель- закрепить табличные случаи умножения; отработать вычислительные навыки; умение решать задачи.Задачи - дальнейшее формирование вычислительных навыков устного счё...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
Технологическая карта урока "Природные зоны России. В жаркой пустыне."
Технологическая карта к уроку "Природные зоны России. В жаркой пустыни" поможет организовать урок по ФГОС, работающим по УМК «Перспектива»....
Обобщающий урок «Природные зоны России» Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России"
Урок разработан с применением групповой технологии, технологии уровневой дифференциации, ИКТ. На уроке обучающиеся обобщают зания о природных зонах России....