Глагол
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Начальная школа-детский сад «Ясень»
Конспект урока по русскому языку
УМК «Перспективная начальная школа »
4 класс
Тема урока: «Глагол- как часть речи. Закрепление»
Подготовила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цель: обобщить полученные знания о глаголе.
Задачи: - закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола;
- развивать орфографическую зоркость и формировать навык грамотного письма, развитие каллиграфического навыка;
- работать над культурой речи;
- развивать интерес к родному языку;
- развивать речь, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты:
личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.
Метапредметные:
регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.
Познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений определять спряжение глаголов; правильного написания безударных личных окончаний глаголов
коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: повторить грамматические признаки глагола
Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.
Формы работы: фронтальная, работа в группах, дифференцированная.
Средства обучения: тетрадь № 2 «Для самостоятельной работы» (автор Байкова Т.А.), карточки с заданиями для работы в группах, презентация, лист самоконтроля, смайлики.
- Организация класса
Психологический настрой
Здравствуйте,ребята. Сегодня у вас немного необычный урок,потому что проведу у вас его я. А зовут меня Надежда Алекандровна. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.
-Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).
-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя — результат.
-На столах у вас есть листы самоконтроля. Они помогут вам оценить работу на уроке по каждому заданию.
Слева в столбце указаны задания, которые вы будете выполнять, над каждым заданием даны критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. А в конце урока поставите себе оценку за весь урок.
заполните 1-ю строку, а во второй покажите смайликом как вы настроены на урок
( Слайд 1)
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа (слайд2)
II...Сообщение темы урока.Постановка учебных задач.
Прочитайте слова (слайд 3)
Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.
-К какой части речи они относятся? (глаголы)Докажите. (задают вопросы)
-В какой форме они употреблены? (в настоящем времени, единственного числа, 1 лица)
Запишите эти глаголы в неопределённой форме в столбик с маленькой буквы
-Как будете действовать? (задать вопрос к глаголу, послушать: есть приставка с или нет, выбрать нужный вопрос, задать, записать глагол)
-Проверьте себя (слайд 4)
-Если вы провели правильное рассуждение, у вас должны быть записаны такие глаголы:
г | о | в | о | р | и | т | ь | |
л | о | м | а | т | ь | |||
а | у | к | а | т | ь | |||
г | р | у | с | т | и | т | ь | |
о | б | и | ж | а | т | ь | ||
л | ю | б | и | т | ь |
-Оцените свою работу в листе самоконтроля
- По первым буквам прочтите слово. Может кто-то догадался, о чем будем говорить на уроке? Вы уже изучили тему глагол, значит сегодня буем повторять все, что изучили о глаголе (Тема урока : Глагол-как часть речи. Закрепление.) (Слайд 5.)
-Какие учебные задачи будем решать?
1. Обобщить знания о глаголе, как о части речи.
2. Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов. ( Что нужно знать, чтобы их правильно написать?-спряжение)
3.Учиться правильно определять спряжение глагола
III Работа по теме урока
1. Обобщение знаний о глаголе, как части речи
1)Технология ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН
(подумай – запиши – обсуди в команде )
-На карточках вам даны задания. Вы дополняете каждую строчку ответом, затем в группе обсудите результаты и один из вас выскажет общее мнение по данному вопросу.(на время 1+2 мин ) Детям за ответы даю смайлики
ГЛАГОЛ: Обозначает …………………………………………………………………………….. Отвечает на вопросы …………………………………………………………………. Изменяется ……………………………………………………………………………... Глагол настоящего времени.............................................................................................. Глагол прошедшего времени ............................................................................................. Глагол будущего времени................................................................................................... В предложении является ……………………………………………………………… |
2) Технология ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
(Встать - сесть)
- Верны ли мои высказывания . Если вы согласны с высказыванием, то встаете, а если не согласны, то сидите.
« Спряжение – это изменение глагола по падежам» ,
« Глаголы бывают I и II спряжения»,
«Если у глагола с безударным личным окончанием в нач. ф. есть глагольный суффикс –и-, значит, это (как правило) глагол II спряжения »,
«К I спряжению относятся глаголы терпеть, обидеть, ненавидеть»,
«Окончания глаголов в настоящем и будущем времени называются личными»
«Побежал- глагол прошедшего времени
2.. Закрепление знаний и способов действий
1. Упражнение в правописании глаголов
Создание проблемной ситуации.
-Прочитайте предложение (СЛАЙД 6 - пословица)
«Январь глаз снегом теш.т, да ухо морозом рвёт».
- Чем является это предложение? ( пословица)
-Как вы понимаете эту пословицу ?(1-2 ученика )( выпавший снег укрывает землю, поздней осенью краски мрачные, а снег как бы обновляет природу, радует глаз. А в декабре и снег идёт ,и морозы бывают крепкие)
-В написании какого слова возникают сомнения, проблемное местечко?(глагол тешит)
-Как вы понимаете значение этого слова? (тешить-радовать)
- Определите форму этого глагола (наст.в., ед.ч., 3 лицо)
– В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)
– Как называется такое окончание? ( безударное личное окончание)
- Что при этом надо знать , чтобы правильно писать? (спряжение глагола)
Как определить спряжение? ( поставить в неопред. Форму)
-Поставьте глагол тешит в неопределенную форму и определите спряжение глагола (тешить-оканчитается на ить- значит 2 спряжение)
-Какую букву напишете в безударном личном окончании слова тешит? (и)
- Запишите пословицу в тетради.
А на доске ее запишет ( )
1 ученик у доски.
-Давайте выполним разбор этого предложение по членам и охарактеризуем его
(повеств, невосклицательное,распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми)
Резервное задание для тех, кто выполнил раньше-разбор по составу этого слова (тешить)-спросить 1 человека с места устно
Физминутка «Зимой»
-О каком времени года говорится в этой пословице?
-Любите ли вы зиму? Почему? (ответы детей)
-Я предлагаю вам вспомнить все зимние забавы
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
-Какие глаголы услышали , выполняя физминутку? (едем, поиграем, одеваем)
-Можно ли сказать, что в этих глаголах безударные личные окончания? (это глаголы настоящего и будущего времени, ударение не падает на окончание
-Какое окончание напишете каждом из глаголов? Почему? (в начальной форме оканчиваются на ать-1 спряжение-буква е)
2) Упражнение в определении спряжения глагола
Задание из учебника стр.27 №21
Выношу на доску и организую работу в группах
Слайд 7
-Прочитайте слова: Спать, смотреть, играть, стелить, бить, верить.
-Ребята выполняли задание: «Запиши глаголы в 2 столбика:1) глаголы 1-го спряжения, 2)-глаголы 2-го спряжения»
-Вы сейчас проверите и обсудите их работы в группах
1группа : Петя Захаров, 2 группа –Таня перова, 3 группа-Маша Иванова
Вспомним правила работы в группах (слайд 8)
Говори тихо.
Работай дружно.
Помогай товарищу.
Умей выслушать другого.
Каждая группа получает карточку с выполненным заданием, обсуждает, исправляет ошибки-(на обсуждение 2-3 минуты)
Выступление представителя каждой группы (задания на слайдах) ( слайды 9,10,11)
1-я группа: неправильно определено спряжение у глаголов спать - ударное личное окончание (спишь)-2 спряжение, бить-ударное личное окончание (бьешь)-1спряжение
2-я группа: Неправильно определено спряжение в слове смотреть-искл.-1спряжения, Стелить-искл.-1 спряжения
3-я группа: задание выполнено верно
-Оцените свою работу в листе достижений
Физминутка для глаз (слайд 12)
3) Самостоятельная работа
-Проверьте себя, как вы научились правильно писать безударные личные окончания и умение решать другие орфографические задачи
ТПО стр.16 №12-выполнить в тетради
Дети самостоятельно выполняют задание
Самопроверка по доске (слайд 13)
-Оцените свою работу влистедостижений
Итог урока
- Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?
-Все ли задачи нами выполнены?
-Что вы сегодня повторили о глаголе? (ответы детей фронтально)
Рефлексия
-Возьмите листы самоконтроля и заполните те графы, которые остались. (слайд14)
-Помашите мне рукой, кто оценил свою работу на 5? 4? 3?
оцениваю тех детей, кто собрал смайлики за урок
Домашнее задание ТПОстр.16 №13 (слайд15)
Лист самоконтроля ученика (цы) 4 класса___________________________________________ | |||||
1. | Мое настроение в начале урока (смайлик) | ||||
2. | Задания | Выполнил(а) | Не выполнил(а) | Количество ошибок | оценка- |
Образование начальной формы глаголов |
|
|
|
| |
Участвовал (а)в обсуждении | Не участвовал (а) в обсуждении | Выступил(а) от группы | оценка- | ||
3. | Работа в группе |
|
|
| |
выполнил(а) | Не выполнил(а) | Количество ошибок | оценка- | ||
Самостоятельная работа |
|
|
|
| |
4. | Мое настроение в конце урока (смайлик) | Оценка за урок - |
Домашнее задание
ТПОстр.16 №13
ГЛАГОЛ:
Обозначает ……………………………………………………………………………..
Отвечает на вопросы ………………………………………………………………….
Изменяется ……………………………………………………………………………...
В предложении является ………………………………………………………………
ГЛАГОЛ:
Обозначает ……………………………………………………………………………..
Отвечает на вопросы ………………………………………………………………….
Изменяется ……………………………………………………………………………...
В предложении является ………………………………………………………………
____________________________________________________________________________
ГЛАГОЛ:
Обозначает ……………………………………………………………………………..
Отвечает на вопросы ………………………………………………………………….
Изменяется ……………………………………………………………………………...
В предложении является ………………………………………………………………
___________________________________________________________________________
ГЛАГОЛ:
Обозначает ……………………………………………………………………………..
Отвечает на вопросы ………………………………………………………………….
Изменяется ……………………………………………………………………………...
В предложении является ………………………………………………………………
_________________________________________________________________________
ГЛАГОЛ:
Обозначает ……………………………………………………………………………..
Отвечает на вопросы ………………………………………………………………….
Изменяется ……………………………………………………………………………...
В предложении является ………………………………………………………………
Задание из ТПО
Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени, 3-го лица, множественного числа. Над ними укажи спряжение.
Камыши
Полночн.й порою в б.лотной глуши
Чуть слышно, бе.шумно (шуршать) к.мыши.
О чем они (шептать)? О чем( говорить)?
Зачем ог.ньки между ними (гореть)?
(Мелькать), (мигать)- и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет
Камыши
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат (2 спр.) камыши.
О чем они шепчут? (1спр.) О чем говорят? (2спр.)
Зачем огоньки между ними горят? (2спр.)
Мелькают (1спр)., мигают(1спр.)- и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет
_______________________________________________________________________
Петя Захаров
Глаголы 1-го спряжения: спать (суффикс -а-), играть (суффикс -а-), стелить-исключение.
Глаголы 2-го спряжения: смотреть (исключение), верить (суффикс -и-), бить (суффикс -и-).
Если ты видишь ошибки, которые сделал Петя, постарайся объяснить, почему он их сделал? О чем он забыл?
_______________________________________________________________________
Таня Перова
Глаголы 1-го спряжения: смотреть (суффикс -е-), играть (суффикс -а-), бить (ударное личное окончание: бьешь).
Глаголы 2-го спряжения: стелить (суффикс -и-), спать (ударное личное окончание : спишь), верить (суффикс -и-)
-Со всем ли вы согласны? Чего Таня не учла? О чем забыла?
___________________________________________________________________________
Маша Иванова
Глаголы 1-го спряжения: играть(суффикс -а-), стелить (исключение), бить (бьём)
Глаголы 2 спряжения: спать (спим), смотреть (исключение), верить (суффикс -и-)
Вы со всем согласны?
____________________________________________________________________________
Петя Захаров
Глаголы 1-го спряжения: спать (суффикс -а-), играть (суффикс -а-), стелить-исключение.
Глаголы 2-го спряжения: смотреть (исключение), верить (суффикс -и-), бить (суффикс -и-).
Если ты видишь ошибки, которые сделал Петя, постарайся объяснить, почему он их сделал? О чем он забыл?
_______________________________________________________________________
Таня Перова
Глаголы 1-го спряжения: смотреть (суффикс -е-), играть (суффикс -а-), бить (ударное личное окончание: бьешь).
Глаголы 2-го спряжения: стелить (суффикс -и-), спать (ударное личное окончание : спишь), верить (суффикс -и-)
-Со всем ли вы согласны? Чего Таня не учла? О чем забыла?
___________________________________________________________________________
Маша Иванова
Глаголы 1-го спряжения: играть(суффикс -а-), стелить (исключение), бить (бьём)
Глаголы 2 спряжения: спать (спим), смотреть (исключение), верить (суффикс -и-)
Вы со всем согласны?
____________________________________________________________________________
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
, | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Глагол. Времена глагола.
ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....
"Глаголы. Время и число глаголов"
Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....