Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Что такое местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС и содержит разнообразные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_mestoimenie.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка во 2классе
по УМК «Школа России»
Тема: «Что такое местоимение»
Автор разработки: Алексеева Е.Е.
учитель начальных классов
ГБПОУ ТК №21 г. Москва
Цели:
- сформировать понятие о местоимении как части речи, его роли в предложении;
- развивать умение употреблять местоимения вместо имен существительных;
- способствовать развитию орфографической зоркости, словарного запаса и коммуникативных навыков;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к родному языку, чувство взаимопомощи и уважительное отношение друг к другу.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей;
- коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы применять правила делового сотрудничества, участвовать в продуктивном диалоге;
- познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать;
- регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно и то, что ещё подлежит усвоению.
Оборудование: проектор, MacBooK (и) для учащихся, карточки для интерактивной игры, учебник русского языка Канакина В.П. 2 класс 2 часть.
Конспект урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок друзья!
Кто готов к уроку?
Настроение на «пять»?
Значить будем начинать!
- Словарная работа
(Работа в статичных группах)
Прочитайте пословицы, найди в них словарные слова.
- Храбрость города берет.
- Беседа дорогу коротает.
- Голод не тетка, мороз – не брат.
- Не бравшись за топор, избы не построишь.
- Тот бригадир хорош, у кого урожай хорош.
- Глупому сыну и родной отец ума не пришьет
Какой орфограммой объединены эти слова?
- Чистописание
Вспомним написание буквы о.
(один ученик комментирует написание буквы на доске, остальные пишут в тетради)
Напишите соединения с буквой о: три с верхним и три с нижним соединением букв. Простым карандашом выделите шалашики и гнездышки.
- Повторение пройденного материала
а) Интерактивная игра «Словечко»
Карточки:
мячик большой расцвел
человек резиновый растет
катер трудолюбивый скачет
цветок весеннее стоит
морковь быстрый светит
солнце красивый трудится
стол вкусная плывет
- Словечко, словечко, выйди на крылечко
- имена существительные
( к доске выходят ученики с карточками именами существительными, остальные оценивают правильность выполнения задания)
- Словечко, словечко, выйди на крылечко
- имена прилагательные
- Словечко, словечко, выйди на крылечко
- глаголы
б) Интерактивная игра «Суета»
А теперь словечки соберитесь в предложения
(ребята передвигаются по классу, вступают в диалог и объединяются в группы, чтобы получились предложения)
- Запишите предложения в тетрадь и выделите грамматическую основу.
- Актуализация знаний
- Послушайте, какая история произошла однажды со мной.
- Он встретил меня у крыльца школы и весело закружился возле моих ног. Он сопровождал меня всю дорогу до дома. Я была рада его соседству. Меня веселило, когда он забегал вперед, останавливался и ждал меня, а потом отставал и снова догонял. Мне очень не хотелось с ним расставаться, и когда я подошла к подъезду, то решила взять его с собой.
- Как вы думаете, кого же я встретила по пути домой?
(предположения детей)
- А хотите я вам покажу своего спутника?
(сухой осенний лист)
- Почему же вы не смогли правильно определить о ком шла речь?
- Каким словом в тексте было заменено слово лист?
- А слово лист это какая часть речи?
- Как может называться часть речи, которая употребляется вместо имени существительного?
Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных.
- Первичное усвоение новых знаний
- Прочитайте правило на стр. 101 учебника и подготовьте ответ на вопрос: Что такое местоимение?
- Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.
- Первичное закрепление
а) Игра «Чей ряд быстрее»:
(каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему)
1. Я остановился в недоумении.
2. Они тоже бывают разные.
3. Дружно пели мы песню.
4. Видел ли ты орла?
5. Он очень ценит друзей.
6. Вдруг она прыгнула в воду.
7. Закинул он невод в море.
8. Тут и выглянуло оно.
Физкультминутка
- Как живешь?
- Как идешь?
- Как растешь?
- А как поешь?
- Как бежишь?
- Как стоишь?
- Как шалишь?
- Как молчишь?
- Как сидишь?
б) Тест «Местоимение»
1. Местоимение – это
- часть речи
- часть слова
- часть предложения
2. Найди лишнее:
- я
- как
- она
3. Найди признак местоимения:
- называет предмет
- указывает на предмет, не называя его
- указывает на действие предмета
4. Каким членом предложения является местоимение?
Он много читает.
- сказуемым
- подлежащим
- второстепенным членом
5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
- 5
- 6
- 7
- Проектная деятельность
Работа в парах с MacBooK(ом).
- Откройте программу ПервоЛого. Найдите созданный альбом и откройте 1 страницу. Соотнесите картинки с местоимениями. (слайд 2, 3)
- Откройте 2 страницу. Какое местоимение вы видите? (мы) (слайд 4)
- Есть ли картинка к этому местоимению? (нет)
- Подумайте, как можно проиллюстрировать это местоимение? (общая фотография)
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь в одиночку не сдвинешь и кочку, а вместе мы можем и горы свернуть.
- Создайте 2 страничку альбома: сделайте фотографию, вставьте ее при помощи черепашки. (слайд 5, 6) Подберите и вставьте пословицу о дружбе (можно воспользоваться классной библиотечкой, интернетом или вспомнить свою). Не забудьте сохранить свой проект.
- Итог урока
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
- Чем сегодняшний урок вам запомнился?
- Оцените свои достижения на уроке при помощи значков.
- Кто считает, что хорошо разобрался в новом материале?
-У кого остались вопросы?
- Кому необходима помощь?
- Домашняя работа
Выполнить упр. №173 на стр. 101, выучить правило
Литература:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 2 класс 2 часть, «Просвещение», Москва 2013 г.
Дик Н.Ф., Маркова А.П. 10000 лучших пословиц и поговорок русского народа, «Феникс», Ростов-на-Дону 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...
Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....
Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Роль местоимений в речи"
Урок по русскому языку в 4 классе на тему:«Роль местоимения в речи» Предмет...