Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Что такое местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с ФГОС и содержит разнообразные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_mestoimenie.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка  во 2классе

 по УМК «Школа России»

Тема: «Что такое местоимение»

Автор разработки:  Алексеева Е.Е.

учитель начальных классов

ГБПОУ ТК №21 г. Москва

Цели:

  • сформировать  понятие о местоимении как части речи, его роли в предложении;
  • развивать умение употреблять местоимения вместо имен существительных;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, словарного запаса и коммуникативных навыков;
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к родному языку, чувство взаимопомощи и уважительное отношение друг к другу.

УУД, формируемые на уроке:

  • личностные: уметь оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей;
  • коммуникативные: правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы применять правила делового сотрудничества, участвовать в продуктивном  диалоге;
  • познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать;
  • регулятивные: учиться ставить учебную задачу, составлять план и последовательность действий; учиться выделять то, что уже известно и то, что ещё подлежит усвоению.

Оборудование: проектор, MacBooK (и) для учащихся, карточки для интерактивной игры, учебник русского языка Канакина В.П. 2 класс 2 часть.

Конспект урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок друзья!

Кто готов к уроку?

Настроение на «пять»?

Значить будем начинать!

  1. Словарная работа

(Работа в статичных группах)

Прочитайте пословицы, найди в них словарные слова.

  1. Храбрость города берет.
  2. Беседа дорогу коротает.
  3. Голод не тетка, мороз – не брат.
  4. Не бравшись за топор, избы не построишь.
  5. Тот бригадир хорош, у кого урожай хорош.
  6. Глупому сыну и родной отец ума не пришьет

Какой орфограммой объединены эти слова?

  1. Чистописание

Вспомним написание буквы о.

(один ученик комментирует написание буквы на доске, остальные пишут в тетради)

Напишите соединения с буквой о: три с верхним и три с нижним соединением букв. Простым карандашом выделите шалашики и гнездышки.

  1. Повторение пройденного материала

а)  Интерактивная игра «Словечко»

Карточки:

мячик                        большой                        расцвел        

человек                резиновый                        растет                                

катер                        трудолюбивый                скачет        

цветок                весеннее                        стоит

морковь                быстрый                        светит

солнце                        красивый                        трудится

стол                        вкусная                        плывет

- Словечко, словечко, выйди на крылечко

- имена существительные

( к доске выходят ученики с карточками именами существительными, остальные оценивают правильность выполнения  задания)

- Словечко, словечко, выйди на крылечко

- имена прилагательные

- Словечко, словечко, выйди на крылечко

- глаголы

б) Интерактивная игра «Суета»

А теперь словечки соберитесь в предложения

(ребята передвигаются по классу, вступают в диалог и объединяются   в группы, чтобы получились предложения)

- Запишите предложения в тетрадь и выделите грамматическую основу.

  1. Актуализация знаний

- Послушайте, какая история произошла однажды со мной.

- Он встретил меня у крыльца школы и весело закружился возле моих ног. Он сопровождал меня всю дорогу до дома. Я была рада его соседству. Меня веселило, когда он забегал вперед, останавливался и ждал меня, а потом отставал и снова догонял. Мне очень не хотелось с ним расставаться, и когда я подошла к подъезду, то решила взять его с собой.

- Как вы думаете, кого же я встретила по пути домой?

(предположения детей)

- А хотите я вам покажу своего спутника?

(сухой осенний лист)

- Почему же вы не смогли правильно определить о ком шла речь?

- Каким словом в тексте было заменено слово лист?

- А слово лист  это какая часть речи?

- Как может называться часть речи, которая употребляется вместо имени существительного?

Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте  употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. 

 

  1. Первичное усвоение новых знаний

- Прочитайте правило на стр. 101 учебника и подготовьте ответ на вопрос: Что такое местоимение?

- Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

  1. Первичное закрепление

а) Игра «Чей ряд быстрее»:

(каждый ученик в одном предложении  подчёркивает местоимение и передаёт следующему)

1. Я остановился в недоумении.

2. Они тоже бывают разные.

3. Дружно пели мы песню.

4. Видел ли ты  орла?

5. Он очень ценит друзей.

6. Вдруг она прыгнула в воду.

7. Закинул он невод в море.

8. Тут и выглянуло оно.

Физкультминутка

- Как живешь?

- Как идешь?

- Как растешь?

- А как поешь?

- Как бежишь?

- Как стоишь?

- Как шалишь?

- Как молчишь?

- Как сидишь?

б) Тест «Местоимение»

1. Местоимение – это

- часть речи

- часть слова

- часть предложения

2. Найди лишнее: 
 -  я 
-
 как 
-  она 
3.  Найди признак местоимения: 
-  называет предмет 
-  указывает на предмет, не называя его 
-  указывает на действие предмета 
4. Каким членом предложения является местоимение? 
Он много читает. 
-  сказуемым 
-  подлежащим 
-  второстепенным членом

5. Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они. 
-  5 
-  6 
-  7 

  1. Проектная деятельность

Работа в парах с  MacBooK(ом).

- Откройте программу ПервоЛого. Найдите созданный альбом и откройте 1 страницу. Соотнесите картинки с местоимениями. (слайд 2, 3)

- Откройте 2 страницу. Какое местоимение вы видите? (мы) (слайд 4)

-  Есть ли картинка к этому местоимению? (нет)

 - Подумайте, как можно проиллюстрировать это местоимение? (общая фотография)

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь в одиночку не сдвинешь и кочку, а вместе мы можем и горы свернуть.

- Создайте 2 страничку альбома: сделайте фотографию, вставьте ее при помощи черепашки. (слайд 5, 6)  Подберите и вставьте пословицу о дружбе (можно воспользоваться классной библиотечкой, интернетом или вспомнить свою). Не забудьте сохранить свой проект.

  1. Итог урока

Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,

ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

- Чем сегодняшний урок вам запомнился?

- Оцените свои достижения на уроке при помощи значков.

- Кто считает, что хорошо разобрался в новом материале?  

-У кого остались вопросы?    

- Кому необходима помощь?

  1. Домашняя работа  

Выполнить упр. №173 на стр. 101, выучить правило

Литература:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык  2 класс 2 часть, «Просвещение», Москва 2013 г.

Дик Н.Ф., Маркова А.П. 10000 лучших пословиц и поговорок русского народа, «Феникс», Ростов-на-Дону 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"

Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существи...

Конспект урока русского языка Тема: "Что такое местоимение?", 2 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию местоимений и овладению умением составлять слова с помощью мест...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Роль местоимений в речи"

Урок по русскому языку в 4 классе на тему:«Роль местоимения в речи» Предмет...