Методическая разработка урока русского языка. 4 класс. Тема "Что такое склонение? Три склонения имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок проводится в 4-м классе по Образовательной системе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ). Учащиеся знакомятся с понятием склонение имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._4_klass._tehnologiya_trkm.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 455
с углублённым изучением английского языка
Колпинского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока русского языка
(Образовательная система «Школа 2100»)
4 класс
Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных
Учитель начальных классов
Семенистик Людмила Владимировна
Тип урока: введение нового знания.
Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.
Педагогические задачи:
1.Познакомить с распознаванием типа склонения имён существительных по окончанию и по роду.
2.Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность.
3.Учить строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
4.Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
- уметь определять склонение имён существительных на основе исследовательской работы, применять теоретические знания об имени существительном в практической деятельности;
- уметь находить и формулировать проблему, искать пути её решения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- извлекать информацию из разных источников;
- уметь преобразовывать информацию (в схемы, графические образцы);
- анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
- развивать умение высказывать предположения на основе наблюдений;
- принимать участие в обсуждении и формулировании темы и целей урока;
- развивать умение самостоятельно планировать деятельность;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
- оценивать свой вклад в общую работу.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в группе;
- договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность: обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;
- вносить свой вклад в работу достижения общих результатов;
- активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
- строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
- развивать умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.
Личностные:
- понимать и оценивать свой вклад в решении общих задач;
- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибка - обязательная часть решения любой задачи;
- воспитывать самостоятельность, творческую активность;
- воспитывать интерес к изучению языка.
Технологии, используемые на уроке:
- технология развития критического мышления (ТРКМ);
- технология оценивания учебных умений.
Приёмы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Бортовой журнал», «Кластер».
Методы обучения:
- проблемно-поисковый.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- индивидуальная.
Оборудование:
для учителя:
- аудиозапись «Песенка друзей» из мультфильма «По дороге с облаками»;
- плакаты: «Имя существительное», «Падежи», «Три склонения имён существительных»;
- алгоритм самооценки;
для учащихся:
- карточки для индивидуальной работы «Верные и неверные утверждения»;
- карточки для групповой работы «Бортовой журнал «В одном и том же падеже окончания разные»;
- конверты с заданиями для групповой работы;
- конверты с заданиями для игры «Третье лишнее».
Ход урока:
- Эмоциональный настрой на урок.
Настроем себя на работу. Споём песню.
Звучит «Песенка друзей» из мультфильма «По дороге с облаками». Дети поют первый куплет.
А теперь скажите в свой адрес про себя добрые слова.
Потрите ладошки и передайте через них тепло и добро своим одноклассникам (дети соединяют ладошки друг друга).
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе, спинка ровно
И к уроку всё готово.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
III. Стадия вызова.
1) Актуализация знаний.
Игра «Узнай падеж».
Я называю вопросы, или вспомогательные слова, или предлоги, а вы должны определить падеж и записать его в тетрадь.
Материал для игры:
кому? (Д.п.);
на, за, под, через, про, в (В.п.);
нет (Р.п.);
«щедрый» падеж (Д.п.);
без предлога не употребляется (П.п.);
подлежащее (И.п.);
«падежработяга» (кем? чем?) (Т.п.);
только два предлога (Д.п.)
кого? (В.п., Р.п.);
что? (И.п., В.п.);
о, об (П.п.).
Проверка: взаимопроверка и оценивание работ своих одноклассников.
- Какие трудности возникли?
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
- Что объединяет все ответы этой игры?
- Падежи относятся «Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам»?
- Что вы знаете об имени существительном?
2) Постановка учебной задачи.
Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения».
У вас на партах лежат карточки для индивидуальной работы. Вы читаете вопросы и отвечаете на них. Если согласны, то ставите «+», если не согласны - «-», если у вас возникнет трудность, то обведите номер вопроса в кружок.
Карточка:
«Верные и неверные утверждения»
№ п/п | Вопросы | В начале урока | В конце урока |
1 | Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что? | ||
2 | Верите ли вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? | ||
3 | Верите ли вы, что род - это непостоянный признак? | ||
4 | Верите ли вы, что в русском языке пять падежей? | ||
5 | Верите ли вы, что дательный падеж имеет два предлога? | ||
6 | Верите ли вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? | ||
7 | Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения? | ||
8 | Верите ли вы, что склонение - это постоянный признак имени существительного? |
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем.
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали трудности? Какие? Почему?
- О чём это нам говорит? (Мы ещё не всё знаем об имени существительном.)
К этой таблице мы ещё вернёмся в конце урока.
- Значение какого слова из прочитанных вам не совсем понятно?
- Подберите к этому слову однокоренные слова.
- Почему это однокоренные слова?
- Как вы думаете, имя существительное склоняется? Что это значит?
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую цель на уроке мы поставим перед собой?
- Какие умения будем развивать на уроке?
3) Постановка проблемы. Работа в группах.
Приём ТРКМ «Бортовой журнал».
Прочитайте предложение, записанное на доске.
На доске: Книги учат нас смелост... и дружб… .
- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж.
- Что можно сказать об окончаниях этих слов? Какие они?
Теперь прочитайте предложение без пропусков. (Книги учат нас смелости и дружбе.)
- Что заметили?
- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами разделимся на группы, и каждая группа проведёт научное исследование.
Учащиеся делятся на три группы.
Вы знаете, что в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений.
И мы с вами тоже будем вести журнал. Он лежит у вас на партах. Обсудите в группах и запишите свои мысли (предположения) по данной проблеме в левую колонку журнала.
На партах «Бортовые журналы:
«Бортовой журнал «В одном и том же падеже окончания разные»
Что известно по данной теме? | Что узнали нового? |
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем.
- Что вам уже известно по данной проблеме?
- Что надо бы ещё знать?
- Как мы будем решать данную проблему?
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
4) Физкультминутка.
Движение - это здоровье!
Движение - это жизнь!
Не ленись - подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись.
Раз - направо, два - налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!
IV. Стадия осмысления.
- Решение проблемы. Работа в группах.
Итак, перед нами проблема «Почему в одном и том же падеже окончания разные?». Свои предположения вы записали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть и дополнить их.
Каждая группа учёных получает конверт с заданием.
Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
Работаем по плану.
На доске план: План.
1.Просклонять предложенные существительные.
2.Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
3.Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
4.Сделать вывод.
Представители научных групп получают конверты с заданиями.
1 группа
И.п. | стран | а | земл | я |
2 группа
И.п. | окн | о | пол | е |
3 группа
И.п. | печь | - | степь | - |
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем.
Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.
- Сколько же всего в русском языке групп имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах? (3)
- Как иначе можно назвать эти группы слов?
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
2) Выводы.
Приём ТРКМ «Кластер».
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр.123-124.
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила и составляют «кластер».
- Сколько склонений у имён существительных?
- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
На доске и в тетрадях у учащихся:
Склонение имён существительных
Начальная форма имён существительных
↓
Род
мужской женский средний
с ь
, , , на конце ,
1 скл. 2 скл. 1 скл. 3 скл. 2 скл.
Вернёмся к нашему предложению.
Книги учат нас смелост… и дружб… .
- Какие окончания у данных слов? Как определили?
- Почему в словах смелости и дружбе разные окончания, хотя род и падеж один и тот же?
- Как определить склонение?
- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
- Запишите новую информации в правую колонку «Бортового журнала».
Учащиеся выполняют задание.
Проверяем.
- Почему в одном и том же падеже у имён существительных окончания разные?
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
3) Физкультминутка. Игра «Доскажите словечко».
Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два прыжка. Если существительное 3-го склонения – три приседание.
а) Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … .(Белка)
б) Шубка - иголки,
Свернётся он - колкий,
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Еж)
в) По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за шутка я? (Кровать)
г) Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …. . (Карандаш)
д) И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? .(Палатка)
е) Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет. (Гармонь)
ж) То я в клетку, то в линейку.
Написать по - ним сумей-ка!
Можешь нарисовать…
Что такое я? (Тетрадь)
з) Гладишь - ласкается.
Дразнишь - кусается. (Собака)
и) В воде купался,
но сухой остался. (Гусь)
к) Ты беседуй чаще с ней,
Будешь вчетверо умней. (Книга)
4) Первичное закрепление.
а) Игра «Третье лишнее». Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду найти лишнее слово:
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Проверяем.
Учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
б) Игра «Замаскированные» («Дидактический материал» с.39 упр.73). Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют задание в тетрадях. В случае затруднения обращаются к своим одноклассникам. Затем проверяют выполнение задания в своих группах.
Проверяем.
- Чем интересно это упражнение?
- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить упражнение?
- Какие трудности возникли?
- Какое умение развивали при выполнении этого задания?
IV. Стадия рефлексии.
Приём ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
А сейчас вернёмся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, всё ли верно.
Учащиеся заполняют последнюю колонку «Верные и неверные утверждения».
Проверяем.
- В каких высказываниях у вас возникли трудности?
- Узнали ответы на этот вопросы?
- Что такое склонение?
- Сколько склонений у имён существительных?
- Склонение - это постоянный признак? Почему?
Запишите в тетрадь опорные слова для определения склонения у имён существительных. (И.п., ед.ч., род, окончание.)
Проверяем.
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
- Какие умения развивали на уроке?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Все ли имена существительные склоняются?
Значит, мы узнали ещё не всё об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.
Наш урок подошел к концу,
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
V. Домашнее задание.
с.123-124 (определение);
на выбор:
а) дид. с.39-41 упр.74-76 (на выбор);
б) сочинить сказку «В царстве Склонений».
Литература
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Часть 1. Под науч. ред. акад. А.А.Леонтьева. Изд. 5-е. - М.: Баласс, 2005. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
2.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Пособие для учащихся. – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
3.Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2004. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в определении склонений имен существительных. Моя Родина – Россия".
Урок обучения распознаванию типа склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....
Урок русского языка в 4классе по теме "2 склонение имён существительных"
Урок русского языка по программе "Школа России" составлен в соответствии с ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе «Род - постоянный признак имён существительных»
Данный урок был разработан для участия в конкурсе педагогического мастертва.Методическая разработка включает в себя:- характеристику класса- описание средств организации учебной деятельности (технолог...
Методическая разработка. Урок русского языка в 3 классе: "Склонение имен существительных в косвенных падежах"
Технологическая карта урока русского языка Предмет: Русский языкКласс: 3УМК: начальная школа XXI века Тема: Склонение имен существительных в косвенных падежах.Тип урока: Объяснение нового ма...