Методическая разработка урока русского языка по теме "Роль местоимений в речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Зубарева Анна Вячеславовна

Урок по русскому языку в 4 классе на тему:

«Роль местоимения в речи»

 

Предмет                    русский язык

Класс                         4 «Б»

Дата                           13.02.2023г.

Тема урока               Роль местоимения в речи

Тип урока                 Открытие «новых» знаний

 

Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки с заданием.

Цель урока:  познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи

Задачи урока:

-образовательные: создать условие для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли, формировать умения заменять имена существительные местоимениями

-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

-развивающие: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач; расширить мировоззрение.

 

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

- регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, удерживать цель деятельности до получения её результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации, соблюдают грамматические нормы устной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_party.docx10.07 КБ
Microsoft Office document icon tema_100.doc107.5 КБ
Файл razdatka.docx12.96 КБ
Файл k_teme_100.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Я   ТЫ   ОН  ОНА   ОНИ  МЫ    ВЫ



Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе на тему:

«Роль местоимения в речи»

Предмет                    русский язык

Класс                         4 «Б»

Дата                           13.02.2023г.

Тема урока               Роль местоимения в речи

Тип урока                 Открытие «новых» знаний

Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки с заданием.

Цель урока:  познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи

Задачи урока:

-образовательные: создать условие для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли, формировать умения заменять имена существительные местоимениями

-воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

-развивающие: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач; расширить мировоззрение.

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

- регулятивные: соотносить свои действия с планируемыми результатами, удерживать цель деятельности до получения её результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации, соблюдают грамматические нормы устной речи


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Роль местоимения в речи.»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Задачи: обеспечить усвоение знаний о местоимении  как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е:

познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений; их признаки и синтаксическую роль; подчёркивать главные члены предложения; указывать части речи; определять роль местоимений в речи

М е т а п р е д м е т н ы е:

познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; уметь самостоятельно приобретать новые знания; регулятивные – соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

коммуникативные – с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации

Л и ч н о с т н ы е:

формирование ответственного отношений к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Образовательные ресурсы: учебник,  мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданием.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно удачи. 

Проверять готовность к уроку.

Приветствовать учителя

Регулятивные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Приём – инструктаж, фронтальная беседа.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация.

2 мин.

Слайд 2

А чтобы наши гости с вами ближе познакомились, расскажите какие вы. Опишите свои лучшие качества. Подберите несколько прилагательных так, чтобы они начинались с каждой буквы, представленных на слайде. Например, А- активные.

Отлично! Какие вы замечательные! Думаю работать с вами будет одно удовольствие.

Анализировать рассказ.

Называть свои моральные и личностные качества.

Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

Метод – словесный;

Приём –рассказ

Метод – словесный;

Приём- фронтальная беседа

7 мин

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить задание.

У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.

Приложение 1

В. Осеева

«Кто наказал его?»

Я обидел друга. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.

- Он сам себя наказал, - ответила мама.

О ком этот рассказ? (О мальчике)

Как вы считаете, какова главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один)

 Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»). Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?(место имени существительного)

 К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

О происхождении этого слова расскажет.

Сообщение ученика (Зубов Максим)

Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Какое открытие для себя сделали? (Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока: «Роль местоимений в речи».

Определите цели урока, используя опорные слова.

 - Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение, вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксические функции.

Читать, анализировать рассказ

Отвечать на вопросы по рассказу

В. Осеевой «Кто наказал его?»

Анализировать рассказ о происхождении местоимения

Формулировать цели урока

Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация

4.

Решение частных задач.

Метод – словесный;

Прием – фронтальная беседа.

Метод- словесный

Прием-инструктаж

Метод – практический;

Прием – упражнение.

Метод- словесный

Прием-инструктаж

Метод – практический;

Прием – упражнение.

Метод – словесный;

Приём- опрос

Метод- словесный

Прием-инструктаж

Метод – практический;

Прием – упражнение.

Метод – словесный;

Приём- опрос

Метод- словесный

Прием- фронтальный опрос

Метод – практический;

Прием – упражнение.

Метод- словесный

Прием-инструктаж

Метод – практический;

Прием – упражнение.

10 мин.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 9

Слайд 10

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов:

  анти  -  вместо и  онима  - имя

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение.

- Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.

Все названные местоимения выставляю на доску

 - Ребята, послушайте текст.

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

 - Кто же это « он»? (….)

 - Почему вы отвечаете по-разному?

Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

« Какой замечательный лён!»

В чем же различие существительного и местоимения?

Местоимений в русском языке немного, всего 69, но они часто потребляются в нашей речи.

- Местоимение самостоятельная или служебная часть речи?

 - С какой целью мы употребляем местоимения в нашей речи?

Физ – ми – нут - ка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать.

Продолжим работу по плану дальше!

У вас на столах лежат тексты (приложение 2)

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Приложение 2.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Проверим. Кто прочитает получившейся текст?

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) 

Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и  употреблять местоимения в речи.

Работа в группах. Кто напомнит нам правила?

 Задание:

1)Прочитайте текст.

2)Подумайте какие местоимения надо употребить?

3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Приложение 3

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

Проверим. Кто прочитает получившейся текст?

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно  просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он  всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.

Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения.

Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них.

Упр. 111

Кто прочтет задание? Что нужно сделать в задании? (ответить устно на вопросы и списать последнее предложение, подчеркнуть главные члены предложения, указать, чем выражены) Будем выполнять упр. следуя данному плану.

Итак, кто прочтет текст упр.?

Теперь давайте разберемся, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении.

1 – вы знаете (к читателю)

2 – вы откуда (к товарищу)

2 – вы раздавите (к товарищу))

3 – где ты (к летчику)

4 – ты любимый (к васильку)

5 – ты встретил (к читателю)

А когда в разговоре вы употребляете личное местоимение вы, а когда – ты? (ты – с друзьями, близкими, вы – с незнакомыми, со старшими, для выражения уважения)

А теперь спишите последнее предложение и выполните задание.

                                       м.       гл.

А много ль рассветов ты встретил в лесу?

Ребята, теперь ваше задание найти и исправить ошибки в употреблении местоимений

Приложение 4

*Исправьте предложения.

1) Я укорял меня за невнимательность.

2) Он обиделся на их.

3) Мы с ими давно дружим.

4) Они ждали него.

5) Я горжусь ним.

Проверка:

 1) Я укорял себя за невнимательность.

2) Он обиделся на них.

3) Мы с ними давно дружим.

4) Они ждали его.

5) Я горжусь им.

Анализировать рассказ

Анализировать страничку нового раздела

Выполнять упражнение в парах

Отвечать на вопросы,

Перечислять личные местоимения

Выполнять упражнение в парах.

Заменять повторы слов местоимениями.

Читать получившийся текст.

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Вспоминать и называть правила работы в группе

Выполнять упражнение в группах

Вставлять пропущенные местоимения

Читать получившийся текст.

Делать вывод

Анализировать рассказ

Выполнять упражнение 111, с. 52

Находить и исправлять ошибки в употреблении местоимений

Производить проверку своей работы

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

 

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

 

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

 

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

5.

Итог урока

Метод – словесный;

Приём – беседа.

3 мин

Как называется часть речи. с которой мы познакомились?

Почему так называется эта часть речи? Как отличить местоимение от других частей речи? Какова роль местоимения в нашей речи?

Отвечать на вопросы, подводить итог работы на уроке.

Записывать домашнее задание.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

6.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – инструктаж.

2 мин

 А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Заполните табличку.

Кто хочет поделиться своим результатом?

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…

На этом наш урок закончен! До свидания!

Оценивать свою работу на уроке.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ.

Сообщение ученика (Зубов Максим)

Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

В. Осеева

«Кто наказал его?»

Я обидел друга. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? – спросила соседка.

- Он сам себя наказал, - ответила мама.

Приложение 2.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Приложение 3

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить»

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.

Приложение 4

*Исправьте предложения.

1) Я укорял меня за невнимательность.

2) Он обиделся на их.

3) Мы с ими давно дружим.

4) Они ждали него.

5) Я горжусь ним.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

4) Мне необходимо поработать над…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А В Т У Ч Л К Б

Слайд 3

Валентина Осеева «Кто наказал его?» Я обидел друга. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? – спросила соседка. - Он сам себя наказал, - ответила мама.

Слайд 4

Оно о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Оно отдается делу сполна: Местоимение заменяет имена!

Слайд 5

Роль местоимений в речи

Слайд 6

Ответь-ка на вопрос

Слайд 7

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям . Она она

Слайд 8

Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Слайд 9

«Интересная загадка! Какие местоимения употребить?» Однажды ____ шёл по лугу. Ко ____ пристала ласточка. ____ кружилась около ____ . Ласточка задевала ____ за плечо, кричала жалобно, словно ____ отнял у ____ птенца, словно просила отдать ____ обратно. ____ не понимал, что ____ нужно. Я рассказал об этом деду, и ____ всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ____ в траве, а ____ летает около человека и ловит ____ на лету. я мне Она меня меня я неё его Я ей он их сама их

Слайд 10

1) Я укорял меня за невнимательность. 2) Он обиделся на их. 3) Мы с ими давно дружим. 4) Они ждали него. 5) Я горжусь ним. себя них ними его им

Слайд 11

Утверждения Поставь знак «+» или «?» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. 4) Мне необходимо поработать над…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

методическая разработка урока русского языка по теме: "Склонение имен прилагательных"

урок русского языка в 4 классе. Тема урока: Склонение имен прилагательных. Тип урока: урок усвоения новых знаний...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Методическая разработка урока русского языка по теме"Однородные подлежащие и сказуемые"

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми....

Разработка урока русского языка по теме " Роль прилагательных в речи"

Тема урока:      Роль прилагательных в речиЦель: планируется, что к концу урока учащиеся будутзнать:·        какую роль выполняют имена прил...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Что такое текст? Тема текста", 2 класс

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные признаки: целостность, связность, законченность Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к текс...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю ...